Чужих детей не бывает
Если верить специалистам, Россия переживает сегодня третью после гражданской и Великой Отечественной войн волну социального сиротства. О том, как справляются с этой бедой в Южном Медведкове, корреспондент «КР» попросил рассказать руководителя муниципалитета Наталию Володину.
– На территории муниципального образования Южное Медведково находятся дом ребенка № 23 и детский дом № 43. Нам очень хочется, чтобы «наши» дети воспитывались в семье или обрели родителей. Для этого стараемся развивать все формы семейного устройства: усыновление, опека, приемная семья. В детском доме № 43 второй год работает площадка по патронатному воспитанию.
Выявляем детей, которые живут в неблагополучных семьях, чтобы оказать им своевременную поддержку. Проводим профилактическую работу с семьями и лицами, лишенными родительских прав, оказываем помощь в реабилитации и восстановлении семей.
– Расскажите подробнее о малышах из дома ребенка № 23.
– В специализированном доме ребенка № 23 сегодня воспитывается 55 детей в возрасте от дух месяцев до трех лет, из них 22 – отказники (мать написала в родильном доме отказ от ребенка или дала согласие на его усыновление), 14 детей – оставленные в родильном доме без документов и каких-либо заявлений матери, шестеро – изъяты из семьи из-за опасного социального положения (мать находится под следствием или ограничена в родительских правах), 13 детей временно помещены по заявлению родителей в связи с тяжелым материальным положением.
В Москве ежегодно оставляют в родильных домах 1000 младенцев. 700 из них – дети в возрасте до шести месяцев, каждый третий младенец живет в больнице из-за отсутствия мест в домах ребенка.
Судьба самых маленьких ребятишек особенно беспокоит: лишенные с первых дней постоянного эмоционального и телесного контакта с биологической матерью, они долгие годы испытывают трудности в плане психического развития. Такой ребенок к шести месяцам заметно отстает от сверстников, через год у него отмечается снижение уровня эмоциональности и интеллекта.
Специализация дома ребенка № 23 – это психоневрология и ортопедия. Практически все воспитанники страдают заболеваниями разной степени тяжести.
Государство делает все, чтобы дети, оставшиеся без попечения родителей, имели теплый уютный дом, хороший уход, правильное, сбалансированное питание, квалифицированную медицинскую помощь. В доме ребенка проводится большая работа по реабилитации и социальной адаптации малышей для дальнейшего устройства на семейные формы воспитания.
Все воспитанники находятся под постоянным наблюдением врачей, получают лечение в соответствии с поставленными диагнозами. При необходимости проводятся операции. Дети занимаются с логопедом, психологом, любят физкультуру и праздничные мероприятия, посещают представления кукольного театра, театра кошек Юрия Куклачева, зоопарка.
– Как муниципалитет помогает детишкам из дома ребенка, и что можно сказать о динамике усыновления?
– Мы участвуем в организации многих мероприятий для малышей – концертов, сказочных представлений, катаний на каруселях и прогулок. В наши планы входит продолжение и расширение сотрудничества по социальной адаптации воспитанников дома ребенка № 23.
Размещаем в СМИ информацию о том, что на территории района расположены дом ребенка №23 и детский дом № 43, что дети из этих учреждений могут быть устроены в семью. Выступаем на телевидении, организуем передачи о работе этих учреждений.
Детей раннего возраста, оставшихся без попечения родителей, легче устроить на воспитание в семью. С ними проще складываются родственные отношения в силу их возраста.
Все больше воспитанников дома ребенка № 23 обретают семью, причем среди усыновителей растет число россиян. В 2006 году было усыновлено 15 детей, из них восемь – иностранными гражданами, назначена опека с последующим усыновлением 13 детей.
В 2007-м усыновлено 17 детей, из них четверо – иностранными гражданами, назначена опека с последующим усыновлением 18 детей.
В 2008-м усыновлено 12 детей, из них трое – иностранными гражданами, назначена опека с последующим усыновлением 11 детей. С начала нынешнего года усыновлено 15 детей, в том числе восемь иностранными гражданами, назначена опека с последующим усыновлением шести детей.
За последние два года пятеро несовершеннолетних с синдромом Дауна обрели семью – двоих забрали родители, троим назначена опека.
Уже через год в большинстве случаев у детей, устроенных в семьи, происходит компенсация психомоторного развития, снимаются прежние диагнозы и даже инвалидность.
– Куда обращаться тем, кто хочет взять ребенка на усыновление, под опеку, в приемную семью или на патронатное воспитание?
– В муниципалитет по месту жительства или в любой муниципалитет по своему выбору.
В беседе специалист органа опеки и попечительства рассказывает о возможных формах устройства детей в семью, разъясняет правовые последствия усыновления, опеки, создания приемной семьи, а также выдает перечень необходимых документов, направление для прохождения медицинского осмотра, запрос в ОВД. Обязательно направляем потенциальных усыновителей в школу приемных родителей.
Как правило, кандидаты в усыновители, опекуны уже четко представляют, какого ребенка хотят принять в семью (пол, возраст, национальность, цвет волос и глаз). Однако в процессе подбора и реального знакомства их мнение может измениться. Вместо девочки могут усыновить мальчика, вместо полугодовалого малыша – ребенка в возрасте трех лет, вместо одного – двоих детей.
К нам обращаются кандидаты не только нашего, но и других районов Москвы, ближайшего Подмосковья и других регионов страны – даже из Находки и Ханты-Мансийского автономного округа.
Мы контролируем, как ребенок, усыновленный из наших учреждений, живет и воспитывается в семьях в течение первых трех лет. Если он уезжает в другой город или регион, то орган опеки и попечительства муниципалитета Южное Медведково направляет своим коллегам по месту жительства семьи информацию для организации контроля над условиями жизни и воспитания ребенка.