Нужна страховка, и как можно быстрее
В доме произошла авария: из-за неисправности канализации в одной из квартир вода из сифона растеклась по лестничной площадке, повредив покраску лестничного пролета этажом ниже. Лестница – это общее имущество. Кто и когда отремонтирует помещение? ДЕЗ? Через месяц, через год, никогда? Объяснение традиционное: «Нет денег!» Но в данном случае (а мы назвали реальный дом: ул. Фонвизина, 9) средства нашлись уже через несколько дней. И все потому, что здесь было создано товарищество. Именно в таких домах – тех, которыми управляют жильцы, – правительство Москвы внедряет сейчас льготное жилищное страхование нежилых помещений, относящихся к общему имуществу.
Об этом рассказывает начальник отдела анализов страховых случаев Городского центра жилищного страхования Алексей БАГДАСАРОВ.
В нашем Центре была разработана Концепция страхования имущества, принадлежащего ТСЖ. Идея такой концепции была заложена в прошлогоднем постановлении правительства Москвы «О мерах по реализации комплексной программы формирования кондоминиумов….»
Шесть товариществ собственников жилья уже изъявили желание заключить, а два из них – «Монолит» и «Фонвизина» (название ТСЖ дала улица) – заключили договоры страхования. Все шесть находятся на Северо-Востоке столицы. Именно этот округ и был выбран для проведения эксперимента. Согласно договору половину средств на покрытие убытков от страховых случаев выделит через наш центр бюджет города, половину – страховая компания, которая обслуживает данный округ – Промышленно-страховая. Если эксперимент себя оправдает, опыт СВАО будет распространен на всю столицу. Один договор, как видите, «сработал»…
Вот объекты в кондоминиуме, которые подлежат страхованию: нежилые помещения и элементы жилого дома (подъезды, подвалы, чердаки, лестничные марши, крыши), лифты, внеквартирное инженерное оборудование, электрощитовые, трубопроводы, кабели и др.
О рисках – особо. Но сразу скажу, что их список существенно шире, чем тот, что предлагают владельцам квартир. Это и понятно. У общего имущества нет конкретного хозяина – если не считать им ТСЖ. Но как нас учили? «Общее – значит, мое». То есть ничье. За квартирой ее владелец последит, а вот подвалы, чердаки, лестничные клетки для членов ТСЖ, жильцов того же дома – все еще не первоочередная задача. А это значит, что повреждения им грозят гораздо в большей степени, чем непосредственно жилью.
Но отсюда вывод: уж коли начали работать с товариществами, и если уж хотим стимулировать этот вид услуг, город и страховые компании должны взять на себя большую ответственность за сохранность общих помещений. Иными словами, увеличить количество рисков, которые им грозят, по сравнению с квартирами.
Договоры, которые заключают с товариществами, предусматривают практически все беды, которые грозят дому, всем его общим помещениям, и гарантируют, понятно, компенсацию ущерба в случае их повреждения. Это пожар или взрыв, произошедший по любой причине, исключая теракт. Например, нередки случаи взрыва баллонов с газом, возгорание растворителя, красок при их хранении или во время ремонта. Для квартир такой риск не предусмотрен.
Ущерб от стихийных бедствий. Повреждение крыши от шквального ветра с дождем, когда срываются листы жести, шифера, вследствие чего вода заливает чердаки, лестницы. Выбитые стекла – при сильном граде. Подтопление подвалов в результате действия талых или грунтовых вод.
Еще одно «стихийное бедствие» – правда, рукотворное – вандализм. К сожалению, явление распространенное. А в результате – сожженные или ободранные лифтовые кабины, изуродованные стены на лестничных клетках, другие повреждения, которые наносят дому юные (а иногда и не очень юные) «отморозки».
Хищение общего имущества: элементов пожаротушения, рам и входных металлических дверей (на дачу!), электросчетчиков, арматуры инженерных систем. Восстановить украденное тоже поможет страховка. Что, конечно, не исключает расследование в целях поимки виновников, которые понесут за это соответствующее наказание.
Общее имущество может пострадать в результате элементарной халатности жильцов, когда от брошенного окурка загорается мусоропровод и мусорная камера. Кстати, сейчас в том же Северо-Восточном округе прошел эксперимент: в камерах установили специальные стеклянные колбы, наполненные противопожарным порошком, которые загасят вспыхнувший огонь. Но это – лишь в отдельных домах. Пока же выезды пожарных по указанной причине – одни из наиболее частых. И ущерб, который приносят такие пожары, немалый: страдают стены, выходят из строя шахты и мусоросборники. Обычно товарищество – если оно управляет домом – само производит ремонт. Но если есть страховка, ущерб ТСЖ возместят.
Во что обойдется членам товарищества такая услуга? Каков будет размер ежемесячного страхового взноса жильцов? В зависимости от оценки общего долевого имущества (проще говоря – состояния, в котором находится дом) этот взнос располагается в пределах от 10 до 50 руб. в месяц с одного жилого помещения (квартиры домовладельца). Верхний предел относится к дорогим домам. Но и эти средства далеко не всегда будут идти из кармана жильца, возможно, из общей кассы ТСЖ. Ведь у некоторых из них есть дополнительные источники дохода. И если раньше такие средства направлялись только на содержание жилого строения, его капитальный ремонт, то теперь будут расходоваться еще и на цели страхования.
Договоры, как я уже сказал, заключены пока с двумя ТСЖ на Северо-Востоке. Но уже сейчас желание заключить их высказали и другие товарищества в других округах. Выгода очевидна.
…Надо же было такому случиться: незадолго до проведения эксперимента в ТСЖ «Печора», которое находится также на Северо-Востоке, из-за неисправной канализации залило подвал. Восстановление имущества и самой инженерной системы товариществу пришлось делать за свой счет. Средства на это потребовались немалые, но нет гарантии, что авария не повторится. Вывод один: нужна страховка, и как можно быстрее. Она очень поможет членам ТСЖ сэкономить средства.