23:30:44
11 апреля 2021 г.

Просто Марина

ЖКХВ декабре 2004 года, когда ТСЖ «На Ярославке» только создавалось, ситуация была уникальной. Вернее, не сама ситуация (частные инвесторы оказались обманутыми дольщиками), а ее разрешение. Люди объединились в ТСЖ, доплатили недостающую сумму (600 рублей с квадратного метра), и дом был достроен, сдан. На улице – без денег и крыши над головой – никто не оказался. Половину собранных средств удалось сэкономить, их пустили в резервный фонд. Инициативную группу тогда возглавила Марина Ермакова, экономист по образованию, с успешным опытом ведения собственного небольшого бизнеса: и посчитать все грамотно умеет, и не боится рисковать.

Не как у других

С тех пор прошло пять лет. Опыт становления этого жилищного объединения, председателем которого и стала Марина Ермакова, тоже оказался не совсем обычен. Жильцы дома платят за квартиру меньше, чем в других аналогичных домах города. Вот тебе и ТСЖ! Стало быть, напрасны страхи людей, а все «страшилки» про ТСЖ – неправда?

Почему же неправда, возражает Марина, это как дело повести. Есть много способов «задрать» цены на содержание жилья, немало способов их снизить. Каждый дом – это отдельная история о собственных возможностях и проблемах.

Например, имея в собственности нежилые помещения, можно сдавать их в аренду. Есть примеры, когда, имея такой источник доходов, ТСЖ значительно снижает размер квартирной платы. Можно получать доходы от размещения на доме рекламы. Но в ТСЖ «На Ярославке» нет нежилых помещений, а местоположение дома в стороне от многолюдных трасс делает его непривлекательным для рекламодателей.

Так что здесь пришлось задействовать единственный доступный ресурс – эффективное управление.

Вот его результаты. За 2-комнатную квартиру площадью 54 квадратных метра при двоих зарегистрированных в ней здесь платят 1800 рублей. Это примерно на 600 рублей меньше, чем за такую же площадь в любом другом районе Москвы. Конечно, при условии, что жилье является единственным, а регистрация – постоянной. В этом доме уже четыре года жильцы не платят за подогрев воды, то есть горячая вода стоит здесь столько же, сколько и холодная. Но с ресурсоснабжающей организацией ТСЖ рассчитывается «копейка в копейку» и день в день.

В ТСЖ есть индивидуальный тепловой пункт (ИТП), в котором установлен теплосчетчик. Сколько тепла поступило в дом, за столько и платят. Жители оплачивают тепло по тарифу – 15 рублей 30 копеек с кв. метра, этих денег хватает и на отопление, и на подогрев холодной воды. Для надежного функционирования ИТП ТСЖ заключило договор на его техническое обслуживание, которое обходится ему 4,85 рублей с квадратного метра. На первый взгляд – дополнительные расходы, на практике – приличная экономия.

Страхование общего имущества – тоже как будто дополнительный и необязательный расход: 30 тысяч рублей в год платит ТСЖ «на всякий случай». Марине задают вопрос: «А если так ничего и не случится? » В доме делается для этого все возможное: подъезды оборудованы противопожарным инвентарем, профилактика всех инженерных сетей проводится регулярно. Но если все же случится? Ведь форс-мажорные обстоятельства возможны. Вот для этого и страховка. А еще она для того, чтобы не думать ежедневно, как бы чего не произошло, а спокойно и планомерно заниматься и текущей, и перспективной работой по управлению ТСЖ.

Профилактика для пациента

Еще один видимый результат эффективного управления: 2-подъездный 17-этажный красавец-дом выглядит ухоженным и респектабельным не только снаружи, где прилегающая территория благоустроена и функциональна, но и внутри. При этом, подчеркивает Марина Ермакова, никаких дополнительных сборов денег не было: хватает тех, что поступают на счет ТСЖ по статье «техническое обслуживание» – 21 рубль 02 копейки с квадратного метра, как определено правительством Москвы. Вот это один из основных элементов эффективного управления – разумное и грамотное использование полученных средств. Конкретный пример – текущий ремонт. Его можно делать по-разному, красить и подмазывать каждый год и все равно жить в ободранном и грязном подъезде. В ТСЖ «На Ярославке» поступили по-другому. Оба подъезда приведены в порядок – не пожалели денег на ламинированные панели, на которых не видны ни царапины, ни грязь. Ремонт лестничных пролетов в этом подъезде отложили на год: сейчас новоселы ремонтируют муниципальные квартиры. Грузовой лифт в доме есть, но все равно, как ни осторожничай, а крупногабаритные вещи поцарапают или испачкают стены. Так зачем бросать деньги на ветер?

Дальновидный хозяин не упустит вопрос и о будущем, капитальном ремонте. Обдумывается он и здесь. Собирать деньги сейчас, чтобы потратить их через 20 лет? Глупо. А грамотно эксплуатировать дом, вовремя делать профилактику всех систем – вовсе нет. Есть у Марины методическое руководство по эксплуатации жилищного фонда, очень старое, но толковое. К нему Ермакова, не имея специально коммунального образования, обращается постоянно. Там расписаны нормативы ухода и эксплуатации: и кровли, и инженерных сетей, и фасада. Выражение «предупредить болезнь легче, чем лечить», несмотря на банальность, применимо и к такому «пациенту», как многоквартирный дом.

Штатная экономия

Оптимизировать расходы можно и по другим статьям. Например, содержание штата правления ТСЖ. Здесь всего четыре человека, включая председателя. В прошлом году был еще штатный сантехник и комендант. На коменданте, как говорится, – оперативное управление – на случай непредвиденных аварийных ситуаций. С Нового года необходимость и в штатном сантехнике, и в коменданте отпала: ТСЖ заключило договор на обслуживание с ООО «Управляющая компания «Толока» за 41 тысячу 700 рублей в месяц, получив в свое распоряжение четырех специалистов: сантехника, электрика, электрогазосварщика, кровельщика. Таким образом, и с финансовой стороны жильцам легче, и высокое качество обслуживания дома обеспечено.

Еще один путь уменьшения расходов – прямые договоры с поставщиками всех услуг: постоянными и разовыми. Часть работ при этом, конечно, приходится взять на себя. Например, договор на замену дверей заключается не с фирмой-посредником, а с производителем. Интернет дает широкие возможности выбирать товары и услуги по оптимальным ценам, экономя при этом время и силы. Прямые договоры заключены на вывоз бытового мусора, на обслуживание лифтов, поставку ресурсов.

Прямой доступ

И, наконец, еще один элемент эффективного управления, без которого не обойтись. Это – обратная связь между правлением, председателем и жильцами, умение согласовать интересы различных групп, ведь в доме 136 квартир – это примерно четыре сотни жильцов. Непреодолимым препятствием для многих подобных объединений становится невозможность принять общее решение, провести собрание. Закон дает возможность заочного голосования. Используется она и в ТСЖ «На Ярославке», но выборы председателя и членов правления, убеждена Марина Ермакова, необходимо проводить только очно, на общем собрании. Доверие к правлению и его председателю будут оцениваться по результатам работы.

Еще один важный принцип Марины Ермаковой – отвечать всем и на все возможные вопросы. Не каждый может разобраться в экономических мотивах принятия тех или иных решений. Что ж, председатель ТСЖ всегда доступна для диалога, документы и справки у нее наготове. Для оперативной связи есть электронная почта, в ящик Марина заглядывает каждый вечер, чтобы ни одно обращение не осталось без внимания и ответа.

Наталья Красова

Похожие записи
Квартирное облако
Аналитика Аренда Градплан Дачная жизнь Дети Домашняя экономика Доступное жильё Доходные дома Загородная недвижимость Зарубежная недвижимость Интервью Исторические заметки Конфликты Купля-продажа Махинации Метры в сети Мой двор Молодая семья Моссоцгарантия Налоги Наследство Новости округов Новостройки Обустройство Одно окно Оплата Оценка Паспортизация Переселение Подмосковье Приватизация Прогнозы Реконструкция Рента Риелторы Сад Строительство Субсидии Транспорт Управление Цены Экология Электроэнергия Юмор Юрконсультация