Анатолий Мишанов: «Прозрачность – главное достоинство программы ГЖС»
Объединенная дирекция по реализации федеральных инвестиционных программ Госстроя России возникла в 1995 году, и ее основной задачей было восстановление жилья и инфраструктуры Чечни. Через три года, выиграв конкурс, она получила право работать с федеральной целевой программой «Государственные жилищные сертификаты» (ГЖС). С начальником дирекции Анатолием Мишановым встретился наш корреспондент.
– Уже пять лет, Анатолий Викторович, вы с коллегами занимаетесь программой ГЖС. В чем ее плюсы и минусы?
– Говоря казенным языком, «она направлена на реализацию социальных гарантий по обеспечению жильем увольняемых военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, а также приравненных к ним лиц». Прежде эти люди получали квартиры в соответствии с действовавшими на ту пору госпрограммами. И основной акцент делался на строительстве нового жилья. К сожалению, те программы остались невыполненными: зачастую деньги использовались недостаточно эффективно, а порой – и не по назначению.
Правительство страны поручило Госстрою России найти иной вариант. Так появилась на свет концепция адресного предоставления жилищных субсидий, удостоверяемых специальными сертификатами, которая легла в основу федеральной целевой программы ГЖС. Самое главное ее достоинство – прозрачность, так как идет постоянный контроль за расходованием бюджетных средств, кстати, поступающих теперь непосредственно самим военнослужащим (под этим общим термином я имею в виду все категории, включенные в качестве претендентов на субсидии).
– А каково участие Объединенной дирекции в этой программе?
– Текущее управление, которое подразумевает и составление графика распределения сертификатов, и контроль за их выдачей, и сбор погашенных ГЖС, а также подготовка предложений по совершенствованию программы, ее нормативно-правовой базы. Но напомню, что функции генерального управляющего выполнял консорциум, куда входили (кроме дирекции) также Военно-страховая компания и федеральное Агентство по ипотечному кредитованию.
– Что сделано за пять лет?
– Изначально план был такой: за 1998–2002 годы обеспечить жильем 210 тыс. семей (160 тыс. отставников и 50 тыс. увольняемых военнослужащих). Но выпустить удалось лишь 102 тыс. сертификатов, а квартиры приобрели 83 270 семей (из них 57 тыс. увольняемых и более 26 тыс. уже уволенных военных). Как видите, хорошие наметки, увы, остались на бумаге. Конечно, повлияли на ситуацию и пресловутое недофинансирование, и более быстрый рост цен на жилье, чем предполагали специалисты.
– Менялась ли за эти годы содержательная сторона программы?
– Безусловно. Ведь никакая, даже самая научно обоснованная концепция не в состоянии учесть все реалии жизни. Да и не ее это задача. Она дала план, сформулировала последовательность действий, определила некие рубежи. А дальше идут конкретные разработки, которые помогают концепции превратиться в полноценную реальную программу. И более того, уже в ходе выполнения программы появляются новые моменты, изменения и дополнения в нее, которые подсказывает жизнь.
Попробую коротко обозначить такие новации. Скажем, если раньше распределение ГЖС между федеральными органами исполнительной власти и субъектами РФ было в разных пропорциях, то теперь оно идет в равных долях. Всем участникам программы стали предоставлять 100-процентную субсидию от расчетной стоимости жилья, а некоторые категории военнослужащих получили возможность приобрести по сертификату дополнительную площадь, на которую они имеют право в соответствии с пунктом 8 статьи 15 федерального закона «О статусе военнослужащих» и абзацем 3 статьи 54 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации.
Далее. Исключено ограничение стоимости квадратного метра жилья по экономическим районам, что, в сущности, уравняло всех страждущих в финансовых возможностях приобретения квартир. Продлен срок действия сертификатов с 6 до 9 месяцев, и теперь у людей появилось больше времени для изучения рынка жилья, подбора оптимального варианта покупки, проверки юридической чистоты приобретаемой квартиры, оформления необходимых документов.
– Да, как модно нынче говорить, произошли определенные подвижки… И неужели все трудности уже позади?
– Увы! Проблем еще достаточно много. И самая главная из них (право, неловко повторяться, но деваться некуда) – финансовая аритмия, грубо говоря, срывы сроков и объемов выделения средств. Другое наше «слабое звено» – рабочие группы в органах исполнительной власти. Ведь от их активности, внимания к людям и ответственности зависит, как быстро получит «человек в погонах» сертификат на руки, насколько полными и точными будут информация для него о рынке недвижимости, ответы на его вопросы, проверка представленных им документов. Из-за недочетов и упущений в деятельности отдельных рабочих групп, по моему мнению, в иных случаях тормозится обеспечение военных жильем.
– Может, это связано с местными условиями, трудно складывающимися отношениями рабочих групп с администрациями? Нет ли в том вины и Объединенной дирекции?
– Мы стараемся отслеживать ситуацию повсеместно, постоянно помогаем, чем можем. А с точки зрения организационной, убежден, все обстоит нормально. Посмотрите: каждую рабочую группу возглавляет, как правило, заместитель губернатора по строительству, в нее входят представители военкоматов, общественных ветеранских объединений, строительных организаций. В каждом центре созданы комиссии, выдающие сертификаты, а в 20 субъектах Федерации, где есть сложности в выполнении программы ГЖС (например, в Читинской области), созданы представительства генерального управляющего программой.
Трудности на местах в другом. Наш анализ показал, что в некоторых регионах (в Екатеринбурге, Самаре и других) местные администрации искусственно завышают цены на жилье. Как известно, размер предоставляемой субсидии зависит (кроме всего прочего) от социальной нормы площади жилья и стоимости одного его квадратного метра на территории конкретного субъекта Федерации или экономического района. И поясню еще, что в расчетную стоимость жилья, определяемую Госстроем России для внесения в сертификат, входят данные не только по городам, но по всей территории субъекта Федерации, включая сельскую местность.
Поэтому Госстрой РФ побуждает администрации республик, краев и областей, Москвы и Петербурга добиваться оптимальной стоимости возведения жилых домов, снижения связанных с этим платежей и отчислений, сокращения числа посредников-поставщиков местных стройматериалов, конструкций и т. д.
– Вы говорили о проблеме финансирования программы. Как в этом смысле выглядит минувший год?
– Было выделено 12 млрд. 260 млн. рублей. На погашение сертификатов израсходовано 11 млрд. 225 млн. рублей, а остальные ГЖС – в стадии реализации. В нынешнем году, к сожалению, средства остались на том же уровне. Но, учитывая инфляцию и рост цен на жилье, сертификатов теперь удастся выпустить на 24 процента меньше.
– С одной стороны, получается, что программа начинает сворачиваться. Но с другой, насколько мне известно, сейчас разрабатывается ее, так сказать, расширительный вариант, рассчитанный на 2004–2010 годы. Где же истина?
– Все правильно. Но средства нынешнего года закладывались в бюджет раньше, так что никакого «сворачивания» не предвидится. А о перспективе могу сказать так (подчеркиваю, что цифры сугубо предварительные): намечается обеспечить жильем 266 тысяч семей, на что в рамках программы «Жилище» предусматривается выделить почти 91,3 млрд. рублей. Вопрос в том, найдутся ли такие средства у государства.
Хочу отметить некоторые новшества проекта. В частности, кроме бесквартирных увольняемых и отставников в состав участников программы предлагается включить вдов погибших (умерших) военнослужащих. Если правительство сочтет необходимым, будут учтены, к примеру, и военнослужащие-очередники на улучшение жилищных условий. В соответствии с Бюджетным кодексом деньги на субсидии пойдут не через Минфин РФ, как это было раньше, а через Госстрой России – заказчика программы ГЖС. Но этому проекту программы, рассчитанному на 2004–2010 годы, еще предстоит обсуждение в правительстве России.
О НАШЕМ СОБЕСЕДНИКЕ:
Анатолий Викторович Мишанов родился в 1963 году. Окончил МВТУ имени Баумана и МАИ. Имеет специальности: инженер-механик и инженер-экономист. Кандидат технических наук. В 1990–1995 годах работал в НИИ Энергомашиностроения и по совместительству возглавлял научно-коммерческую фирму «Плазматек». Затем четыре года был председателем правления АКБ «Регионсоцбанк». С 1999 года – в Госстрое России: зам. начальника и начальник Управления недвижимости и госсобственности, а с 2001 года – начальник Объединенной дирекции по реализации федеральных инвестиционных программ.
Владеет английским языком. Женат, имеет двоих дочерей. Увлекается охотой.