Изобретем велосипед?
В Москве провели эксперимент: от Пятницкой улицы до сада Баумана четыре человека должны были добраться разными способами – на автомобиле, велосипеде, роликах и общественном транспорте.
По прямой – всего-то пять километров. Из пункта «А» в пункт «Б» автомобилист добирался 70 минут, другой участник эксперимента на общественном транспорте потратил 44 минуты, третий на роликах – 27 и, наконец, на велосипеде – всего 16 минут.
То, что велосипед в условиях городских пробок становится одним из самых быстрых и дешевых видов транспорта, знает весь мир. Велодорожками покрыты города Германии и Голландии, Норвегии и Бельгии, Израиля и Вьетнама. К сожалению, Москве в этом плане похвастать нечем.
К примеру, в Амстердаме протяженность велодорожек составляет 600 километров, в Хельсинки – 700, Лондоне – 900, Мельбурне – 1000! В Москве – два с половиной километра. Единственная настоящая велодорожка в нашей столице проложена по Лужнецкой набережной. Правда, есть еще подобия таких дорожек в некоторых парках.
Плюсы (как и минусы) велосипеда в городе очевидны. Он способен существенно разгрузить дорожное движение и общественный транспорт, снизить гиподинамию среди москвичей, улучшить экологическую ситуацию.
Первым, кто попытался «изобрести велосипед» для столицы, стал Департамент природопользования. А потому проекты велодорожек разрабатываются сейчас лишь для парков, а не для столичных магистралей. И получается, что если кто-то захочет добираться до работы на велосипеде, то столкнется с рядом трудностей. К примеру, если велосипедист едет по автомобильной дороге, он рискует попасть под машину. Если по тротуару – сам может наехать на пешехода. То и дело ему придется замедлять движение из-за высоких бордюров, постоянно попадающихся на пути. В помещение с велосипедом, даже складным, скорее всего, не пустят, а оставить его негде.
Далеко нам еще до Амстердама, где расположена самая большая в мире велостоянка на 20 тысяч мест! И приходится москвичу на свой страх и риск пристегивать велосипед к ближайшему забору.
В общем, прежде чем Москва станет «велодоступной», пройдет немало времени. Чтобы ускорить процесс, нужно, по словам президента Велотранспортного союза Игоря Налимова, не только продвигать идею на правительственном уровне, но и популяризировать этот вид транспорта среди москвичей.
В 2008 году дело сдвинулось с мертвой точки – велосипедной инфраструктурой заинтересовались сразу в нескольких столичных ведомствах. А 23 сентября московское правительство приняло концепцию комплексной программы развития городской транспортной системы на 2010–2015 годы, в которой впервые упомянута велосипедная инфраструктура.
Департамент природопользования и охраны окружающей среды организовал прокладку велодорожек общей протяженностью 14,9 км в шести московских парках. Пойти на это заставил конфликт, возникший между велосипедистами и администрацией парка «Воробьевы горы», где спортсмены «наносили природе непоправимый ущерб».
Знаковым событием 2008-го стало строительство на Лужнецкой набережной первой в Москве профессиональной велодорожки с особым покрытием. У бывшего префекта Центрального административного округа Сергея Байдакова были большие планы по развитию велосипедной инфраструктуры, но он получил новое назначение.
Тем не менее в Москве скоро может появиться первая настоящая велодорога, которая свяжет район Бирюлево Восточное со станцией метро «Орехово». Как сообщили в префектуре Южного округа, ее проект уже готов.
В Велотранспортном союзе предложили проект дополнить: проложить несколько километров велодорожек вдоль действующих магистралей – Шипиловского проезда и Новоцарицынского шоссе. Всего, как считают велосипедисты, достаточно построить 4,5 км внутриквартальных дорожек и 8 км – по периметру района Орехово-Борисово. Еще три километра нужны, чтобы связать его с Загорьем. Пока же на одного столичного жителя приходится, по разным данным, от четверти миллиметра до 200 микрон велосипедных дорожек, если считать лишь трассы со всеми необходимыми дорожными знаками и правильным покрытием. А вот по числу велосипедов на душу населения Москва уже сильно продвинулась вперед.
На недавнем заседании правительства столицы мэр Москвы Ю. Лужков сказал: «Конечно, у нас более короткое лето, чем в Европе, где мы вообще наблюдаем велосипедный бум, однако и нам необходимо продумать систему размещения специальных карманчиков и велосипедных дорожек в городе. Это во многом может облегчить транспортную ситуацию, а также просто полезно для здоровья горожан».