23:30:56
21 ноября 2024 г.

Елена Николаева: «И квартира для меня декорация»

В гостях у звездыЕлена Николаева недавно бросила курить. Следующую картину собирается снимать в горах. Поехала на выбор натуры, полазила по скалам и поняла: с вредной привычкой пора заканчивать – ощущать себя в горах 90-летней старушкой режиссеру не позволительно. Сейчас она чувствует себя просто замечательно.

Про мужчин и сигареты

– Елена Владиславовна, а свою первую сигарету помните?

– Это был 1975 год. Молодой девчонкой работала на телевидении и, чтобы почувствовать себя старше среди взрослых коллег, задымила в курилке вместе со всеми, картинно держа сигарету двумя пальчиками…

– А серьезно когда закурили?

– Это уже было во ВГИКе. Я была единственной девочкой среди ребят на курсе. Чтобы доказать, что «мы быстрее и круче», что способна заниматься мужской профессией, демонстративно курила очень крепкие польские сигареты. Помню, как перед глазами все плыло, но держалась.

– Считается, что режиссура – профессия сугубо мужская. Как удается держать в узде разношерстную творческую группу?

– Это раньше считалось, что режиссура – профессия мужская. Сейчас во ВГИКе учится много девушек. Из женщин моего поколения стали режиссерами Алла Сурикова, Светлана Дружинина да я. Вот и все, пожалуй.

Дорогой комплимент

– Алла Ильинична Сурикова как-то рассказала нашей газете, что, когда училась, у них был такой яркий курс, что ощущала себя на общем фоне эдакой серой мышью. И никому и в голову не приходило, что она одна с курса останется в режиссуре. А вы как себя ощущали? Подавали ли надежды?

– Подавала. Вот интересный случай. Нашим мастером был Ефим Дзиган, снявший «Мы из Кронштадта», «Первую Конную», «Железный поток». Шел первый семестр, и Мастер преподнес мне «подарок». Как-то на лекции он пытался до нас донести, что режиссер должен воспитывать в себе характер. Потому что придется бороться за свои идеи – то с объединением, то с продюсером, с группой, с актерами. «А иначе раздавят, – сказал тогда Мастер. – Таким характером на курсе обладает лишь Елена Николаева».

После этого заявления мальчишки полтора года меня травили. Пока я не сняла лучшую на курсе работу.

На стихах не проживешь

– А как пришла идея двинуть в режиссуру?

– Родилась в писательской семье, мечтала стать поэтом. Мама говорила: «У тебя такой характер, что личная жизнь вряд ли сложится – редкий мужчина тебя выдержит. Ищи профессию, чтобы смогла сама себя обеспечивать. Поэзия не дает средств к существованию, платят – два рубля за строчку. А я предупрежу во всех литературных ВУЗах, чтобы тебя не принимали».

Но вопреки маминым опасениям, вышла замуж за очень творческого человека. Живем счастливо вот уже тридцать лет. Алексей Рудаков и сам снимает фильмы, написал ряд сценариев к моим картинам.

Мысль о кино пришла ко мне не сразу. Долго находилась в поиске, поступила в МГУ на истфак, на практику поехала с археологами в Хакасию. Мечтала, что эта профессия приведет к написанию исторических романов. Но не понравилось. Забрала документы из университета и пошла работать на абаканское телевидение.

– Вы так много путешествовали. А где родились?

– В Сибири, в Красноярске. Вот недавно ездила туда: хотела раздобыть денег на новое кино. Родной дом показался таким маленьким…

А вообще наша семья из ссыльных поляков, два поколения ссыльных.

– В семье существовали какие-то особые традиции?

– У дедушки и бабушки, у которых было четверо детей, на день рождения деда обязательно собиралась вся семья, независимо от того, кто в какой точке земного шара находился.

Дед по профессии был водный инженер, бабушка работала учительницей литературы. Когда дед умер, все в семье перессорились. Жалко.

– Один из ваших первых заметных фильмом стал триллер «Секс-c-сказка», снятый по Набокову. Откуда такое название?

– За название простите, оно – абсолютно коммерческое. На дворе был 1991 год. Картина рассказывала о бедном юноше, мечтающем о настоящей любви. В ночь под Рождество он встречает женщину, а точнее — Дьявола в женском обличье, о чем, конечно, не догадывается. Она подмечает в нем богатый дар воображения и поощряет его воспоминаниями о своих несбывшихся мечтах и грезах. Но это только внешняя сторона сюжета. История, конечно, гораздо глубже. В картине снимались Людмила Гурченко и Сергей Жигунов.

– Десять лет отдали телевизионной рекламе… А затем один за другим пошли фильмы «Клуб доверия», «Девочка», «Самая красивая»… По какому принципу выбираете сценарий?

– С годами поняла: привлекают драмы. Причем, когда мы снимали «Секс сказку», еще не знала, что получится драма, потому что сценарий был очень смешной. Читали его и ухохатывались. Думали, получится комедия…

– Вы часто работаете на фильме вместе с супругом. Мужчина, как известно, всегда претендует на лидерство. Случаются ли творческие конфликты?

– По молодости бывали. И творческие, и бытовые. Сейчас нет.

Опасаюсь старых вещей

– Давайте поговорим о вашем доме. Похоже, недавно сделали ремонт? Обращались к специалистам?

– Придумывали сами, а техническую сторону осуществляли рабочие. Квартиру купили давно, еще до дефолта, и все хотели перестроить, стены посносить, но руки так и не дошли. Когда женился сын, эта идея как-то отпала сама собой.

На самом деле очень люблю натуральные материалы, дерево… Нравятся вещи, сделанные на заказ под старину. А вот действительно старых опасаюсь: они несут в себе не всегда позитивную энергетику. Нашли в Москве два хороших магазина, но пока купили еще не все, что хотели. Важно вещь выбрать, постоять рядом с ней, подержать в руках, почувствовать, родная она мне или нет.

– А квартира для вас – тоже декорация?

– Очень правильно подметили. Да, декорация. Мир, который для себя выстраиваешь, начинает оказывать воздействие на судьбу. Хотя считается, что сильный человек может «прогнуть» под себя любую ситуацию и «укротить» любую вещь. Очень внимательно вслушиваюсь в уровень этого сопротивления… Ведь, с одной стороны, режиссер должен настаивать на своем, с другой – быть умным и гибким. Бывает, что, отойдя в сторону, у цели оказываешься быстрее.

– А есть любимое место в доме?

– Пожалуй, диван на котором сидим. Очень люблю читать, люблю кабинет, у меня огромная библиотека. Покупаю книги действительно для того, чтобы их читать. А вот раньше любимым местом было то, где курила. Сейчас оно для меня – самое страшное.

– На стенах так много картин, откуда они?

– Это работы Владимира Малахова, который поставил «Спящую красавицу» в Берлинском государственном балете. Познакомилась с ним на фильме «Попса», он был художником по костюмам.

– Есть ли вещи-талисманы?

– Есть. Это крестик, который бережно храню. Крестили меня тайно в скиту, так как отец был в газете завотделом, член партии, а на дворе стоял пятьдесят шестой год… Родители боялись брать в гости, потому что куда бы ни приходили, я первым делом бухалась на колени и – лбом об пол. Хотя был мне тогда всего год. Долго отучали, боялись, что отца погонят с работы.

Мог бы получиться…

– Вы что, из рода староверов?

– Отец очень увлекался всеми этими вещами, любил историю.

Кстати, лежит у меня интересный сценарий картины «Боярыня Морозова», который был куплен, на который потрачены немалые деньги, но я не могу по нему снимать. Нынешнее время проката – это время откатов. Как и многие режиссеры, не понимаю, дойдет ли фильм до зрителя, возьмут ли его прокатчики. Сам фильм мог бы получиться очень интересным, потому что он – о временах раскола, это очень созвучно нынешнему времени. В основе сценария история о выдающейся женщине, боярыне Морозовой, у которой было все: красота, богатство, сын, любовь. И все это она отдала за веру. И вот что думаю: Бог един, и какая ей, боярыне Морозовой, казалось, была разница – креститься двумя или тремя пальцами? Что ею двигало, что она чувствовала, что знала такое, чтобы отправиться в изгнание за свою веру? Интересно было бы поговорить на эту тему… Хотя тут больше вопросов, чем ответов.

Ураган в пути

– А бывали случаи, когда обращение к Богу помогало?

– Помнится, на картине «Абориген», мы попали в ураган. Мы – это я, оператор, водитель лодки и известный сегодня артист Владислав Галкин, исполнитель главной роли, он тогда переходил из девятого в десятый класс. Дело было в Карелии, плыли мы на ночную съемку по озеру – нам нужно было выбрать натуру. Остальные из группы отправилась на место на автобусе. А из нас никто и не знал, что было объявлено штормовое предупреждение… Плывем, а на воде начинается что-то не то. Лодочник предлагает вернуться, но мы ни в какую. Плывем дальше. И вдруг на озере поднимается ветер! С горизонта идет огромная черная стена воды с белыми барашками на самом верху. Лодочник кричит, чтобы хватались за борта лодки и крепко держались обеими руками. Вот тогда-то мы и стали читать «Отче наш»…

Состояние было хуже некуда: вместо воздуха – одна сплошная водяная пыль. Дышать нечем! А потом всех четверых выбило волной из лодки. А волны на озере – это вам не на море! Они острые, колючие. Мы держались за борта – и гребли, гребли… Уже потом, на берегу, когда выбрались, долго молчали, стоя под деревом. Всех трясло. Но это было наше второе рождение. Когда ураган стих, за нами приехали. У Владика Галкина тогда было такое испуганное лицо, такой ошалевший вид, такое и не сыграешь, что прямо там и сняла финал картины. Герой Галкина гибнет.

А вообще, «Абориген» – редкая картина, так уже не снимают. Владик аж за месяц до съемок выехал на место, учился ловить рыбу, ставил сети и доставал. Так как мальчик переходил из девятого класса в десятый, за пропуски чуть из школы не выгнали. Мы ходили, уговаривали учителей, что парень все это время вкалывал – пахал причем по-взрослому…

Эта первая картина так и осталась навсегда одной из самых любимых.

Наша справка

Николаева Елена Владиславовна, кинорежиссер, Родилась 13 сентября 1955 года. В 1981 году закончила ВГИК. Диплом «Возвращение» – приз МКФ, Турин 1982 год. Член союза кинематографистов России, член профессиональной гильдии кинорежиссеров. Лучший фильм: 1989 год – полнометражный художественный фильм «Абориген» (2серии). Гран-при МКФ, Флоренция. 1991 год – режиссер-постановщик, соавтор сценария художественного фильма «Секс-c-сказка», по мотивам новеллы Владимира Набокова. Фильм признан лидером проката 1992 года. Много и плодотворно работала в телерекламе, имеет призы.

2002 год – художественно-публицистический фильм «Семнадцать мгновений славы», посвященный юбилею Вячеслава Тихонова. 2003 год – документальные фильмы «Короли эпизода», «Наследники», «Исповедь идиотов». 2005 год – художественный фильм «Попса». 2006 год – «Ванечка», 2007 год – «Девочка»

Елена Лапина

Похожие записи
Квартирное облако
Аналитика Аренда Градплан Дачная жизнь Дети Домашняя экономика Доступное жильё Доходные дома Загородная недвижимость Зарубежная недвижимость Интервью Исторические заметки Конфликты Купля-продажа Махинации Метры в сети Мой двор Молодая семья Моссоцгарантия Налоги Наследство Новости округов Новостройки Обустройство Одно окно Оплата Оценка Паспортизация Переселение Подмосковье Приватизация Прогнозы Реконструкция Рента Риелторы Сад Строительство Субсидии Транспорт Управление Цены Экология Электроэнергия Юмор Юрконсультация