Московская жилищная газета

Разное

Опубликовано на сайте: 26 октября 2009 г. 16:00
Публикация в газете: №37 (764) от 22 октября 2009 г.

Школа, где учат любить

Школа, где учат любить

В эту школу ходят люди не просто взрослые, а повзрослевшие настолько, что способны принять одно из главных в жизни решений – стать родителями. Важное уточнение: не родить ребенка, а принять в семью маленького человека, с которым уже произошла настоящая драма – он остался сиротой.

Взявшись за гуж...

Кажется, все понятно: ребенку нужна забота и любовь, будущие папа и мама мечтают о ребенке – все складывается! Они находят друг друга с помощью органов опеки и попечительства, и на свет появляется новая семья. Но часто родители не справляются с ответственностью, оказываются не готовы к особенностям поведения ребенка-сироты, не выдерживают сложностей адаптационного периода, не могут выстроить конструктивные взаимоотношения с «пришельцем». И нередко усыновленные или взятые под опеку дети возвращаются в государственные учреждения...

Галина Приказчикова, директор ГУ «Центр социальной помощи семье и детям «Коптево» Северного округа считает эту проблему самой серьезной. А значит, любить детей нужно учить, особенно когда речь идет о приемных ребятах. В этом сотрудники центра убеждены искренне и непоколебимо.

Центр функционирует более шести лет, причем преимущественно с теми категориями семей, которые считаются социально незащищенными. И речь идет не только о материальном положении – иногда оно вполне удовлетворительное, а дети остаются без родительского надзора, уходят из-под контроля, попадают в «группу риска», и родители не знают, что делать в такой ситуации.

Заместитель директора центра по социальной работе Ирина Лахтина формулирует проблему кратко: «У таких родителей нет ресурсов для самостоятельного выхода из трудной ситуации, а у нас, специалистов центра, есть возможности оказать им помощь». Еще бы! За годы существования центра здесь освоены и заново разработаны эффективные методики помощи семье, а по сути – способы профилактики социального сиротства для того, чтобы не допустить семью до той черты, когда пап и мам уже необходимо лишать родительских прав, а ребенка помещать в госучреждение.

Специалисты центра – психологи, медики, юристы – проводят консультации для родителей, помогают установить контакт с детьми, а ребятам организуют содержательную и интересную жизнь. Здесь работают десятки кружков, во время каникул отделение дневного пребывания ежедневно принимает не меньше 45 ребятишек. Занятия находятся для всех, а в конце каждого месяца подводятся итоги: кто, чем отличился за это время? Оказывается, каждого можно за что-то похвалить, наградить грамотой. Замечательные поделки и творческие работы, которые украшают просторное двухэтажное помещение центра, сделаны самими ребятами.

Кандидаты за партой

Еще одно направление работы центра – постинтернатное сопровождение детей, оставшихся без попечения родителей и детей-сирот. Решать вопросы социальной реабилитации выпускников детских домов и интернатов помогает организованная в центре Школа приемных родителей. Приоритетной формой жизнеустройства детей сирот должна стать семья – и вот в апреле этого года Школа приняла первых слушателей.

Кто приходит сюда учиться?

«Обыкновенные люди и очень разные, – говорит Галина Михайловна. – Конечно, не юные, зрелого возраста. У одних уже есть свои дети, другие по разным причинам не могут родить, а потребность в детях есть. Надо сказать, что наметилась устойчивая тенденция к росту числа приемных семей. Когда мы начинали, к нам пришли всего две семьи. Сейчас – в несколько раз больше. Причем одни хотят взять совсем маленького ребенка, другие – дошкольника, третьи – подростка».

Когда они приходят в школу, то называются еще кандидатами в приемные родители. Одна из целей обучения – дать им возможность избежать завышенных ожиданий по отношению к себе и ребенку, реально оценить свои возможности для воспитания приемных детей.

Занятия проходят с 19 до 22 часов дважды в неделю. Кандидаты обучаются по специальной программе, которая состоит из трех уровней подготовки. Первый, базовый, включает десять занятий. Это административный, юридический, медицинский и психолого-педагогический блоки.

На втором, дополнительном, уровне проводятся индивидуальная работа с кандидатами в принимающие родители. Рассматриваются, в частности, юридические вопросы. Например, может ли одинокий человек взять ребенка на семейное воспитание? Да, Семейный кодекс РФ предусматривает такой вариант. Возникают вопросы морально-этического плана: нужно ли говорить ребенку, что он усыновлен? И на эту деликатную тему можно поговорить с психологом на занятии.

Оказывается, современная наука придерживается такого мнения: лучше сделать так, чтобы ребенок знал свою историю, свое прошлое. Ведь смутные воспоминания даже совсем маленьких детей живут, тревожат душу, вызывают чувство неуверенности, беспокойство.

Кандидатов в приемные родители, конечно же, волнует самый главный вопрос: как не ошибиться в выборе ребенка? И здесь важны не только советы специалистов, но и подсказка собственного сердца. И тогда День аиста, когда ребенок обретает семью, станет в ней самым радостным праздником. Но сотрудники центра знают, что праздник проходит, а трудные, полные неожиданных проблем будни остаются. Поэтому в школе есть и третий уровень занятий – пролонгированное сопровождение семей, взявших в семью ребенка. Это консультации специалистов по всем возникающим вопросам, кроме того, – помощь в решении таких проблем, как устройство ребенка в школу или в детский сад, в оздоровительный лагерь или на лечение.

Будет свой клуб

С апреля по июль школу посетили 30 человек из разных районов Северного и других округов столицы, а также из Подмосковья. А с 18 августа начался новый учебный год.

У сотрудников центра готовы к реализации планы развития школы. Как оказалось, приемные родители, взяв в семью ребенка, вступив по сути дела в совершенно новую жизнь, испытывают потребность в общении со своими бывшими «одноклассниками». Они снова и снова приходят в школу.

«И это понятно, – говорит Ирина Лахтина. – Несмотря на то что приемных семей становится больше и отношение к ним в обществе меняется в лучшую сторону, они все равно чувствуют себя немного другими, им не с кем обсудить свои специфические проблемы». Так что в центре нынешней осенью откроется еще и Клуб приемных родителей.

Наталья Красова

Другие статьи на тему: Разное

  • Большой Фестиваль
    По словам руководителя Департамента культуры Москвы Сергея Капкова, новогодние праздники в Москве пройдут в новом формате – это будет большой городской фестиваль. В программе – 1300 мероприятий, на которых ожидается до 5 миллионов человек. Фестиваль уже начался и продлится до 8 января.
  • Новоселье по старому адресу
    В уходящем году московская школа № 1652 отметила свое 75-летие. Главным подарком к юбилею стало долгожданное новоселье. Справили его по старому адресу – ул. Верхняя Красносельская, 30.
  • «Звездочка» любит простор
    Необычный детский сад открылся в районе Чертаново Южное. По площади он в полтора раза больше типового. Целых 4300 кв. м! Для чего же такие размеры? Все объясняется просто – это первое в России полностью адаптированное к потребностям детей-инвалидов дошкольное учреждение.
  • Дорогие читатели!
    Это последний наш номер. Газета «Квартирный ряд» останавливает свой выпуск.
  • Как дать деньги в долг и при этом не потерять друга
    Новый год настает. Принято дарить подарки. По статистике это самый затратный праздник. А если денег не хватает, например, на турпутевку на Мальдивы для любимой дочки (внучки, жучки)? Где взять? Самый простой вариант – попросить взаймы у родственников, друзей или коллег. В роли одалживающего может оказаться и каждый из нас.