Сто вопросов от собственников
Наши эксперты продолжают отвечать на письма читателей, касающиеся оплаты услуг ЖКХ и жилищных прав граждан.
Требуйте договор
С недавних пор в Едином платежном документе появилась строчка: техническое обслуживание ИПУ (индивидуальных приборов учета). Я же всегда оплачиваю эту услугу по отдельному договору с организацией, установившей счетчики в моей квартире. Вычеркнуть эту сумму из ЕПД не имею права. На каком основании мне вменили этот платеж и что делать?
Наталья Петракова
Андрей Чечин, заместитель руководителя ГУ «ИС города Москвы»:
– Во многих районах столицы в ЕПД стали вписывать платежи за обслуживание квартирных приборов учета. Однако после этого нововведения к нам посыпались обращения граждан.
Сначала разберемся, откуда взялась ставка – 54 рубля в месяц. Она была установлена Департаментом экономической политики г. Москвы для расчета субсидий жителям, которым счетчики ставили за счет бюджета. То есть для того, чтобы собственник-субсидиант мог получать помощь от государства на оплату не только жилищно-коммунальных услуг, но и на техобслуживание квартирных приборов.
Но многие собственники, не получающие субсидий, поставили счетчики за свой счет. К ним можно применять эту цену только на основании взаимной договоренности. Разъясню, кто с кем должен договориться.
Процесс расчетов с населением по квартирным приборам учета должен быть организован через управляющую компанию. Только по ее поручению ГУ ИС может внести дополнительный платеж в ЕПД. Собственник не должен договариваться со специализированными организациями напрямую. Значит, платеж этот должен быть внесен на основании договора между собственником и управляющей компанией. В нем прописывается порядок предоставления услуги по техобслуживанию, виды работ, их периодичность, оплата.
Скажем, собственник ежемесячно вносит какую-то сумму, но услуга предоставляется раз в полгода. Выполнение работ фиксируется актом, который, с одной стороны, должен подписать исполнитель (организация, которая проводила эту работу), с другой, – собственник. Но люди жалуются: никто к ним не приходил, ничего со счетчиками не делал, а заплатить 54 рубля за якобы предоставленную услугу требуют.
ДЕЗ в этой ситуации должен заключить договор не только с собственником, но и со специализированной организацией на обслуживание квартирных приборов учета и контролировать этот процесс. Ведь человек, не имея договорных отношений на эту услугу, может предъявить ГУ ИС требование вернуть ему незаконно начисленные деньги за непредоставленную услугу.
И ставка бывает кусачей
Стоимость обслуживания квартирных счетчиков обходится мне в 648 рублей в год. Она съедает весомую долю экономии за воду. Что именно мне должны сделать за эти деньги? Не пора ли поставить вопрос об уменьшении ставки? 54 рубля в месяц – это много!
Станислав Иванов
Андрей Чечин:
– При техническом обслуживании приборов учета производятся следующие виды работ:
– визуальный осмотр с целью выявления неисправностей и нарушений в работе прибора;
– проверка целостности пломб;
– протирка прибора от пыли;
– контрольное снятие и запись показаний прибора;
– проверка работоспособности водозапорной арматуры для отключения фильтра прибора;
– очистка фильтра от отложений, песка и окалины с разборкой и ревизией;
– проверка работы счетного механизма на приборе.
Согласен, что при ставке 54 рубля в месяц за этот перечень работ люди не видят смысла ставить приборы. Тем более что есть пункты, вызывающие улыбку: стирание пыли тряпочкой, визуальный осмотр… Есть смысл снизить ставку рублей до двадцати. С другой стороны, управляющая компания должна иметь деньги на организацию контроля над показаниями приборов.
Должен быть в штате человек, который придет в квартиру хотя бы раз в полгода и проверит, правильно ли житель снимает данные. А заодно посмотрит, нет ли сторонних подключений.
Выручает технадзор
Наше ТСЖ организовано недавно. Дом новый, но в нем уже возникают проблемы из-за перепланировщиков. То заливы из-за них, то перебои с отоплением. А жильцы бегут с жалобами к нам, в правление. Каким образом можно взять ситуацию с перепланировками под контроль?
Светлана Пальцева
Анна Селина, председатель ТСЖ «Сколково»:
– Подобные проблемы характерны для всех ТСЖ, созданных в новостройках. А ТСЖ как управляющая компания отвечает за все, что в доме происходит.
Наши беды начались через два-три года после сдачи дома. И не только из-за строительных недоделок, но и из-за ремонтов в квартирах. Потопы случались один за другим, срывало краны, перемычки – люди закупают сантехническое оборудование на рынках без какой-либо гарантии качества. Из-за аварий страдают и сами, и их соседи.
На одной из планерок возникла идея создать свой технадзор. Ведь ТСЖ у нас – не только управляющая, но и эксплуатирующая организация. Помимо прочего, она обязана делать обход квартир. Создание такой службы обязательно должно быть регламентировано внутренним документом.
Поскольку это не влекло за собой дополнительных взносов, решение было принято волевым порядком без общего собрания. Правление издало приказ о создании комиссии по обходу квартир, назначило ответственных – управдома и главного инженера.
Мы не ставим цель – выявлять незаконные перепланировки и передавать сведения в Мосжилинспекцию. Ведь многие и не подозревают о том, что у них вот-вот может «рвануть». Задача: вовремя обнаружить опасность и дать людям компетентные рекомендации. Есть жители, которые не пускают в квартиру. В таких случаях составляем акт. При этом в случае аварии ответственность с ТСЖ за ее последствия снимается.
Накануне обхода оповещаем всех жителей через консьержей, вывешиваем объявления. Проверку ведем комплексно и обязательно в присутствии собственника. Если квартира куплена без электропроводки, значит, должен быть проект, разрешение на выделенную мощность. Если сделана перепланировка, то она должна быть соответствующим образом оформлена. Смотрим состояние вентиляции, сантехоборудования, наличие перемычек. Фиксируем наличие счетчиков, заодно снимаем контрольные показания.
В примечаниях указываем, какая стоит ванна, есть ли биде, джакузи, не объединен ли балкон с жилой комнатой, не менялась ли система отопления. Собственник под этим подписывается. Услуга жителям не стоит ни копейки.
Конечно, по-настоящему компетентное заключение может дать только знающий специалист. Для этого надо принимать на работу квалифицированных сантехников, электриков, операторов теплового пункта. Ежегодно направляем своих работников на повышение квалификации в Тушинский учебный комбинат.
Рекомендую такой подход к кадрам всем ТСЖ. Важно, чтобы ваш сантехник всегда в любом документе имел право поставить свою подпись.
Технадзор в нашем ТСЖ работает год. И польза от него реальная. Главное – мы владеем информацией по каждой квартире. Если выявили незаконное переустройство, то на основании составленного акта направляем собственнику официальное письмо-предписание, в котором предлагаем узаконить перепланировку или поменять сантехоборудование – либо своими силами, либо сделав заявку в ТСЖ.
Скажете, предписание необязательно для исполнения, ведь технадзор – не жилинспекция? Однако если из-за аварии в квартире будет нанесен ущерб соседям, они вправе подать в суд на ТСЖ – оно отвечает за состояние общего имущества. Виновник скажет в суде: «А я не знал, а мне строители так сделали…» И суд заставит устранить последствия аварии за счет ТСЖ.
Если же товарищество предъявит акт обследования, предписание, то виновнику потопа расплачиваться с соседями придется самому.
Константин Крохин, председатель Союза жилищных объединений города Москвы:
– Техническое обследование жилых помещений обязана проводить любая эксплуатирующая организация. В нашем ТСЖ «Аркада-Хаус» технадзор начал работать сразу после создания товарищества. Конечно, он затратный, ведь никто бесплатно работать не будет, но эта услуга помещается в ставку техобслуживания. У нас за его организацию отвечает главный инженер.
Основная часть работы – осмотры и выявления. Много нарушений при ремонте делается по незнанию, из-за привлечения неквалифицированной рабочей силы. Это и использование на водопроводных трубах китайских фильтров, не рассчитанных на давление в пять атмосфер. И неправильная установка и расчет радиаторов отопления, что приводит к низкой температуре батарей зимой у соседей.
Без технадзора невозможно осуществлять контроль над перепланировками. А при сдаче жилого помещения после переустройства акт подписывает и управляющая организация. Технадзор позволяет упреждать аварии. Не все граждане добровольно устраняют предписания, лишь тогда мы сигнализируем в жилищную инспекцию. По закону только она имеет право подать в суд или применить административные санкции, например выписать штраф.
Но главный инструмент нашего технадзора – убеждение. Любое товарищество заинтересовано в создании такой службы. Ведь чуть что, жители бегут жаловаться в ТСЖ.