Решайте сами — какая у вас семья, и какая нужна ей квартира
Новый закон «Об улучшении жилищных условий жителей города Москвы» — преемник всем известных правил постановки на учет москвичей, нуждающихся в улучшении жилищных условий.Побудительных мотивов для написания нового закона было два. Это новый Устав города, который несколько изменил законотворческий процесс — теперь жилищные документы должны иметь статус закона, а не постановления Думы, как это было прежде. Второй мотив — скандально известное решение Верховного суда РФ, признавшего ряд норм бывшего Положения о порядке улучшения жилищных условий не соответствующими федеральному законодательству. И, в частности, требование от потенциального очередника десятилетнего стажа московской жизни. Если следовать букве этого решения, окажется, что на московские квартиры могут претендовать все земляне. Год судебных тяжб понадобился, чтобы президиум Верховного суда отменил безумную норму. Тем не менее другие замечания ВС необходимо было учесть.
Предоставим слово для подробного комментария депутату Московской городской Думы, председателю Комиссии по жилищной политике МГД Галине Хованской.
— Обращаю ваше внимание на следующую запись, смысл которой в том, что граждане, проживающие в одном жилом помещении и даже имеющие родственные отношения, сами определят — считают они себя разными семьями или нет. И на каждую семью следует заводить отдельное учетное дело.
Согласитесь, бывает, что три поколения могут жить одной семьей душа в душу — это их право. Если же обстановка в доме накаленная, холодильники разные, бюджеты — разные, значит, и семьи — разные. Именно такая логика используется в судебной практике, когда требуется определить: одна это семья или нет.
Понятно, что правовые последствия от этой нормы очень серьезные и при постановке на учет, и, конечно, при предоставлении жилья.
С этой нормой связана и другая новация, определяющая, что граждане, занимающие жилые помещения на правах поднайма, краткосрочного найма, а также пользующиеся жилыми помещениями в качестве временных жильцов, никак не могут претендовать на то, чтобы стать очередниками. Они не входят в число членов семьи, не учитываются ни при постановке на учет, ни при предоставлении жилья.
Есть в новом документе существенная поправка, которая показывает, насколько важно каждое слово в законе! В старом положении была запись о том, что при признании семьи москвичей, где есть тяжелобольной человек, нуждающейся в улучшении жилищных условий, следует учитывать право этого тяжелобольного на дополнительную площадь. Казалось бы — все ясно. Однако мы, к сожалению, не уточнили, что это право относится к очередникам, проживающим и в отдельных квартирах, и в коммуналках. То есть про отдельные квартиры мы написали, а про коммуналки — нет, считая, что это и так понятно. Но тяжелобольным очередникам, проживающим в коммуналках, отказывали в праве на дополнительную площадь! Теперь такого сделать не смогут — мы уточнили старую редакцию.
Устранили мы и другую несправедливость, касающуюся тяжелобольных, имеющих право на дополнительную площадь, согласно циркуляру НКВД 1928 года. Это единственный документ, где упомянуты сердечники, астматики. Право этой категории на дополнительную площадь признавали, но ставили их на учет на общих основаниях. Это означало: стойте 20 лет! Поэтому мы уточнили, что и сердечники, и астматики — тяжелобольные люди, которым надо находиться в очереди на льготных условиях.
И еще один сюжет на эту тему. Представим себе, что человек был здоровым, отстоял в очереди «на общих основаниях» лет 10, а потом стал тяжелобольным, возможно, из-за плохих жилищных условий. То есть из одной категории очередников ему надо переходить в другую. Но чиновник предыдущие годы «стояния» в очереди не засчитывал! И мы сейчас ввели норму, согласно которой предыдущий его «стаж» учитывается. В этой формуле присутствует понижающий коэффициент, который определяется другим законом — законом о приоритетах. Вот как это приблизительно должно работать. Сейчас тяжелобольные из отдельных квартир обеспечиваются жильем через пять лет. И если очередник простоял 15 лет «на общих основаниях», а год — как тяжелобольной, то ему следует добавить еще три года «льготного стажа». И получается, что человек стоит в очереди как тяжелобольной не один, а 4 года. Это, безусловно, приближает его к решению жилищного вопроса. Пока такая норма задумана для тяжелобольных. Но надо посмотреть, как она будет работать, и, возможно, ее следует применять и в других случаях.
Внесли мы дополнение и в приложение к закону, где определены те виды жилых помещений, которые не подлежат коммунальному заселению, и в них не могут проживать разные семьи. И при постановке на учет для жителей этих, отдельных, в основном, квартир теперь будут применяться нормы, как для жителей коммуналок. То есть они дают право, имея менее 15 квадратных метров общей площади на человека, встать в жилищную очередь. (Для жителей отдельных квартир применяется норма — 10 квадратных метров на человека). Теперь в этом перечне появились и квартиры, состоящие из двух изолированных комнат, но вторая комната — меньше 9 метров. А по нашим старым правилам, жилое помещение менее 9 метров вообще нельзя было предоставлять. И в Москве много квартир, особенно в старых домах, где вторая комната чуть больше восьми квадратных метров.
Следующая поправка вызывала тяжелые споры между ветвями власти. Что делать, если у города нет квартир «по норме»? В старом положении есть запись — если площадь предоставляемой квартиры превышается на 7 квадратных метров, то эти метры оплачиваются по себестоимости. Если больше 7, то дальше «лишняя площадь» оплачивается по рыночной стоимости. Мы внесли другое предложение. Если предоставляемая квартира такая, что на всю семью «лишняя площадь» составляет до 9 квадратных метров (а это половина социальной нормы предоставления жилья одному члену семьи), то платить ничего не нужно. Такую квартиру очередники получают по договору социального найма. (Наглядный пример — семья из трех человек. По нормам им положено 54 квадратных метра. Если квартира больше этого предела всего лишь на 9 метров, ее площадь — 63 «квадрата», то она предоставляется бесплатно по договору социального найма.)
Мы написали эту норму, опять-таки, отталкиваясь от судебной практики, которая говорит о том, что не считается существенным превышение норм, если на всю семью приходится менее половины социальной нормы на семью очередника. И никто не имеет право взять с человека деньги, если квартира превышает норму не более чем на 9 метров. Если квартира намного больше, то семье будет предложено взять квартиру по договору коммерческого найма. К сожалению, есть категории граждан, которым мы не можем предоставить квартиры по коммерческому найму.
Остается еще один вариант. Чтобы выйти из коллизии, связанной с предоставлением большой квартиры, можно взять стопроцентную субсидию из бюджета, и, «поиграв» на разнице цен, купить подходящую квартиру на вторичном рынке, то есть подешевле.
А если человек хочет взять квартиру несколько меньше социальной нормы? Принятая поправка позволит ему это сделать. Но отказ от «лишних» метров имеет ограничение: если по социальной норме на человека приходится 18 квадратных метров общей площади, то в предлагаемой согласно новому закону ситуации она не может опускаться ниже 16.
Депутаты настояли и на том, что заселение в одну комнату или в однокомнатную квартиру отца и совершеннолетнего сына, матери и взрослой дочери недопустимо. Позицию депутатов поддержал мэр Москвы. Так что отныне совершеннолетние дети и их родители могут спать спокойно — каждый в своей комнате.