Хуже не придумаешь
Как люди объединяются в ТСЖ? В основном, не от хорошей жизни: где-то недовольны обслуживанием, где-то сопротивляются сносу дома, где-то хотели бы сами провести капитальный ремонт, ибо от города не дождешься его вовек. Но то, с чем столкнулись жители дома 48, корп. 3 по Зеленому проспекту, и почему, собственно, решили создать ТСЖ, не могло присниться и в страшном сне: новоселам надо было достраивать собственный дом.Приходите к нам в сарай!
Солидная организация — Торгово-промышленая палата РФ — решила помочь своим сотрудникам с жильем. Но почему-то переезжать в новый дом люди не захотели (то ли подвернулся более привлекательный адрес, то ли проект нашли лучше). А потому завершающие работы заказчиком практически не контролировались. Впрочем, это не помешало продать им квартиры за немалую сумму — по тысяче долларов за «квадрат».
Бедные жильцы! Сюрпризами качества в новых домах сейчас никого не удивишь. Но чтобы такое…Строительная фирма «Регион» сдала дом в таком виде, что даже местная дирекция наотрез отказалась его обслуживать.
Протекала кровля. Стояли лифты. Забыли об отделке подъезда — люди входили в дом, как в сарай. Не было внутренней электропроводки — проложили «времянку», а потому, если в доме включалось больше, чем три плиты, электричество вырубалось вовсе. Жильцов также оставили без телевизоров: не поставили антенну. И уж совсем беда была с водой и теплом. Сантехнические инженерные сети собрали из разных деталей, некоторые были б/у, а потому дом с первых дней остался без ресурсов. И ни один слесарь не мог людям помочь: по требованию Мосжилинспекции всю систему надо было менять. Хуже не придумаешь! Так, кстати, называется одна из передач на испанском телевидении. Поскольку мы заимствуем у Запада все телеидеи, можно было закупить и эту. А дом на Зеленом проспекте стал бы кандидатом для первого же сюжета. Лучше, то есть хуже, не найдешь.
Тем не менее дом был принят в эксплуатацию! Под актом приемки стояли подписи представителей Торгово-промышленной палаты РФ, префектуры ВАО, Госархстройнадзора… Благополучно сдав дом, строительная фирма сняла с себя и всякую ответственность за дальнейшую его судьбу. Претензии насчет недоделок не принимались! Впрочем, скоро исчезла и сама фирма. Жаловаться стало некуда. Короче, жильцов — со всеми их проблемами — бросили на произвол судьбы. Или, как сейчас говорят, «кинули».
А вы не верили
Подумав, погадав, люди пришли к суровому выводу: надеяться нам не на кого, надо рассчитывать только на себя. Активисты стали ходить с шапкой по квартирам, собирать деньги на устранение недоделок. Но скоро стало ясно: это не выход. Может, на антенну и соберут, а на кровлю, да на инженерные сети, и еще на многое другое — нет, не потянут. Другой путь: качать права, обивать пороги, в конце концов, обратиться в суд. Но как прикажете жить все это время? Ни воды вскипятить, ни, простите, в туалет сходить. А тут еще и огромный долг перед дирекцией, который строители повесили на жителей (за расход воды и электроэнергии во время строительства).
И тут кто-то заметил: на первом этаже «гуляют» четыре сотни незанятых квадратных метров! Почему бы им не послужить дому? Тут и возникла идея товарищества. Так на Зеленом проспекте появилось первое и пока единственное в Новогирееве ТСЖ — «Инициатива». Председателем ТСЖ стал один из его жильцов Игорь Бряков.
Остановка была за малым: заполучить в пользование те заветные метры. Умные люди предостерегали: «Да вы что! Да вы знаете, к кому обращаетесь? Департаменту имущества! У него снега зимой не выпросишь…» Но случилось невозможное. Ответ от Департамента имущества Москвы пришел буквально через две недели, и он был настолько необычен за всю историю существования ТСЖ, что его стоит привести: «Передать ТСЖ «Инициатива» сроком на два года свободное от обязательств помещение… Восточному территориальному агентству департамента оформить передачу». При этом цена за аренду была назначена смешная: 850 руб. за кв. м. Лишь год спустя ее подняли до 100 долларов. Но ведь и это по-божески. Чудеса!
Чиновники с большой дороги
Состояние нежилых помещений оказалось еще хуже, чем квартир: там не то, что не было никакой отделки, но не имелось перегородок, с потолка свисала арматура, не подведены коммуникации. Но это не смутило жильцов. Если арендаторы заинтересуются, они сами и отремонтируют площадь, а сверх того дадут еще и деньги дому на прокорм.
Все произошло так, как и предполагали. Соседями жильцов стали «Видеопрокат» и магазин «Трикотаж». Потом там разместился еще и компьютерный клуб. Арифметика платежей проста: дом платит городу 100 долл., сам же получает 150. Дельта как раз и предназначалась для того, чтобы залатать огрехи строителей. В дальнейшем предполагалось пустить разницу на эксплуатационные нужды.
Беда пришла неожиданно. Вдруг — случилось это 18 февраля прошлого года — почему-то неприятные числа запоминаются точно — нагрянула комиссия Госархстройнадзора. Она даже не заглянула на первый этаж, а сразу выдала товариществу категорическое предписание: разрывайте договор! Ни о какой аренде и речи быть не может. Помещения, которые вы, товарищество, сдаете, не числятся ни на чьем балансе. Их вообще не принимали в эксплуатацию. Как можно сдавать то, что не существует в природе вообще? А потому, если не хотите неприятностей, сворачивайте свой бизнес.
Вот это новость! Как не существуют? А унылые бетонные стены — те, что были здесь до ремонта, и то, что стало сейчас: нарядные, привлекательные залы — это что? Приснилось? Дом — какой-никакой, но в эксплуатацию принят, и, получается, без первого этажа? Но такого не бывает.
Увы, бывает. Существовало тогда и в самом деле правило (сейчас его отменили): можно отдельно принимать жилую и нежилую части дома. А если нежилая часть не готова, то строители пишут обязательство — закончить работы к такому-то сроку, и их отпускают с миром. Так в данном случае и поступили.
Обязательство строители взяли, но выполнять его не собирались. Так и остался первый этаж между небом и землей. Вроде бы и существует, но вроде бы его нет. Ни за кем не числится. Жильцы об этом, понятно, ничего не знали. А приемная комиссия к дому уже не возвращалась.
Так жильцов «кинули» второй раз.
Извините, пожалуйста… Но помогите!
Ситуация вновь зашла втупик. Правда, новые контролеры подсказали путь, как выйти из него: надо всего лишь навсего собрать вновь приемную комиссию — благо и помещения теперь в полном порядке, сдать их уже официально, и тогда владеть ими на вполне законных основаниях.
Легко сказать…
Председатель ТСЖ Игорь Бряков объяснил мне ситуацию:
— Надо пройти множество инстанций, в каждой взять согласование, разрешение. Одни справки составят том. По силам ли это правлению? Но если бы только это… Ведь помещения, по существу, переделаны — там ничего не осталось от первоначального проекта. Субарендаторы перестроили первый этаж в соответствии со своими нуждами, и были, конечно, правы. Но теперь, чтобы предъявить его комиссии, все чертежи следует выполнять заново. Создать, по сути, новый проект: по факту того, что существует на самом деле. Но одни только чертежи, как мы узнали, обойдутся дому в 6 тыс. долларов. Потом их надо согласовать… Короче, если подсчитать не только гласные, но и негласные траты, дому в общей сложности придется выложить 10 тыс. долларов. Откуда у нас такие деньги?
Узнав о проблемах, которые возникли перед товариществом, заволновались и жильцы. Если отнимут нежилые помещения, зачем вообще ТСЖ? Одни хлопоты да расходы. И в доме все настойчивее стали звучать требования: не надо никакого жилищного объединения! Будем переходить в муниципальный фонд. Иными словами, не успев родиться, товариществу надо уже было справлять отходную.
Неужели так все беспросветно? Но обратимся к документам. «Оказывать товариществам содействие в решении проблемных вопросов…» Так говорится в постановлении правительства Москвы о развитии жилищного самоуправления, принятом в прошлом году. К кому обращено это требование? К местным властям. Ведь именно они и должны в первую очередь помогать товариществам.
Но ни районная управа «Новогиреево» — а у нее «Инициатива», напомним, вообще единственное товарищество — ни префектура домом на Зеленом проспекте не занимались. ТСЖ «Инициатива» с первых дней своего существования было предоставлено самому себе, работало в полном вакууме. А сейчас, когда возникла критическая ситуация, власти и вовсе отвернулись от него. Более того, еще и палки в колеса ставят. Так, жильцы хотели устроить рядом с домом детскую и спортивную площади. Сейчас это невозможно — двор проходной, вмиг порушат. Значит, надо обнести территорию забором, сделать ее подконтрольной жильцам. Ради такого дела они бы и дежурных выделили… Нет, не разрешают. В чем логика запрета? Не иначе, как такая: те дома, что на балансе — свои, о них позаботимся, а те, которыми управляют жильцы, — чужие. Не слишком ли много себе позволяют? А потому — дадим по рукам!
Любопытная деталь: придомовая территория входит в состав кондоминиума. Зарегистрированного! А вот в соседнем доме, где нет ни товарищества, ни кондоминиума, но такая же ситуация с придомовой территорией, такой забор есть. Своим можно…
Но вернемся к несданному первому этажу. Вот последнее обращение ТСЖ «Инициатива» в префектуру: «Просим вас поставить перед Департаментом имущества вопрос о передаче нежилых помещений товариществу, ибо жильцы и так изрядно намучились». А в конце следует такой вот необычный для официального документа просительный оборот: «Извините нас, пожалуйста, но если и это письмо останется без ответа, мы будем вынуждены обратиться в суд». Оно осталось без ответа.
Судьба товарищества висит на волоске. Не исключается, что оно исчезнет. Интересно, заметят ли это чиновники?