Покупка жилья по-прежнему опасна
Даже плохонькая квартира в столице стоит несколько миллионов рублей. Поэтому не удивительно, что рынок недвижимости (место, где крутятся большие деньги) притягивает разного рода ловкачей. А в кризис – тем более. О том, какие сюрпризы ждут беспечного покупателя квадратных метров, рассказывает Ольга Андреева, юрист агентства недвижимости «ТРИУМФАЛЬНАЯ АРКА».
Смерть в Пушкино
У нас был заключен эксклюзивный договор с покупателем. Мы долго искали ему жилье, но все варианты по той или иной причине клиента не устраивали. Наконец, подобрали квартиру, которая пришлась ему в самый раз, и он был готов внести за нее аванс. Наш агент договорился с продавцом о том, что в понедельник он приедет в компанию с пакетом документов.
Но когда мы увидели эти документы, нас смутило три момента. Во-первых, квартира была куплена… две недели назад. Во-вторых (и это было еще более странным), продавец умер сразу после ее продажи. В-третьих, не вызвало восторгов то обстоятельство, что квартира принадлежит гражданке Украины 1990 года рождения. Что лицо это подставное, было видно невооруженным глазом.
И когда продавцы странной квартиры ушли, наши сотрудники попытались объяснить покупателю, что лучше с ними не иметь дела. Как говорится, от греха подальше. Однако он требовал от агента более веских аргументов того, что квартира юридически «нечистая».
При проверке жилья выяснилось, что его предыдущий владелец, мужчина 1965 года рождения, мало того что умер сразу после государственной регистрации сделки купли-продажи, так еще и не был снят с регистрационного учета. А «выписать» бывшего собственника нынешняя хозяйка квадратных метров предложила нашим сотрудникам по доверенности, представив в паспортный стол нотариально удостоверенную копию свидетельства о смерти.
На вопрос о том, где оригинал этого свидетельства, вразумительного ответа не последовало. Поэтому прежде чем подавать документы на снятие с регистрационного учета, юристы нашего агентства приняли нестандартное решение. Они попытались проверить представленную нам копию свидетельства о смерти в отделе ЗАГС подмосковного города Пушкино, где она была выдана. Тем более что было не очень понятно, почему прежний владелец квартиры скончался в Пушкино, хотя всю жизнь прожил в Москве…
Когда инспектор юротдела с копией свидетельства о смерти прибыл в пушкинский ЗАГС, ему объяснили: свидетельства о смерти с таким номером актовой записи они никогда не выдавали. Бланки же, на которых выполнена запись о смерти, как оказалось, украдены в Санкт-Петербурге. Остается лишь гадать, что на самом деле случилось с бывшим владельцем квартиры и где он сейчас находится.
Обо всем этом мы сообщили в информационном письме нашему клиенту. И еще раз настоятельно рекомендовали не покупать квартиру, о которой идет речь.
Как испарилась бабушка
Еще случай из практики.
Дело происходило в апреле 2007-го (почему я указываю месяц и год, станет понятно дальше). Квартира, которая была выставлена на продажу, очень понравилась нашей клиентке. Да и цена оказалась привлекательной. А потому, чтобы объект «не ушел», покупательница спешила внести аванс.
Однако существует неписаное правило: если цена хорошей квартиры оказывается ниже рыночной (даже чуть-чуть), это должно настораживать. По крайней мере, сразу возникает вопрос: а почему, собственно, объект продается дешевле?
Так вот, когда специалисты нашей компании стали проверять историю квартиры, вырисовалась весьма любопытная картина. Хозяйкой жилья являлась некая Иванова, которая зарегистрировалась в ней лишь 12 марта 2007 года. Спустя две недели, 29 марта, она ее приватизировала, а уже 7 апреля выставила на продажу. К чему такая спешка?
Стали изучать историю квартиры дальше и обнаружили (так следовало из домовой книги), что до гражданки Ивановой в квартире с июня 1968-го по 12 марта 2007-го была зарегистрирована гражданка Баженова, 1937 года рождения. Где сейчас эта Баженова? Из записи следует, что прежняя нанимательница жилья выбыла по обмену в Кострому по адресу: 1-Владимирская улица, дом 12, кв. 9. Хотя, как было видно из документов, Иванова прибыла совершенно из другого места. Тогда с кем же Баженова совершила обмен?
Подобные обстоятельства не могли не насторожить наших юристов. Как объяснить тот факт, что Баженова, прожив в квартире 39 лет, в весьма преклонном возрасте решила выехать в Кострому? С чего вдруг? Может быть, в этом городе у нее живут родные или близкие?
Агент опросил соседей по лестничной клетке и выяснил, что Баженова была совершенно одиноким человеком, никаких родственников у нее не было.
Нет так нет. Мало ли какие причуды могут возникнуть у пожилого человека. Поэтому через адресное бюро Костромы мы решили проверить факт прибытия гражданки Баженовой на новое место жительства. Ответ, как можно догадаться, оказался невеселым: в списке жильцов города гражданка Баженова не значится. Плюс ко всему в Костроме нет 1-й Владимирской улицы… Как говорится, комментарии излишни.
Понятно, что жилье с такой историей мы не советуем приобретать ни в коем случае, даже если очень хочется.
К сожалению, проблемных квартир на рынке немало, и покупатели не всегда обращаются за проверкой их юридической чистоты в солидные агентства недвижимости. А недобросовестные продавцы, пользуясь ситуацией, когда все ждут снижения цен, порой спокойно сбрасывают 15–20 процентов от первоначальной цены и… продают «нехорошую» квартиру. Так что будьте бдительны! Подобные квартиры – это как мина замедленного действия, никогда не знаешь, в какой момент она рванет.