23:30:44
11 апреля 2021 г.

Обмозгуйте вашу смету

ЖКХСмета доходов и расходов – финансовый закон для правления любого жилищного объединения, управляющей организации. Она составляется загодя (сейчас самое время планировать ее на следующий год), обсуждается и утверждается на общем годовом собрании. Казалось бы, что сложного – просчитать необходимые дому затраты, прикинуть финансовые поступления, свести «дебит с кредитом», а по факту исполнения этой сметы отчитаться перед людьми. Ан нет! Неясностей много. О них и поговорим…

Не по любви, так по принуждению

Напомним, по Жилищному кодексу именно собственники решают, какие работы нужно сделать в их доме, сколько за них заплатить. Управляющая компания, будь то ТСЖ, ЖСК, ДЕЗ – лишь исполнитель их воли. Да, дирекция может предложить свой вариант, но собственники вправе с ним не согласиться, оспорить. Кроме того, смета индивидуальна для каждого дома, ведь у двух одинаковых с виду многоэтажек проблемы могут быть абсолютно разные.

Что происходит на деле? Большинство домов управляется ДЕЗами. У каждой их десятки, а то и сотни. Вот и не заморачиваются дирекции составлением смет для каждого дома. Берут типовую форму, и все, что туда вносится, весьма приблизительно соответствует реальным затратам, объемам работ. И доходы подсчитываются просто. Городскую ставку (в этом году она 21,02 руб. с кв. метра общей площади) множат на количество метров в доме, делят на четыре (по числу кварталов) и выставляют жилищному объединению на подпись акт выполненных работ на получившуюся сумму.

Эмма Огнева из ЖСК «Октябрьский» (ул. Профсоюзная, д. 136, корп. 3) рассказала нам:

– Мы сами управляем домом. С дирекцией заключен договор на содержание и текущий ремонт общего имущества. Иными словами, она – наш подрядчик. Мы не подписали смету, представленную дирекцией в прошлом году, потому что были с ней не согласны. Но ДЕЗ не захотел ничего менять. Его задача – собрать деньги полностью, а половины работ не сделать. Однако у нас возникли проблемы с отчетами по бюджетным субсидиям, которые получает ЖСК, как управляющая организация на свой расчетный счет. Поскольку город требует отчет по единой форме, то и заполнять его мы вынуждены не по реально выполненным работам, а по смете, состряпанной дирекцией.

В постановлении правительства Москвы № 1112 от 10.12.2008 «Об утверждении цен, ставок и тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения на 2009 г.», к сожалению, не расшифровано, из чего складывается утвержденная городом ставка на содержание и текущий ремонт общего имущества – 21,02 руб. с кв. метра. Выходит, ДЕЗ может написать в смете все что угодно?

Действительно, не только ДЕЗ, но и любая частная организация заинтересована получить с каждого дома по максимуму, сделав для него по минимуму. И как в этой «рыночной» ситуации собственникам отстоять свой интерес?

Вредное заблуждение

Герман Ломтев из Общероссийской жилищной федерации много лет председательствует в своем ЖСК. Он-то и поделился собственным опытом по «воспитанию» дирекции – также подрядчика его кооператива:

– Эта проблема касается многих жилищных объединений. Наши дирекции почему-то уверены в том, что собранные по городской ставке средства в доме должны целиком попадать к ним. Это их «вредное» заблуждение. К сожалению, так думают и многие собственники.

Я добился решения в пользу ЖСК, в течение года не доплачивая своему ДЕЗу. А перед этим сообщил дирекции о том, что договор с нею заключаем не на управление, а на обслуживание и текущий ремонт. И функция управления, а значит, и соответствующая часть городской ставки, должна оставаться в ЖСК. Это наши заработные платы, канцтовары, содержание конторы и прочее. Вопрос в том, сколько себе оставлять? В моем доме на 215 квартир мы ежемесячно собираем примерно 215 тысяч рублей с учетом бюджетной субсидии. Из них себе забираем тысяч 35–40. Задача правления – грамотно скалькулировать эти расходы. Кроме зарплаты, канцтоваров и содержания служебного помещения оставили себе и такую статью, как вода на общедомовые нужды. ЖСК расплачивается с Мосводоканалом, в том числе, и за воду, которую мы отдаем ДЕЗовским уборщицам. Мы убрали из сметы дирекции каменщика с окладом в 6000 рублей, которого отродясь в нашем доме не видели. И высвободившиеся деньги направили на административно-управленческие расходы.

Многие жилищные объединения ошибочно считают, что зарплата их председателя, бухгалтера не должна входить в ставку 21,02 руб. Но в нее же включена зарплата сотрудников ДЕЗа. Почему же ТСЖ и ЖСК за ту же работу не могут получать из той же ставки, ведь что-то делает ДЕЗ, а что-то – правление.

Не надо слепо соглашаться с тем, что вам навязывают, и бояться, что дирекция отвергнет ваш вариант. Скорректируйте смету, поставьте печать ЖСК, визу председателя и отдайте в ДЕЗ. Не подпишут – не надо! За подписью в акте выполненных работ все равно ведь придут к вам.

Надо понять, что без согласованной с жилищным объединением сметы дирекция не имеет права выполнять какие-либо работы в доме. Без нее даже наличие договора не влечет за собой обязанности оплаты. Задача правления – официальным письмом уведомить о том, что денег она не получит, поскольку свои обязанности не выполнила, смету не согласовала.

И еще одно заблуждение. Если собственники на собрании установили городскую ставку, то это вовсе не означает, что все ее составляющие должны быть такими же, как в ДЕЗ. Внутри этих 21,02 руб. «сидят» затраты, которые собственники определили сами и за них проголосовали.

Лилия Позднякова

Похожие записи
Квартирное облако
Аналитика Аренда Градплан Дачная жизнь Дети Домашняя экономика Доступное жильё Доходные дома Загородная недвижимость Зарубежная недвижимость Интервью Исторические заметки Конфликты Купля-продажа Махинации Метры в сети Мой двор Молодая семья Моссоцгарантия Налоги Наследство Новости округов Новостройки Обустройство Одно окно Оплата Оценка Паспортизация Переселение Подмосковье Приватизация Прогнозы Реконструкция Рента Риелторы Сад Строительство Субсидии Транспорт Управление Цены Экология Электроэнергия Юмор Юрконсультация