Взрослые в ответе за судьбы детей
Почти два года назад органы местного самоуправления в Москве были наделены государственными полномочиями в сфере опеки и попечительства. Сегодня это одно из основных направлений их деятельности. Как справляются муниципалитеты со своими обязанностями? Что могут и должны делать органы местного самоуправления, чтобы помочь детям из неблагополучных семей?
На эти вопросы мы попросили ответить депутата, председателя комиссии городской Думы по государственному строительству и местному самоуправлению Татьяну Портнову.
Сироты при живых родителях
– Обязанности родителей прописаны в Конституции РФ, в Семейном кодексе. Родители несут ответственность за воспитание своих детей, обязаны заботиться об их здоровье, физическом и психическом, духовном и нравственном развитии. Но есть родители, которые уклоняются от своих обязанностей. Причины бывают разные. Работники отделов опеки и попечительства муниципалитетов прежде всего обязаны выяснить, какие это причины. И помочь семье выйти из затруднительного положения.
В неблагополучных семьях дети – социальные сироты. На мой взгляд, чаще всего социальное сиротство – это проблема не экономическая, а нравственная. Ребенок может быть социальным сиротой и у вполне обеспеченных родителей, в семье, где нет финансовых трудностей. У таких людей и на первом, и на втором месте стоит бизнес, зарабатывание денег, а ребенок предоставлен сам себе. Они ссылаются на занятость, любимая отговорка – нет времени заниматься воспитанием. Но, как говорят, было бы желание, тогда и время найдется.
Такие родители не знают, чем увлекается их сын или дочь, что любит или не любит, какие фильмы смотрит, о чем думает и что чувствует. Считают, что обеспечив ребенка материально, они выполнили свой долг. Но никакие дорогие игрушки, сверхмодные мобильники, одежда от известных модельеров не могут заменить родительской любви, внимания, участия. И выходит, что у ребенка вроде все есть, а родителей, которые в нужный момент помогут разобраться в жизненной ситуации, поддержат, нет. Фактически подросток одинок в этой жизни, брошен на произвол судьбы. Почувствовав, что он не интересен, безразличен как личность своим родителям, он или замыкается в себе, или бунтует. Чтобы заполнить душевную пустоту, ищет друзей. А новые товарищи не всегда становятся добрыми друзьями.
Другой вариант – родители не работают, беспробудно пьют. В таких семьях дети часто убегают из дома, скитаются, попрошайничают, переезжают из города в город или живут на вокзалах, пока не попадают в детский дом или специнтернат.
Самое легкое – лишить пьяниц родительских прав и направить ребенка в детский дом. Но лишение родительских прав для них – не наказание. Родили одного ребенка – отдали государству на воспитание, родили второго… А сами продолжают пить и гулять. Оставлять ребенка в такой семье нельзя. Если не помогают меры воздействия, приходится малыша забирать и направлять в детское учреждение.
Считаю, что родители, отправившие детей в детский дом, должны платить алименты государству. На воспитание ребенка в детском доме тратится средств значительно больше, чем в средней семье. К сожалению, такого закона пока нет.
Бывает и другая ситуация. В семье умирает один из супругов. Не в силах справиться с бедой, второй супруг перестает обращать внимание на детей. Такой семье необходимо помочь, поддержать на первых порах, чтобы встала на ноги. В городе разработана специальная программа поддержки социально незащищенных семей, доходы которых ниже прожиточного минимума.
Куда обратиться за помощью
– Основная задача отделов опеки муниципалитетов – раннее выявление неблагополучных семей.
– Каким образом работники отделов опеки узнают, что в районе появилась неблагополучная семья?
– Они еженедельно ведут прием населения. Можно обращаться со всеми вопросами, которые волнуют родителей.
Надо сказать, что работают такие отделы не сами по себе, не в одиночку, а в тесном контакте с органами социальной защиты, образования, здравоохранения, внутренних дел. Их информируют, поддерживают все службы района. О неблагополучных семьях, где дети голодают, подвергаются унижениям, жестоким побоям, узнают от медицинских работников, учителей, воспитателей, соседей.
Во всех административных округах Москвы есть реабилитационные центры, в некоторых созданы мобильные группы. Достаточно тревожного звонка из поликлиники, что у ребенка явно истощенный вид, или из школы, что подросток перестал ее посещать, и мобильная группа едет навещать семью.
Зачастую выясняется, что взрослые довели квартиру до такого состояния, что и войти страшно, антисанитария угрожает здоровью детей. Обязательным пунктом проверки становится холодильник. Интересуются, как питаются дети, есть ли у них своя постель, необходимая одежда, нужна ли медицинская помощь и т. д. На месте решается, можно ли оставлять детей в этой семье или надо срочно изолировать от родителей, направить в реабилитационный центр.
Кроме того, работники органов опеки, реаб
илитационных центров сами отслеживают неблагополучные семьи, приходят в школы, детские сады, ведут педагогические лектории для родителей. Многие ошибки в воспитании происходят из-за того, что папы и мамы просто не знают, как общаться со своим ребенком, как себя вести с ним, а потому допускают ошибку за ошибкой. Педагоги стараются предупредить об этом родителей, оградить детей от душевных переживаний.
– Какую практическую помощь могут оказать муниципалитеты неблагополучным семьям?
– Самую разную: помочь родителям найти работу, обратиться к врачам, психологам, наркологам, выделить деньги на покупку продуктов, одежды для детишек.
Не отрекаются любя
– За психологической помощью, особенно в последние несколько лет, часто обращаются семьи, где все, на первый взгляд, хорошо, а на самом деле – есть серьезные проблемы. Взрослые не могут найти общего языка со своим ребенком, невнимание к нему приводит к отчуждению. Как правило, проблема, заложенная в раннем детстве, проявляется в подростковом возрасте. Озлобленность, агрессия – это всегда ответ ребенка на равнодушие к нему со стороны родителей.
Отчаявшись, родители подростков приходят в отдел опеки или реабилитационный центр и просят: «Мы не знаем, что делать. Помогите». Поражает, что на вопрос: «Какие хорошие черты есть в характере вашего ребенка?» такие родители не знают ответа. Зато могут перечислить, что в нем плохого. Педагоги предлагают оставить сына или дочь в реабилитационном центре, а через несколько дней рассказывают маме, когда она приходит, какие хорошие качества есть у ее сына или дочери. «Полюбите своего ребенка, тогда появится и взаимопонимание», – говорят воспитатели.
Другие родители требуют: «Перевоспитайте ребенка!» А перевоспитывать надо родителей. Взрослым ставят условие – реабилитировать надо не ребенка, а всю семью. Добиться положительных результатов можно только совместными усилиями. Если хотите сохранить семью, на занятия к психологу приходите вместе. Ответы «мы работаем, времени нет» не принимаются.
Хочется рассказать об одном случае, который произошел в реабилитационном центре Восточного округа. Каждую пятницу там проводится день открытых дверей. Приходят родители навестить своих детей. К этому дню воспитанники обязательно готовят концерт или какое-нибудь представление. Одна из мам, увидев, как ее дочь читает стихи, расплакалась – не могла поверить, что это ее девочка выступает. «С детского сада не слышала, чтобы дочь читала стихи. В школе ее считали хулиганкой, а у вас она и в концерте участвует, и о малышах заботится». Девочке дали возможность раскрыться, и мама увидела в ней совсем другого человека.
– Много ли в городе семей, где проблема отцов и детей стоит так остро?
– Наверное, на разных этапах у любой семьи может возникнуть эта проблема, другое дело, кто и как справляется с ней. Радует то, что родители перестали бояться и все чаще обращаются за помощью к специалистам, в центры психологической помощи, которые помогают наладить отношения с детьми. В большинстве своем результаты совместной работы радуют. Осознав ошибки, многие взрослые меняют свое отношение к детям, и семья начинает жить по новым правилам.
О нашем собеседнике
Татьяна Арториджевна Портнова – историк, менеджер государственного управления, кандидат политических наук. Автор ряда книг и научных статей по местному самоуправлению.
Депутат Московской городской Думы третьего и четвертого созывов. Председатель комиссии Думы по государственному строительству и местному самоуправлению. Председатель Московского совета партии «Единая России» по делам семьи и женщин.