От и до – об H2O
Открыть водопроводный кран – что может быть проще? Как H2O оказывается в наших кранах, оказывается, можно узнать в музее, созданном при Мосводоканале. Работает он уже пятнадцать лет.
Откуда есть пошло…
…Розовый домик возле Новоспасского моста на Пролетарской. Сразу за дверью – наглядный «натюрморт»: сплетение труб, бурлящая вода в прозрачных вертикальных трубках, огромная декоративная капля, вытекающая из крана.
В первом зале – то, с чего когда-то начинался московский водопровод: макеты колодцев, фрагменты первых деревянных труб, найденных под землей в центре города… А вот то самое «ведро», в котором раньше измеряли объем воды. И не просто ведро, а мера объема, оно вмещает ровно 12,3 литра – не больше и не меньше!
Рядом макет Водонапорной башни Кремля в разрезе. Вода в ее нижний резервуар самотеком поступала из Москва-реки. Рядом с башней по кругу шли две лошади, тянули рычаг и приводили в действие водяной механизм: снизу бадьи, полные воды, поднимались в верхний резервуар, откуда вода по трубам разводилась по Кремлю. Обслуживала водонапорная башня в первую очередь хозяйственные службы царского двора.
Впервые водопровод в Москве появился в 1804 году. Весь город (точнее, его центр) обслуживали Мытищи – именно оттуда вода из 62 подземных ключей поступала в Москву. Поверхностные (речные) воды стали использоваться уже в начале XX века, когда была создана Рублевская водопроводная станция.
У экспонатов
Сейчас у города два источника водоснабжения – Москва-река и Волга, всего – 13 водохранилищ. В 30-х годах прошлого столетия стало ясно, что Москвы-реки явно не хватает для города, было решено привести в столицу волжскую воду. Это стало возможным, когда в 1937 году был прорыт канал имени Москвы.
Отдельная схема в музее посвящена технологиям, которые применяются на станциях водоподготовки. Таких станций в Москве четыре: Рублевская, Западная, Восточная, Северная. Пятая станция, Юго-Западная, была создана для отработки самых новейших технологий. Только здесь применяется метод ультрафильтрации. Помимо уже привычных угольных и песчаных фильтров, а также первичного и вторичного озонирования на последней стадии очистки используются мембранные модули. Они отфильтровывают пыль, бактерии. Вода сюда поступает с Западной станции, а после обработки возвращается назад, где смешивается с очищенной обычными способами водой и отправляется потребителю.
Кстати, в Зеленограде на 15 процентов используется артезианская вода, которая считается настолько чистой, что не требует дополнительной обработки. Ее также смешивают с обычной очищенной водой и пускают в водопровод. К сожалению, в Москве настолько много источников загрязнения, что даже артезианская вода не является идеально чистой.
Про сточные воды…
Переходим в зал водоотведения – иначе говоря, канализации. Она, кстати, появилась в Москве почти на сто лет позже водопровода. Ранее все сточные воды уходили в канавы, проходящие вдоль улиц. Изначально канавы предназначались для стекания в реку дождевой воды и растаявшего снега.
В центре зала под стеклом работает маленький снегоплавильный пункт: грузовые машины сбрасывают снег на роторные дробилки – они наподобие огромной мясорубки дробят крупные куски льда. Затем снег попадает в камеру канализационного коллектора. Там он окончательно тает в сточной воде (ее температура поддерживается даже зимой на уровне 15–18 градусов выше нуля) и отправляется на станцию аэрации.
Вся использованная нами вода поступает в канализационные трубы и движется на очистные сооружения. Их два: Люберецкие и Курьяновские. Есть и еще две маленькие станции – Бутовская и Зеленоградская, но они обслуживают только одноименные районы. Первая появившаяся станция, перерабатывающая канализационные воды, сегодня закрыта. Макет Люблинских полей наглядно демонстрирует, как в прошлые годы шел процесс очищения. По каналам поступала сточная вода, затапливала поля, впитывалась в землю, очищяясь естественным способом. Со временем Люблинская станция перестала справляться с увеличивавшимися объемами, и сегодня на месте полей – зона отдыха «Марьинский парк».
Сейчас очистные сооружения – достаточно сложная система. Вода сквозь решетки поступает в первичные отстойники – бетонные бассейны. Затем проходит механическую, потом биологическую очистку – простейшие бактерии «поедают» всю органику, после чего вода уходит во вторичные отстойники, а из них после отделения осадка – в естественные водоемы.
…и про точную науку
Двигаемся по музею дальше. Из огромной напольной вазы торчат диковинные высокие стебли. Приглядываемся: оказывается, это кусок первой керамической канализационной трубы, а «стебли» – бамбуковые палки для ее ручной прочистки!
Рядом еще два непонятных агрегата. Один напоминает крошечный катер, второй – детскую игрушку, что-то вроде небольшой четырехколесной машинки, только без окон и дверей. На самом деле – это приспособления для диагностики трубопроводов! «Катер» пускали по воде, «машинку» – по сухой трубе. С помощью установленных на них камер на экранах отображалось все, что происходит в трубе.
А вот и образцы смесителей, установленных над самой обычной раковиной. Нажимаешь кнопку, вода пущена – теперь можно смело откручивать по очереди кран за краном и наблюдать, как по-разному смесители работают. Вода льется, а рядышком крутится счетчик, показывающий потребление воды. Цифры летят, и ловишь себя на мысли: хочется сделать напор послабее – ведь экономить надо!
Музей воды работает с понедельника по пятницу с 10 до 17 часов, суббота, воскресенье – выходные.
Телефон: (495) 676-92-13.
Адрес: Саринский проезд, дом 13.