Обязательства по соцгарантиям – главное в бюджете
В июне городская Дума приняла Закон о внесении изменений в столичный бюджет на этот год. Как отразился финансовый кризис на городской казне? Об этом рассказал председатель бюджетно-финансовой комиссии Московской городской Думы Игорь Антонов.
Налоги и расходы
– Мировой финансовый кризис затронул все государства, не исключение и Россия. Потребовалось внести уточнения и в бюджет города. В целом доходы в 2009 году с учетом изменений составят 969 837,5 млн руб. (уменьшаются по сравнению с ранее утвержденными показателями на 417 272,5 млн руб., или на 30%).
Из-за падения цен на нефть и газ, снижения деловой активности промышленных предприятий, торговли, транспорта, телекоммуникационной отрасли, финансово-кредитных организаций существенно сокращаются по-ступления налога на прибыль в казну. Нас это очень тревожит, так как налог на прибыль в бюджете основной. По сравнению с 2008 годом снижение составляет почти 50%.
Налог на доходы физических лиц в первом полугодии выполнялся фактически так же, как и в прошлом году. В начале года, как и планировалось, были увеличены зарплаты работникам бюджетной сферы и доплаты к пенсиям неработающим пенсионерам. К концу года мы должны, как и предполагалось ранее, довести доходы пенсионеров до двух прожиточных минимумов.
Но нельзя не учитывать, что при сокращении рабочих мест, переходе на укороченную рабочую неделю, предоставлении отпусков без сохранения содержания, отмене бонусов, дивидендов и других поощрений, уменьшается и налог на доходы физических лиц.
– Как сократится статья расходов?
– По подсчетам, расходы составят 1 152 554,3 млн руб., то есть уменьшатся на 20,5 процентов. Дефицит бюджета практически увеличивается в 3 раза, с 59,9 млрд руб. до 182 716,8 млрд руб.
– Какие программы будут сокращены в первую очередь?
– Адресно-инвестиционные. Мы закладывали 84,5 млрд руб. на покупку и строительство жилья. Но в этом году на эти цели будет направлено 67,7 млрд рублей. Уменьшение – 17 млрд рублей.
Меньше средств из городской казны пойдет и на строительство школ (будет построено 8 вместо 15), новых детских дошкольных учреждений (32 детских сада вместо 60 запланированных). Но задание по вводу 100 детских садов остается.
По капитальному строительству попали под сокращение буквально все отрасли – здравоохранение, культура и искусство, социальная сфера и т. д.
Серьезно сокращается финансирование дорожного строительства – на 50 млрд рублей. Планировали выделить 88,8 млрд руб. из городской казны и 3,8 млрд руб. из федерального бюджета, а теперь на дорожное строительство город ассигнует 34,6 млрд руб., а федеральный бюджет только 2,8 млрд руб. На метростроение мы закладывали 25 млрд руб., а остается 18,5 млрд руб. Продолжится строительство Митинско-Строгинской, Люблинско-Дмитровской, Калининской линий.
– Что будет с программой капитального ремонта многоквартирных домов?
– Финансирование сокращено на 24 241,2 млн руб. При этом количество домов, где будет проведен ремонт, не меняется, но сроки выполнения некоторых работ могут быть перенесены на следующий год.
Значительные средства будут выделены на субсидии управляющим организациям на содержание и ремонт общего имущества собственников помещений многоквартирных домов и субсидии на промышленную переработку твердых бытовых отходов. По сути это социальная поддержка населения, поэтому расходы сокращены всего на 3 процента.
Все доплаты сохранятся
– Как отразятся изменения в бюджете на социальной сфере?
– Обязательства по социальным гарантиям москвичам – главный приоритет. Расходы, непосредственно связанные с вопросами социального характера, составляют в бюджете 51,2 процента. Это позволит, как уже было объявлено, повысить оплату труда работников государственных учреждений социальной сферы – здравоохранения, образования, физкультуры, культуры и социальной защиты населения.
Финансовых средств вполне достаточно для работы лечебно-профилактических учреждений, а их у нас в городе 837, научно-практических центров и институтов Департамента здравоохранения города Москвы, которые оказывают бесплатную медицинскую помощь. 6963,1 млн руб. будет направлено на бесплатный отпуск лекарств. Это на 8,1% средств больше, чем планировалось первоначально.
Будут выполнены обязательства правительства Москвы перед населением: по доплатам к пенсиям неработающим пенсионерам, к пособиям различным малообеспеченным жителям Москвы, по выплатам за рождение ребенка, ежемесячным городским денежным выплатам региональным льготникам – ветеранам труда, труженикам тыла, реабилитированным гражданам.
В размере, повышенном в 1,5 раза (с 500 до 750 руб.), будут выплачиваться пособия гражданам, имеющим детей.
Предусмотрены ассигнования на выполнение программы Года равных возможностей. Семьи детей-инвалидов, как и раньше, будут получать бесплатные лекарства, изделия медицинского назначения, а также специальные продукты лечебного питания.
– Много ли в городе безработных?
– Официально зарегистрировано чуть более 50 тысяч. А вакансий в городе 240 тысяч. Деньги на пособия оставшимся без работы в бюджете имеются.
– А на что могут рассчитывать москвичи, которые получали субсидии по оплате жилищно-коммунальных услуг?
– Здесь финансирование также не сокращалось. Они по-прежнему будут получать субсидии по оплате жилищно-коммунальных услуг и услуг связи. Льготникам как выплачивалась ежемесячная компенсация по оплате за телефон (50 процентов от тарифа), так и будет выплачиваться.
Как вы знаете, у нас застопорилась программа по социальной ипотеке. Московскому ипотечному агентству сейчас выделяют из городской казны для увеличения уставного капитала 4 млрд 541 млн руб., чтобы оно могло продолжить эту программу.
Социально значимыми для города являются расходы по оплате проезда пенсионеров и льготников на общественном городском и пригородном железнодорожном транспорте.
Все москвичи, у которых есть право бесплатного и льготного проезда на общественном транспорте, будут иметь такую возможность.
Сократились на 3,8 процента расходы бюджета на покрытие убытков теплоснабжающих организаций, обеспечивающих теплом жилые здания. Но сделано это в связи с тем, что в городе проведены работы по энергосбережению и учету потребляемых ресурсов.
– В прежние годы не раз говорилось об энергетических проблемах, серьезном дефиците электроэнергии, которые тормозили развитие столицы…
– За прошедшие лет пять мы поправили ситуацию с энергоснабжением в Москве. Сработали два фактора: сократилось потребление энергоресурсов, каждая семья начала экономить, все-таки затраты немалые, и инвестиционная составляющая. Дополнительно построены питающие центры и энергетические мощности. Теперь нет дефицита электроэнергии. Ситуация стабильная.
Поддержать финансовый рынок
– Сейчас часто говорят, что осенью, возможно, будет вторая волна кризиса. Кого она может накрыть?
– У предприятий и организаций имеется достаточно серьезная просрочка по кредитам. Если ситуация не стабилизируется и долг будет нарастать, то, возможно, начнется новая волна теперь уже банковского кризиса. Учитывая, что в этих банках находятся деньги малого и среднего бизнеса, то этот процесс затронет и другие сферы. Если удастся стабилизировать положение, а я думаю, это удастся, то второй волны не будет.
Для поддержания финансового рынка мы выделили Банку Москвы 15 млрд руб. бюджетных инвестиций. В мэрии создана комиссия по финансовому мониторингу.
– Что поможет стабилизировать положение?
– Большие кредиты брали самые крупные компании. Автомобильные концерны, предприятия газовой, нефтяной и металлургической отраслей. Государство их не бросит. Если появятся государственные заказы, увеличится потребительский спрос на продукцию этих компаний, то осенью банковского кризиса не будет.
Мы сформировали для поддержки, прежде всего реального сектора экономики, промышленности города, резерв – 30 млрд руб. Но бюджетный кодекс не позволяет выдавать бюджетные кредиты из городской казны организациям, юридическим лицам. Мы можем только субсидировать процентные ставки по кредиту и предоставлять гарантии.
Сегодня тенденция такова: Центробанк принял решение постепенно снижать ставку рефинансирования. Это означает, что стоимость кредитных ресурсов будет дешевле, станет проще отдавать долги.
О нашем собеседнике
Игорь Евгеньевич Антонов окончил Московский горный институт и Российскую академию государственной службы при Президенте Российской Федерации. Перед избранием в Московскую городскую Думу работал начальником 12-го района предприятия «Тепловые сети» АО «Мосэнерго».
Депутат Московской городской Думы второго (1997–2001 гг.) и третьего (2001–2005 гг.) созывов. Вновь избран депутатом городской Думы 4 декабря 2005 года. Председатель бюджетно-финансовой комиссии, член комиссии по организации работы Думы.