Улица, сходящая со сцены
Тем, что в Москве реконструируется очередное здание, никого не удивишь. Но вот то, что после этой реконструкции в столице появится новая улица… О таком мы еще не слышали.
Студенчество гуляет!
У особняка на углу Неглинной улицы и Петровского бульвара богатая история. До революции здесь располагался ресторан «Эрмитаж», где бывали Горький, Шаляпин, Чехов… Именно здесь зародилась традиция с размахом праздновать Татьянин день. 25 января в ресторан приезжали профессора, а когда почтенные преподаватели университета расходились, их сменяло студенчество. Молодежь в ресторане уже ждали – официанты прятали дорогую посуду, засыпали пол опилками, чтобы потом было проще убирать. Говорят, извозчики, привозившие студентов в ресторан, писали у них на спинах адреса, чтобы знать, куда поздно ночью везти бесчувственное тело… Ну а после семнадцатого года прошлого века на какое-то время стало не до ресторанов, и особняк поочередно занимали то Дом крестьянина, то архив, то санпропускник.
Фонарь в стиле модерн
В 1989 году здание было разделено между тогдашним его хозяином – издательством «Высшая школа» и театром «Школа современной пьесы». По словам художественного руководителя театра Иосифа Райхельгауза, помещение было в ужасном состоянии. Стены закрашены, забиты панелями, повсюду плесень – никто не следил ни за потрясающей лепниной, ни за настенной росписью… Райхельгаузу и его помощникам пришлось самим вычищать здание, в ходе этой «генеральной уборки» находя такие интереснейшие вещи, как меню ресторана «Эрмитаж» или уникальный фонарь в стиле модерн, который сейчас стоит у служебного входа. Все найденное было бережно сохранено.
Идея реконструировать театр появилась у Иосифа Райхельгауза еще в 1996 году – слишком уж не приспособлены залы ресторана для театрального производства. Да к тому же здание нуждалось в серьезной реставрации. Московские власти идею одобрили, включили реконструкцию театра в бюджет, но… кризис 1998 года быстро поставил точку на так и не успевших начаться работах.
Сцены: малая и большая
Новейшая история реконструкции начинается с 2001 года. Рассказывает директор театра Андрюс Рашимас.
– Сейчас у театра есть две сцены – основная и малая. Основная занимает зал, где раньше был ресторан, а малая разместилась в помещении бывшего зимнего сада. После реставрации мы максимально восстановим их в том виде, в котором они были в начале XX века. Восстановим, конечно, только внешне, а не по функциональному назначению. В залах и дальше будут осуществляться специальные театральные проекты, которым требуется пространство без колосников, «карманов» и трюма. Только трансформируемые сцена и зрительские кресла. Такая технология для нас не в новинку. В малом зале сцена перемещается по всему залу – может быть и в середине, и справа, и слева, и даже вдоль зала. А вместе со сценой путешествуют и кресла. То же мы хотим сделать и в большом зале, но он будет более пафосным, помпезным. В нем мы видим смешение стилей: барокко, модерн, на стенах – знаки советской эпохи (например, герб СССР). Все это будет отреставрировано, восстановлено и приведено в безопасное для эксплуатации состояние.
Ну а что же новая сцена – та, где будут идти репертуарные спектакли театра? Для нее построят отдельное здание. На задворках театра находился принадлежащий ему трехэтажный дом. До революции здесь располагались торговые бани, в советское время – склады, а в последние годы дом пустовал. Он находился в откровенно аварийном состоянии и к тому же не имел ни исторической, ни культурной ценности. Восстановить его было невозможно, поэтому решили снести, а на его месте построить новое театральное здание.
Улица работает круглосуточно
Два здания театра «Школа современной пьесы» должны превратиться в единый комплекс с едиными управлением, труппой, технической командой специалистов… Участник авторского коллектива, занимающегося реконструкцией, художник и режиссер Дмитрий Крымов предложил: часть фасада старого здания театра, выходящего на Неглинную улицу, будет отъезжать в сторону и открывать вход… на новую улицу, с которой можно будет попасть на новую сцену. Эта узкая (всего 6 метров шириной), мощенная булыжником кривая улочка позволит также выйти на Петровский бульвар. Пока неизвестно, будет ли фасад отъезжать только перед спектаклем или проход на улочку с неутвержденным пока названием останется открытым постоянно. Коллектив театра за то, чтобы пешеходы могли воспользоваться улицей в любое время суток, но этот вопрос еще не решен.
– Поначалу думал, что отъезжающий фасад будет технически сложно воплотить в жизнь, – говорит Андрюс Рашимас. – Но глубоко ошибался. Все, что связано с инженерией, выполнять легко и приятно. А вот проходить различные согласования – это действительно страшно. На высшем уровне согласовывать проект не сложно. И Юрий Михайлович Лужков, и Владимир Иосифович Ресин всё прекрасно понимают и всегда идут навстречу. А вот некоторые чиновники на местах цепляются к каждой формальности, и это очень тормозит дело. Без бюрократических проволочек мы бы уж заканчивали реконструкцию…
Инвесторы, которые осуществляют реконструкцию, ради искусства отказались от распространенной практики – часть театральных площадей приспособить под коммерческие цели. В рамках инвестиционного контракта с городом строят офисное здание в Северном округе, а здесь будет только театр.
По кирпичику
С инвесторами театру вообще повезло. Вот, например, ситуация. Здание бань построили в XIX веке из красного кирпича, на котором были выбиты заводские клейма. Райхельгауз предложил бывшие бани не сносить, а аккуратно разобрать по кирпичику. А потом выложить одну или две стены в новом здании. Если бы реконструкция велась на бюджетные деньги, такое вряд ли могло осуществиться – по какой статье можно было использовать этот кирпич? А тут инвесторы без всяких проблем пошли навстречу.
Сейчас экс-бани снесены, готовится котлован для нового здания. Следующим этапом идет завершение нулевого цикла, то есть подземной части. Кстати, в театре будут два подземных этажа с парковкой на 50 мест. Изначально даже хотели соединить подземное пространство театра со станцией метро «Трубная», а также пустить речку Неглинку по фойе! Но в итоге решили отказаться от красивых, но трудновыполнимых задумок в пользу более реальных идей.
Если работы пойдут по графику, в 2009 году появится «коробка» новой сцены. Параллельно будет обновляться фасад существующего здания театра. По словам Андрюса Рашимаса, финансовый кризис пока не коснулся реконструкции. Проект давно готов, материалы завезены, предоплата строителям внесена. Будем надеяться, что никакие бумажные проволочки и экономические трудности не помешают театру воплотить в жизнь все задуманное.