Московская жилищная газета

В гостях у звезды

Опубликовано на сайте: 09 октября 2008 г. 20:38
Публикация в газете: №41 (716) от 09 октября 2008 г.

Елена Николаева: «И квартира для меня декорация»

Елена Николаева: «И квартира для меня декорация»

Елена Николаева недавно бросила курить. Следующую картину собирается снимать в горах. Поехала на выбор натуры, полазила по скалам и поняла: с вредной привычкой пора заканчивать – ощущать себя в горах 90-летней старушкой режиссеру не позволительно. Сейчас она чувствует себя просто замечательно.

Про мужчин и сигареты

– Елена Владиславовна, а свою первую сигарету помните?

– Это был 1975 год. Молодой девчонкой работала на телевидении и, чтобы почувствовать себя старше среди взрослых коллег, задымила в курилке вместе со всеми, картинно держа сигарету двумя пальчиками...

– А серьезно когда закурили?

– Это уже было во ВГИКе. Я была единственной девочкой среди ребят на курсе. Чтобы доказать, что «мы быстрее и круче», что способна заниматься мужской профессией, демонстративно курила очень крепкие польские сигареты. Помню, как перед глазами все плыло, но держалась.

– Считается, что режиссура – профессия сугубо мужская. Как удается держать в узде разношерстную творческую группу?

– Это раньше считалось, что режиссура – профессия мужская. Сейчас во ВГИКе учится много девушек. Из женщин моего поколения стали режиссерами Алла Сурикова, Светлана Дружинина да я. Вот и все, пожалуй.

Дорогой комплимент

– Алла Ильинична Сурикова как-то рассказала нашей газете, что, когда училась, у них был такой яркий курс, что ощущала себя на общем фоне эдакой серой мышью. И никому и в голову не приходило, что она одна с курса останется в режиссуре. А вы как себя ощущали? Подавали ли надежды?

– Подавала. Вот интересный случай. Нашим мастером был Ефим Дзиган, снявший «Мы из Кронштадта», «Первую Конную», «Железный поток». Шел первый семестр, и Мастер преподнес мне «подарок». Как-то на лекции он пытался до нас донести, что режиссер должен воспитывать в себе характер. Потому что придется бороться за свои идеи – то с объединением, то с продюсером, с группой, с актерами. «А иначе раздавят, – сказал тогда Мастер. – Таким характером на курсе обладает лишь Елена Николаева».

После этого заявления мальчишки полтора года меня травили. Пока я не сняла лучшую на курсе работу.

На стихах не проживешь

– А как пришла идея двинуть в режиссуру?

– Родилась в писательской семье, мечтала стать поэтом. Мама говорила: «У тебя такой характер, что личная жизнь вряд ли сложится – редкий мужчина тебя выдержит. Ищи профессию, чтобы смогла сама себя обеспечивать. Поэзия не дает средств к существованию, платят – два рубля за строчку. А я предупрежу во всех литературных ВУЗах, чтобы тебя не принимали».

Но вопреки маминым опасениям, вышла замуж за очень творческого человека. Живем счастливо вот уже тридцать лет. Алексей Рудаков и сам снимает фильмы, написал ряд сценариев к моим картинам.

Мысль о кино пришла ко мне не сразу. Долго находилась в поиске, поступила в МГУ на истфак, на практику поехала с археологами в Хакасию. Мечтала, что эта профессия приведет к написанию исторических романов. Но не понравилось. Забрала документы из университета и пошла работать на абаканское телевидение.

– Вы так много путешествовали. А где родились?

– В Сибири, в Красноярске. Вот недавно ездила туда: хотела раздобыть денег на новое кино. Родной дом показался таким маленьким...

А вообще наша семья из ссыльных поляков, два поколения ссыльных.

– В семье существовали какие-то особые традиции?

– У дедушки и бабушки, у которых было четверо детей, на день рождения деда обязательно собиралась вся семья, независимо от того, кто в какой точке земного шара находился.

Дед по профессии был водный инженер, бабушка работала учительницей литературы. Когда дед умер, все в семье перессорились. Жалко.

– Один из ваших первых заметных фильмом стал триллер «Секс-c-сказка», снятый по Набокову. Откуда такое название?

– За название простите, оно – абсолютно коммерческое. На дворе был 1991 год. Картина рассказывала о бедном юноше, мечтающем о настоящей любви. В ночь под Рождество он встречает женщину, а точнее — Дьявола в женском обличье, о чем, конечно, не догадывается. Она подмечает в нем богатый дар воображения и поощряет его воспоминаниями о своих несбывшихся мечтах и грезах. Но это только внешняя сторона сюжета. История, конечно, гораздо глубже. В картине снимались Людмила Гурченко и Сергей Жигунов.

– Десять лет отдали телевизионной рекламе... А затем один за другим пошли фильмы «Клуб доверия», «Девочка», «Самая красивая»... По какому принципу выбираете сценарий?

– С годами поняла: привлекают драмы. Причем, когда мы снимали «Секс сказку», еще не знала, что получится драма, потому что сценарий был очень смешной. Читали его и ухохатывались. Думали, получится комедия...

– Вы часто работаете на фильме вместе с супругом. Мужчина, как известно, всегда претендует на лидерство. Случаются ли творческие конфликты?

– По молодости бывали. И творческие, и бытовые. Сейчас нет.

Опасаюсь старых вещей

– Давайте поговорим о вашем доме. Похоже, недавно сделали ремонт? Обращались к специалистам?

– Придумывали сами, а техническую сторону осуществляли рабочие. Квартиру купили давно, еще до дефолта, и все хотели перестроить, стены посносить, но руки так и не дошли. Когда женился сын, эта идея как-то отпала сама собой.

На самом деле очень люблю натуральные материалы, дерево... Нравятся вещи, сделанные на заказ под старину. А вот действительно старых опасаюсь: они несут в себе не всегда позитивную энергетику. Нашли в Москве два хороших магазина, но пока купили еще не все, что хотели. Важно вещь выбрать, постоять рядом с ней, подержать в руках, почувствовать, родная она мне или нет.

– А квартира для вас – тоже декорация?

– Очень правильно подметили. Да, декорация. Мир, который для себя выстраиваешь, начинает оказывать воздействие на судьбу. Хотя считается, что сильный человек может «прогнуть» под себя любую ситуацию и «укротить» любую вещь. Очень внимательно вслушиваюсь в уровень этого сопротивления... Ведь, с одной стороны, режиссер должен настаивать на своем, с другой – быть умным и гибким. Бывает, что, отойдя в сторону, у цели оказываешься быстрее.

– А есть любимое место в доме?

– Пожалуй, диван на котором сидим. Очень люблю читать, люблю кабинет, у меня огромная библиотека. Покупаю книги действительно для того, чтобы их читать. А вот раньше любимым местом было то, где курила. Сейчас оно для меня – самое страшное.

– На стенах так много картин, откуда они?

– Это работы Владимира Малахова, который поставил «Спящую красавицу» в Берлинском государственном балете. Познакомилась с ним на фильме «Попса», он был художником по костюмам.

– Есть ли вещи-талисманы?

– Есть. Это крестик, который бережно храню. Крестили меня тайно в скиту, так как отец был в газете завотделом, член партии, а на дворе стоял пятьдесят шестой год... Родители боялись брать в гости, потому что куда бы ни приходили, я первым делом бухалась на колени и – лбом об пол. Хотя был мне тогда всего год. Долго отучали, боялись, что отца погонят с работы.

Мог бы получиться...

– Вы что, из рода староверов?

– Отец очень увлекался всеми этими вещами, любил историю.

Кстати, лежит у меня интересный сценарий картины «Боярыня Морозова», который был куплен, на который потрачены немалые деньги, но я не могу по нему снимать. Нынешнее время проката – это время откатов. Как и многие режиссеры, не понимаю, дойдет ли фильм до зрителя, возьмут ли его прокатчики. Сам фильм мог бы получиться очень интересным, потому что он – о временах раскола, это очень созвучно нынешнему времени. В основе сценария история о выдающейся женщине, боярыне Морозовой, у которой было все: красота, богатство, сын, любовь. И все это она отдала за веру. И вот что думаю: Бог един, и какая ей, боярыне Морозовой, казалось, была разница – креститься двумя или тремя пальцами? Что ею двигало, что она чувствовала, что знала такое, чтобы отправиться в изгнание за свою веру? Интересно было бы поговорить на эту тему... Хотя тут больше вопросов, чем ответов.

Ураган в пути

– А бывали случаи, когда обращение к Богу помогало?

– Помнится, на картине «Абориген», мы попали в ураган. Мы – это я, оператор, водитель лодки и известный сегодня артист Владислав Галкин, исполнитель главной роли, он тогда переходил из девятого в десятый класс. Дело было в Карелии, плыли мы на ночную съемку по озеру – нам нужно было выбрать натуру. Остальные из группы отправилась на место на автобусе. А из нас никто и не знал, что было объявлено штормовое предупреждение... Плывем, а на воде начинается что-то не то. Лодочник предлагает вернуться, но мы ни в какую. Плывем дальше. И вдруг на озере поднимается ветер! С горизонта идет огромная черная стена воды с белыми барашками на самом верху. Лодочник кричит, чтобы хватались за борта лодки и крепко держались обеими руками. Вот тогда-то мы и стали читать «Отче наш»...

Состояние было хуже некуда: вместо воздуха – одна сплошная водяная пыль. Дышать нечем! А потом всех четверых выбило волной из лодки. А волны на озере – это вам не на море! Они острые, колючие. Мы держались за борта – и гребли, гребли... Уже потом, на берегу, когда выбрались, долго молчали, стоя под деревом. Всех трясло. Но это было наше второе рождение. Когда ураган стих, за нами приехали. У Владика Галкина тогда было такое испуганное лицо, такой ошалевший вид, такое и не сыграешь, что прямо там и сняла финал картины. Герой Галкина гибнет.

А вообще, «Абориген» – редкая картина, так уже не снимают. Владик аж за месяц до съемок выехал на место, учился ловить рыбу, ставил сети и доставал. Так как мальчик переходил из девятого класса в десятый, за пропуски чуть из школы не выгнали. Мы ходили, уговаривали учителей, что парень все это время вкалывал – пахал причем по-взрослому...

Эта первая картина так и осталась навсегда одной из самых любимых.

Наша справка

Николаева Елена Владиславовна, кинорежиссер, Родилась 13 сентября 1955 года. В 1981 году закончила ВГИК. Диплом «Возвращение» – приз МКФ, Турин 1982 год. Член союза кинематографистов России, член профессиональной гильдии кинорежиссеров. Лучший фильм: 1989 год – полнометражный художественный фильм «Абориген» (2серии). Гран-при МКФ, Флоренция. 1991 год – режиссер-постановщик, соавтор сценария художественного фильма «Секс-c-сказка», по мотивам новеллы Владимира Набокова. Фильм признан лидером проката 1992 года. Много и плодотворно работала в телерекламе, имеет призы.

2002 год – художественно-публицистический фильм «Семнадцать мгновений славы», посвященный юбилею Вячеслава Тихонова. 2003 год – документальные фильмы «Короли эпизода», «Наследники», «Исповедь идиотов». 2005 год – художественный фильм «Попса». 2006 год – «Ванечка», 2007 год – «Девочка»

Елена Лапина

Другие статьи на тему: В гостях у звезды

  • Александр Михайлов: «Я душой все равно архитектор»
    Когда любимцу миллионов зрителей, народному артисту России исполнилось 65, с юбилеем его поздравил президент Дмитрий Медведев и подчеркнул: «Творчество Александра Михайлова – одно из лучших среди наследия российских актеров. Талантливо сыгранные им герои стали близки и дороги представителям разных поколений».
  • Федор Конюхов: Главная моя крыша – небосвод
    Он опять в путешествии. 1 января улетел в Новую Зеландию, где стоит его яхта. Оттуда курс на Фолклендские острова вокруг мыса Горн. После морского путешествия – сухопутная экспедиция через монгольскую пустыню Гоби на верблюде по Великому шелковому пути в Калмыкию... Мы разговариваем в тот редкий момент, когда Федор Конюхов на родине.
  • Александр Збруев: «Люблю ощущать тишину в себе и вокруг»
    В минувшем году народный артист России Александр Збруев отметил свое 70-летие. Человек немного замкнутый, он редко появляется на публике вне сцены, отказывается от работы в сериалах, не снимается в рекламе. Между тем любовь зрителя к нему не иссякает. А само имя актера служит знаком качества того «продукта», который выходит на экраны или появляется на подмостках театра, если Александр Викторович принимает участие в его создании.
  • Наталия Лаптева: «И тогда комиссия сказала: «Это некерамично!»
    Так уж сложилось исторически, что в районе Мясницкой всегда располагались мастерские художников. Здесь работали Василий Поленов, Алексей Саврасов, тут находится училище живописи. И нам весьма приятно входить в мастерскую, что находится в переулке с истинно московским названием – Кривоколенный. Улыбается хозяйка, художник-керамист Наталия Лаптева, улыбаются и играют всеми цветами ее многочисленные изделия.
  • Юрий Яковлев: «Начинать пришлось сразу с Шекспира»
    «С ним радостно на сцене. Он молниеносно реагирует на любой нюанс партнера, мгновенно подхватывает зазвучавшую в тебе ноту и присоединяется к ней. Он кажется летящей птицей, которой не надо контролировать свой полет, подсчитывать, сколько усилий нужно для взмаха крыла, – говорит о своем партнере народная артистка СССР, знаменитая принцесса Турандот Юлия Борисова. – Он «летит» плавно, свободно, мощно, исполненный радостью бытия, даря эту радость людям».