Битвы в сети
Общества защиты прав потребителей буквально завалены вопросами возмущенных пользователей интернет-магазинов. Сегодня мы публикуем ответы на самые типичные из этих вопросов.
Кто повезет брак?
Купила в интернет-магазине 3G-модем. Проверить в день доставки его работоспособность не смогла, так как под рукой не было компьютера, а потом стало понятно, что компьютер его не опознает. Обратилась в инернет-магазин с просьбой заменить модем. На это мне было заявлено, что я должна сама отвезти покупку на экспертизу. Я возразила: по закону имею право вернуть товар в 14-дневный срок с чеком и неповрежденной упаковкой, не объясняя причин. Но мне сказали, что возврат возможен только через экспертизу. Как мне следует поступать дальше? У меня грудной ребенок, поэтому ездить по экспертизам и судам очень сложно.
Алена Горбачева
– В этой ситуации можно руководствоваться ст. 26.1 Закона РФ «О защите прав потребителей». На основании этой статьи вы вправе требовать возврат денежной суммы в течение семи дней. Причем если в момент доставки вам не была предоставлена информация о порядке и сроках возврата товара в письменном виде, то вы вправе отказаться от него в течение трех месяцев с момента его передачи.
Если потребитель захотел просто заменить товар, то в течение семи дней со дня покупки магазин обязан удовлетворить его требования. Когда речь идет о недостатке товара, торговая фирма имеет право усомниться в претензиях и отправить товар на экспертизу.
По закону «О защите прав потребителей» покупатель сам привозит товар на проведение экспертизы, если он весит менее пяти килограммов, если больше – магазин обязан обеспечить его доставку.
Некоторые интернет-магазины идут навстречу покупателям и присылают курьеров, чтобы забрать товар на экспертизу. Не забудьте в этом случае составить описание товара (описать его состояние) и заставить расписаться курьера на вашем экземпляре.
Легкомысленные часы
В конце сентября приобрела в интернет-фирме часы за 3150 рублей, что составляет почти половину моей пенсии. Оказалось – это просто хлам. Причем в присутствии курьера все дефекты обнаружить невозможно, так как они проявляются спустя некоторое время (например, останавливаются через восемь-десять часов). А «точность» – вообще удивительная! Сегодня за неполные два с половиной часа часики умудрились уйти на 40 с лишним минут вперед. Позвонила в магазин с просьбой забрать покупку и вернуть деньги. Но со мной даже разговаривать не стали.
Варвара Орлова
– Разговаривать бесполезно. Надо по-слать письменную претензию продавцу с требованием вернуть деньги за некачественный товар. Причем послать заказным письмом с уведомлением о вручении. Если с момента вручения (дату увидите на вернувшемся к вам уведомлении) вам не ответят в течение десяти дней, можно подать иск в суд. Иски ценой до 100 тыс. рублей в течение месяца рассматривают мировые суды. Перед обращением в суд необходимо взять справку о неисправностях в сервисном центре, либо провести независимую экспертизу.
Кто заказал, тот и принимает
Купила через Интернет посудомоечную машину. Доставщики привезли ее в мое отсутствие, принял и расписался в чеке родственник, хотя на чеке мое имя. При плохом освещении в прихожей он не обратил внимания на вмятины, а доставщики быстро ушли, накрыв дефект инструкцией. Могу ли я вернуть или обменять товар, учитывая, что как заказчик не подписывала товарный чек (он оформлен на мое имя). Ведь получается, что товар вручали не мне и в осмотре я не участвовала.
Наталья Дашкова
– В соответствии со ст. 458 ГК РФ обязанность продавца передать товар покупателю считается исполненной в момент вручения товара покупателю или указанному лицу, если договором купли-продажи предусмотрена доставка. Поэтому, если договором купли-продажи не предусмотрено, что товар может быть передан кому-то еще, покупатель вправе потребовать передачи товара лично ему. В данном случае интернет-магазин не исполнил условия договора, и на этом основании можно потребовать вернуть деньги или обменять товар на качественный.
Если даже заказ делался по телефону, то оформлялась заявка на определенного человека (Ф.И.О.) и его адрес. Поэтому сотрудники доставки должны проверить документы: тому ли покупатели они доставили товар. Если не проверяют, то это их оплошность.
Как догнать и отдать?
Приобрела через Интернет две односпальные кровати. Водитель при расчете за покупку не дал чек и быстро уехал. Кровати оказались бракованными, на просьбу приехать и забрать их магазин никак не откликнулся. Что делать?
Марина Дубровская
– В первую очередь необходимо предъявить претензию о замене кроватей или возврате денежных средств самому магазину. Также нужно обратиться в Роспотребнадзор по вопросу нарушения правил торговли. Если интернет-магазин откажется исполнять требования, то в суде придется доказать факт покупки мебели именно в этом магазине, пригласив свидетелей или предъявив другие документы, например накладную или путевой лист (что-то ведь вы подписали?).
Письмо, высланное на электронную почту, не может выполнять роль претензии, поэтому все должно подаваться письменном виде.
Быстрые, однако
Заказала дочери брючный костюм, но его доставили, пока она была в командировке. Когда она через пять дней вернулась и померила обновку, выяснилось, что ошиблись с размером. Магазин обменять на больший размер отказался, сославшись на то, что это можно сделать только в течение трех дней со дня покупки. Прав ли магазин?
Галина Осипенко
– Обмен производится в течение 14 дней, если товар не подошел по размеру, не зависимо от того, был он куплен в обычном магазине или доставлен курьером. В этом случае интернет-магазин обязан руководствоваться Законом РФ «О защите прав потребителей», в том числе его ст. 25.
Читайте надписи
Купила телефон через интернет-магазин. При заказе специально уточнила у оператора, чья сборка. И тот четко ответил: венгерская. При доставке покупки был подписан договор, в одном из пунктов которого было указывалось, что товар соответствует описанию на странице магазина – количество, ассортимент, комплектность соответствуют заказу. Однако при ближайшем рассмотрении, уже после отъезда курьера, обнаружилось, что батарейки, гарнитуры, флеш-карты произведены вовсе не в Венгрии, а в Китае. Цена же была уплачена за лучшее качество, нежели китайская сборка. В документах нигде не указана страна сборки (производства). Могу ли я потребовать замены составляющих? Продавец утверждает, что так и должно быть (комплектующие китайские, сам аппарат – венгерский). Если я захочу отказаться от покупки, примут ли телефон обратно?
Ирина Митрофанова
– Информация о товаре доводится до сведений потребителей в технической документации, на этикетках, маркировкой или иным способом, принятыми для отдельных товаров. Поэтому если при покупке телефона на этикетке была надпись: «Сделано в Китае», считается, что информация от изготовителя предоставлена.
Поскольку товар приобретен дистанционным способом, можно попробовать вернуть деньги по ст. 26.1 Закона РФ «О защите прав потребителей»: «потребитель вправе отказаться от товара в любое время до его передачи, а после передачи – в течение семи дней. В случае если информация о порядке и сроках возврата товара надлежащего качества не была предоставлена в письменной форме в момент доставки товара, потребитель вправе отказаться от товара в течение трех месяцев с момента передачи товара». Экспертиза не нужна, ведь и так понятно, что надпись «Сделано в Китае» есть.
Если магазин не торопится
В начале июля заказала диван и ткань стоимостью 95 600 рублей, оплатив покупку. Доставка должна была быть через две недели, но мне ничего не привезли. Когда позвонила выяснить, в чем дело, обещали доставить покупку еще через неделю. Так повторялось несколько раз. Когда я связалась с отделом по работе с интернет-магазинами самой фабрики, оказалось, что интернет-магазин еще даже не оплатил мой диван, который, кстати, валялся на складе с августа… Пришлось отправить претензию на имя директора магазина с требованием в 10-дневный срок доставить диван или вернуть все деньги с учетом неустойки – 0,5 процента от общей суммы за каждый день просрочки. Перепугавшись, диван доставили (в 10-дневный срок, правда, не уложились), но не довезли ткань (стоимость 6600 руб.). Естественно, забыли про неустойку (12 500 руб). На дворе октябрь, а я до сих пор не получила обратно ни того, ни другого…
Екатерина Мерзликина
– Вы уже составляли претензию, но ее удовлетворили не полностью. В этом случае необходимо обращаться к мировому судье с исковым заявлением о возврате денежных средств, неустойки, компенсации морального вреда. Магазин лучше предупредить о своих намерениях: возможно, они снова «испугаются» и отдадут все сполна.
Нет инструкции – нет и денег
С помощью Интернета приобрели фотоаппарат. Через несколько дней муж решил изучить информацию по эксплуатации, но, к сожалению, текст был только на английском языке. По телефону нам отказали предоставить перевод, сказав, что он не предусмотрен для данной модели.
Ивашовы
– В этом случае можно руководствоваться ст. 12 Закона РФ «О защите прав потребителей»: «если потребителю при заключении договора не предоставлена возможность незамедлительно получить информацию о товаре, он вправе потребовать от продавца возврата уплаченной за товар суммы». Интернет-магазин, как и обычный магазин, обязан руководствоваться Законом РФ «О защите прав потребителей».