Что может быть роднее горячей батареи?
Ну кто же из горожан не радуется, когда в дом дают тепло? Ценность этого ресурса особенно ощутима в слякотные, холодные дни. Такие, как сейчас. Да и судя по платежкам, теплоснабжение – самая дорогая из коммунальных услуг. О том, можно ли ее сделать дешевле, и поговорим.
Если тепло кусается
Норматив на услугу, о которой пойдет речь, ежегодно устанавливает Региональная энергетическая комиссия. И в том, что с нового года цена опять подскочит, не сомневайтесь!
В городе тысячи домов оборудованы общедомовыми приборами учета тепла. Причем за последнее время их количество прирастает зданиями, подвергшимися капремонту. Установка теплосчетчика в них обязательна и к тому же бесплатна для жильцов. Находятся приборы в подвалах и фиксируют расход тепловой энергии по дому.
В этом случае постановлением правительства РФ № 307 от 23 мая 2006 г. «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» предусмотрена оплата по показаниям этих счетчиков. Общее количество ресурса должно делиться на площадь всех квартир – так получается реальная, фактическая стоимость отопления одного квадратного метра. Дальше просто. Сумма умножается на метраж квартиры и получается искомое – платеж за теплоснабжение, который, по идее, должен быть на четверть дешевле нормативного.
Скрывают? Вспомните Штирлица!
Но наши дирекции, в чьих руках сосредоточено управление большинством домов, по-прежнему берут с жителей по тарифу, а с МОЭКом расплачиваются по показаниям теплосчетчиков! Разница получается ощутимая. За отопительный сезон 2006–2007 она составила более четырех миллиардов рублей, а в прошлом году – восемь миллиардов.
В рыночные времена живем! Надеяться на добродетель поставщиков-монополистов и дирекций единого заказчика наивно. Все они заинтересованы получить с жителей как можно больше, а дать им взамен как можно меньше. Наверное, поэтому одна наша уважаемая и, кстати, государственная городская организация уже в открытую призывает все жилищные объединения: платить только по общедомовому теплосчетчику, независимо от тех счетов, которые выставляет им МОЭК. Если поставщик не согласен, пусть подает в суд.
С жилищными объединениями (ЖСК, ТСЖ) – проще. Там люди организованы, председатели, как правило, зубасты и способны отстаивать интересы всего дома.
Хотя и других примеров немало: внутри дома действуют так же, как ДЕЗы. Жителям в платежки вписывают тарифы, а с МОЭКом ведут расчеты по теплосчетчику. Разница остается на счету ТСЖ, ЖСК. К сожалению, немногие председатели обнародуют сей факт на общих собраниях и выносят на коллективное обсуждение вопрос об использовании этих денег: да, мы сэкономили, давайте вместе решим, на что потратим средства? Скажете вернуть вам – вернем, захотите на них построить детскую площадку, пустить на капремонт – не вопрос!
Если бы так было во всех ЖСК и ТСЖ, не жаловались бы нам в редакцию люди на неправомерные действия председателей. А то ведь знают о такой «двойной» схеме жители, а куда экономия уходит – от них скрывают!
Благо что в жилищных объединениях закон дает немало демократических возможностей воздействовать на председателей, играющих в партизанщину со своими жителями. Хотя порой и там собственникам не всегда удается отстоять свои жилищные права.
А попробуйте-ка потягаться с ДЕЗом! И все же, попытаемся. С помощью наших экспертов: Германа Ломтева и Ларисы Денисовой из Общероссийской жилищной федерации.
Л. Д.: – Вариантов может быть много. Разберем самый распространенный. В доме выбрана управляющая компания – ДЕЗ. Появился общедомовый теплосчетчик. Об этом собственников должны уведомить дирекция или управа. Они ничего подобного не сделали, а вы каким-то образом об этом узнали задним числом. Как это ни странно звучит, но у нас много случаев, когда даже председателям ЖСК случайным образом становилось известно об установке в их доме теплосчетчика, спустя год, а то и два!
Берете в руки договор управления с дирекцией и смотрите, какой порядок расчета в нем определен. Согласно закону расчет может вестись либо по нормативам, либо по показаниям приборов учета, третьего не дано. Значит, в договоре какой-то из двух вариантов был обозначен в момент его заключения. Обычно там предусмотрен расчет по нормативам. После того как собственникам стало известно об установке общедомового счетчика, им следует организоваться. И либо каждому от себя лично, либо от имени инициативной группы обратиться в ДЕЗ с письменным вопросом: каким образом производятся расчеты с МОЭКом по нашему дому. В течение пяти дней вам должны письменно ответить, рассчитывается дирекция по этому счетчику или нет. Таково, по крайней мере, требование постановления правительства РФ № 491 от 13.08.2006 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность».
Реакции на ваше обращение нет? Тогда стоит вызвать жилищную инспекцию и запротоколировать факт наличия общедомового счетчика, а также установить, с какого момента дирекция начала по нему рассчитываться. Значит, с этого момента условия договора с управляющей организацией должны быть пересмотрены.
У ДЕЗа сотни домов, и договоры управления подписаны далеко не с каждым собственником, хотя по закону такого быть не должно. На каком основании при отсутствии договора можно обратиться с запросом в дирекцию или в жилищную инспекцию? У любого собственника есть такое право хотя бы уже потому, что он платит дирекции деньги, а значит, договорные отношения (оферта) существуют. И он имеет право получить ту же самую информацию, которую бы он требовал по договору. Но ссылаться в этой ситуации надо не на договор. Запрос следует сформулировать по-другому: как в настоящее время ведутся расчеты по дому, в котором есть моя собственность?
Лучше все же ходить не по одному, а создать инициативную группу, которая будет действовать от имени и в интересах всех собственников.
Если факт расчетов между ДЕЗом и МОЭКом по теплосчетчику установлен, собственники вправе предъявить свои условия по расчетам.
Г. Л.: – ДЕЗу не выгодно раскрывать жителям его фактические платежи поставщику. Задача собственников – эти результаты добыть. Официальным запросом в МОЭК, в жилинспекцию. Итак, с помощью жилинспектора вы подтвердили: теплосчетчик принят МОЭКом в эксплуатацию, по нему ведется расчет, и с какого времени это происходит. Дальше – дело техники.
Приносите в ДЕЗ протокол общего собрания, в котором изложена воля жителей дома. Либо они требуют перерасчета по результатам каждого месяца. Либо, поскольку с поставщиком расчет ведется по общедомовому счетчику, то хотят, чтобы и им, жителям, в квитанциях выставляли счет, произведенный с учетом его показаний с даты установки. Либо настаивают на перерасчете по результатам года.
На такой протокол кворумного собрания дирекция обязана отреагировать.
А теперь отвечу на вопрос, который часто задают собственники: если ДЕЗ продолжает вписывать в платежки нормативы, обязаны ли жители их оплачивать?
Если дирекция упорствует, пишете письмо такого содержания: в связи с тем, что нам отказано в нашем законном праве рассчитываться за тепло по прибору учета, с такого-то месяца мы прекращаем производить оплату своей управляющей компании до проведения перерасчетов. В протоколе решения общего собрания не забудьте указать уполномоченное лицо из инициативной группы, которому доверяете действовать от имени собственников.
Л. Д.: – Не стоит рассчитывать на то, что добиться перерасчета удастся быстро. Возникает вопрос, надо ли управляющим компаниям платить авансом, понимая, что платите незаконно, по нормативам при наличии счетчика? При этом пересчитать платеж самостоятельно вы не можете, потому что не знаете его показаний. В любом случае отстаивать свои права нужно всегда путем цивилизованным, законным. Без договора управления это делать сложнее. Но тем не менее переписку с управляющей компанией надо завести и получить от нее хоть какой-то ответ. Пусть отрицательный, в любой момент вы можете пойти в суд просто как собственник, при этом даже не потребуется коллективных обращений.