23:30:44
11 апреля 2021 г.

Госрегистрация пойдет на поправку

СтроительствоС 1 марта по Указу Президента России началось создание единой Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росрегистрации). В этом ведомстве граждане смогут зарегистрировать землю, недвижимость и права собственности по системе «одного окна».

Просто, да не очень

В результате слияния прежних трех организаций – Росрегистрации, Роснедвижимости и Роскартографии – должны, наконец, закончиться всенародные мытарства по коридорам и кабинетам, а также знакомство с ценами «толкачей» за ускорение процесса в обход очереди.

Пока же, несмотря на ряд принятых за последнее время законодательных актов, которые должны были упростить процедуру, люди продолжают месяцами выправлять документы, необходимые для регистрации земельных участков и строений на них. Но даже собрав полный пакет, можно легко получить отказ в регистрации, поскольку вдруг выяснится, что сведения, которыми располагают разные ведомства, находятся в полном противоречии.

Кроме того, описание объектов недвижимости, их идентификация и привязка к местности зачастую не соответствуют друг другу.

Такой разброс сведений представляет большую проблему для тех, кто работает с недвижимостью, так как они не всегда владеют информацией об ограничениях и обременениях, сопровождающих данный объект.

Москвичам придется подождать

В новом ведомстве, как недавно обещано заместителем главы Минэкономразвития Игорем Маныловым на пресс-конференции в Москве, можно будет развязывать такие «узлы» без участия клиента.

Правда, наивно думать, что откроется «одно окно» в первый же день рождения новой госструктуры. Как разъяснил журналистам И. Манылов, реорганизация, которая предусматривает унификацию процедур и объединение информационных систем, будет проходить поэтапно. Полное объединение и переподчинение по субъектам страны планируется осуществить в течение двух лет. Так что пока порядок подачи заявлений в разные ведомства остается прежний. Если кто-то хочет зарегистрировать земельный участок, он должен обратиться сначала в Роснедвижимость, получить там кадастровый паспорт, то есть технический документ на землю. А уже с этим документом можно записаться на прием в местную Росрегистрацию. Здесь и выдадут свидетельство о праве собственности.

И уж совсем не быстро наступят перемены в мегаполисах, таких как Москва и Санкт-Петербург, в Московской и Ленинградской областях. В техническом плане возможностей для быстрого завершения реформы здесь больше, чем в других регионах. Однако подготовка и объединение территориальных структур затрудняется огромным потоком клиентов и информации. Ведь в Росрегистрацию обращаются по самым разным вопросам не только дачники, но и клиенты при покупке квартиры, оформлении договора ипотеки, приватизации, приобретении земли, регистрации проложенных инженерных коммуникаций.

Тем не менее в некоторых регионах, по мнению И. Манылова, уже в нынешнем году люди смогут воспользоваться «одним окном». Хотя на первом этапе такая цель и не ставится: главная задача в регионах на этот период – создать единую информационную базу и объединиться на федеральном уровне.

«Именно это в итоге сделает получение государственных услуг населением в сфере недвижимости более доступным, эффективным и качественным»,– подчеркнул И. Манылов.

В частности, интеграция данных различных ведомств в единый информационный ресурс по объектам недвижимости и правам на них поможет исключить дублирование. А внедрение технологий электронного взаимодействия с гражданами и организациями позволит снизить издержки, тем самым повысив качество предоставляемых услуг в сфере регистрации прав на недвижимое имущество.

Электронные «примочки»

О том, что это за «электронное взаимодействие», И. Манылов рассказал подробно. Поскольку до сих пор в общей очереди на регистрацию стояли не только граждане, но и представители фирм, очередь станет короче чуть ли не вполовину. Таким будет результат внедрения разработок, позволяющих фирмам общаться с регистраторами на специальном сервере, не выходя из офиса.

Другая электронная «примочка» – установленные в магазинах и на улицах инфоматы. С их помощью граждане могут получить нужную справку, например о составе документов, необходимых для регистрации права собственности на тот или иной объект, и даже записаться в электронную очередь.

Надежду на удешевление услуг по подготовке документов к регистрации в Минэкономразвития связывают с созданием института кадастровых инженеров. Они уже в следующем году должны заменить специалистов БТИ, взимающих отдельную плату за составление техпаспортов и кадастров на строения, а также землеустроителей, которым также приходится платить за межевое дело и составление земельных кадастров.

Выдавить из очередей теневой бизнес, а заодно «залатать дыры» новому ведомству удастся, делегировав значительную предрегистрационную техническую работу негосударственному сектору, частному бизнесу и снабдив уполномоченные организации лицензиями, установив гостарифы. Правда, для реализации этого плана потребуется помощь законодателей.

Коммерсанты любят очередь

Прокомментировать открывающиеся перспективы мы попросили одного из инициаторов «дачной амнистии» Геннадия Кулика, ныне заместителя председателя Комитета ГД РФ по бюджету и налогам.

– В существующей законодательной базе, – сказал он, – уже заложено все необходимое, чтобы гражданин, если он хочет совершить какую-то сделку с принадлежащей ему недвижимостью, мог зарегистрировать по упрощенной схеме свое право на участок и строение «по полной форме». То есть получить соответствующие кадастровые паспорта и планы по упрощенной схеме.

Для тех, кто не собирается ничего продавать, но хочет получить свидетельство о госрегистрации своего права, процесс тоже упрощен. Достаточно собственноручно заполненной декларации, нарисованного от руки пограничного плана, справки от председателя товарищества о том, что границы участка не оспариваются соседями.

Именно этими послаблениями в законах, их максимальным приближением к нынешним возможностям населения и объясняется, что очереди выросли. Больше людей поняли: закон на их стороне.

Другое дело – организация приема этого населения в Росрегистрации и территориальных отделениях других ведомств. Она явно требовала улучшения. В этом смысле появление под началом Минэкономразвития единого госрегистратора с «одним окном» (при условии, что слияние ведомств не будет сопровождаться значительными сокращениями штата) позволит уменьшить очереди. Одновременно улучшится качество подготовки документов, обслуживания населения.

Что же касается удешевления услуг, то мне представляется сомнительной такая возможность за счет привлечения в этот сектор частного бизнеса. До сих пор именно он был тормозом в сокращении очередей.

Не откладывать на завтра?

– Так может быть, не стоит пока торопиться, а лучше дождаться 2011 года, к которому обещано открыть «одно окно»? И уж тогда пройти госрегистрацию своих прав на недвижимость? Об этом мы спросили руководителя аппарата Комитета ГД РФ по аграрным вопросам, юриста Николая Калинина.

– Мой совет: если есть возможность, не откладывайте дело в долгий ящик, проведите госрегистрацию «по полной форме». Все уже упрощено дальше некуда. Да, чтобы попасть на прием к госрегистратору, придется встать в очередь. Зато, сдав документы, можно быть уверенным: и без дорогого посредника в назначенное госрегистратором время (это не больше месяца) дачная эпопея для вас будет закончена.

Преимущество «упрощенки» еще и в том, что в законах есть нюансы, которые не специалистом могут быть упущены из виду. К примеру, если жилой дом построен до 1 января 2005 года, то для госрегистрации достаточно технического паспорта, сделанного органами БТИ. Если дом построен в период с 1 января 2005 года, то до 1 января 2010 года к техпаспорту необходимо добавить разрешение на строительство. А если дом планируется по-строить после 1 января 2010 года, необходимо будет получить еще и акт о вводе дома в эксплуатацию. То есть потребуется вызвать приемочную комиссию органов местного самоуправления.

Можно, конечно, по той же «упрощенке» зарегистрировать право на жилой дом и участок даже без кадастрового документа, если вы не собираетесь продавать недвижимость. Но в таком случае и через десять, и через пятьдесят лет, когда надумаете, все равно придется выполнить эту работу. И опять же предъявить дополнительно два вышеназванных документа. Так что лучше не откладывать на завтра то, что можно оформить в собственность сегодня.

Станислав Чудаков

Похожие записи
Квартирное облако
Аналитика Аренда Градплан Дачная жизнь Дети Домашняя экономика Доступное жильё Доходные дома Загородная недвижимость Зарубежная недвижимость Интервью Исторические заметки Конфликты Купля-продажа Махинации Метры в сети Мой двор Молодая семья Моссоцгарантия Налоги Наследство Новости округов Новостройки Обустройство Одно окно Оплата Оценка Паспортизация Переселение Подмосковье Приватизация Прогнозы Реконструкция Рента Риелторы Сад Строительство Субсидии Транспорт Управление Цены Экология Электроэнергия Юмор Юрконсультация