Каждый третий дом капремонтом доволен
К сожалению, недостаточно информации о ремонте исходит от официальных лиц. Обычно докладывают о процентном выполнении плана, приводят скупые цифры, и все. Поэтому стоит ли удивляться, когда слышишь – «все плохо»? Почти ничего о хорошем.
И это понятно, ведь жалобы на капремонт доходят до СМИ, обнародуются. Они на поверхности, на слуху. Довольные же собственники не трубят о том, как замечательно провели в их доме ремонт. Хоть бы один пришел в редакцию да рассказал об этом…
На 1 декабря прошлого года зафиксировано 2526 жалоб от жителей. В среднем, одна жалоба на полтора дома. Значит, в трети отремонтированных домов – никаких проблем не возникло!
Недавно побывала в старом доме ЖСК в Восточном округе столицы. Члены правления с гордостью провели в подвал. Новые коммуникации, узлы, чистота. В подъездах «отисы», полы и панели уложены плиткой – никакой старомодной краски. В квартирах ни следа погрома, хотя прошла полная замена стояков.
Хозяин одной из них рассказал, что ремонтники прорезали в стенах отверстия под трубы специальным приспособлением, ни кусочка плитки при этом не отвалилось, и обои остались невредимы. Да и грязи-то не было, умеют же работать аккуратно!
Люди довольны, хотя и не обошлось без неприятностей: с несколькими собственниками квартир, наотрез отказавшимися пустить рабочих, пришлось судиться. Правление жестко контролировало подрядчиков, и те сработали без халтуры. К слову, не секрет, что проблем с ремонтом меньше всего в ТСЖ и ЖСК, где есть крепкое руководство.
Более-менее целостную картину состояния дел с жалобами населения «нарисовали» руководители Департамента капитального ремонта и Мосжилинспекции на депутатских слушаниях в Мосгордуме. Эти слушания прошли в декабре в рамках заседания комиссии по городскому хозяйству и жилищной политике. В Государственной жилищной инспекции по городу Москве создали три управления. Два линейных, обеспечивающих контроль непосредственно на объектах, и третье, которое отвечает за подготовку проектно-сметной документации домов к производству работ и за предметный разбор обращений граждан.
Нельзя сказать, что программа в прошлом году «пошла» гладко. Жалобы были. Причем, на начальном этапе реализации программы преобладали обращения, связанные с организацией и производством работ, но к ноябрю их стало в семь раз меньше.
Пик жалоб пришелся на сентябрь-октябрь 2008 года. Много их было по поводу качества ремонта кровель: застойные зоны, не отработанные примыкания – целый букет нарушений.
Много нареканий связано с прокладкой внутренних инженерных систем, сантехническими работами: замена систем центрального отопления, стояков холодного и горячего водоснабжения. Инспекторы выявили более трех тысяч нарушений технологии и качества выполнения работ.
По каждому из них выдавалось предписание, организации штрафовали. На 1 декабря 2008 года с них было взыскано штрафов на сумму более 8 млн рублей. Со многими бракоделами расторгли контракты. 30 организаций (всего в программе участвовало 370 фирм-подрядчиков) попали в «черные списки» неблагонадежных партнеров. Многие из них выиграли конкурсы и аукционы, не имея за душой практически ничего: ни реальных возможностей, ни строительных мощностей. Выиграли массу объектов и оказались не готовыми их освоить. Пришли, разломали и ничего не смогли сделать. Приходилось на ходу отказываться от услуг этих компаний, повторно проводить аукционы. Тем не менее, ситуацию удалось нормализовать за месяц-полтора.
Много жалоб породила слабая работа служб технического заказчика. Это ключевое звено программы оказалось неготовым к работе. А ведь все крутится вокруг него: работа с проектными и подрядными организациями, контроль над выполнением всех работ. И опять же, решать проблему пришлось по ходу работы.
70 процентов обращений шло из-за слабой квалификации ремонтников. Решить эту проблему, увы, архисложно.
Тем не менее, число жалоб резко снизилось, за последнюю неделю ноября поступило 84 обращения по вопросам качества и соблюдения технологии ремонта. Каждое обращение держится на контроле Мосжилинспекции до тех пор, пока меры по нему не будут приняты, а жильцы не дадут об этом расписку.