Елена Николаева: «И квартира для меня декорация»
Елена Николаева недавно бросила курить. Следующую картину собирается снимать в горах. Поехала на выбор натуры, полазила по скалам и поняла: с вредной привычкой пора заканчивать – ощущать себя в горах 90-летней старушкой режиссеру не позволительно. Сейчас она чувствует себя просто замечательно.
Про мужчин и сигареты
– Елена Владиславовна, а свою первую сигарету помните?
– Это был 1975 год. Молодой девчонкой работала на телевидении и, чтобы почувствовать себя старше среди взрослых коллег, задымила в курилке вместе со всеми, картинно держа сигарету двумя пальчиками…
– А серьезно когда закурили?
– Это уже было во ВГИКе. Я была единственной девочкой среди ребят на курсе. Чтобы доказать, что «мы быстрее и круче», что способна заниматься мужской профессией, демонстративно курила очень крепкие польские сигареты. Помню, как перед глазами все плыло, но держалась.
– Считается, что режиссура – профессия сугубо мужская. Как удается держать в узде разношерстную творческую группу?
– Это раньше считалось, что режиссура – профессия мужская. Сейчас во ВГИКе учится много девушек. Из женщин моего поколения стали режиссерами Алла Сурикова, Светлана Дружинина да я. Вот и все, пожалуй.
Дорогой комплимент
– Алла Ильинична Сурикова как-то рассказала нашей газете, что, когда училась, у них был такой яркий курс, что ощущала себя на общем фоне эдакой серой мышью. И никому и в голову не приходило, что она одна с курса останется в режиссуре. А вы как себя ощущали? Подавали ли надежды?
– Подавала. Вот интересный случай. Нашим мастером был Ефим Дзиган, снявший «Мы из Кронштадта», «Первую Конную», «Железный поток». Шел первый семестр, и Мастер преподнес мне «подарок». Как-то на лекции он пытался до нас донести, что режиссер должен воспитывать в себе характер. Потому что придется бороться за свои идеи – то с объединением, то с продюсером, с группой, с актерами. «А иначе раздавят, – сказал тогда Мастер. – Таким характером на курсе обладает лишь Елена Николаева».
После этого заявления мальчишки полтора года меня травили. Пока я не сняла лучшую на курсе работу.
На стихах не проживешь
– А как пришла идея двинуть в режиссуру?
– Родилась в писательской семье, мечтала стать поэтом. Мама говорила: «У тебя такой характер, что личная жизнь вряд ли сложится – редкий мужчина тебя выдержит. Ищи профессию, чтобы смогла сама себя обеспечивать. Поэзия не дает средств к существованию, платят – два рубля за строчку. А я предупрежу во всех литературных ВУЗах, чтобы тебя не принимали».
Но вопреки маминым опасениям, вышла замуж за очень творческого человека. Живем счастливо вот уже тридцать лет. Алексей Рудаков и сам снимает фильмы, написал ряд сценариев к моим картинам.
Мысль о кино пришла ко мне не сразу. Долго находилась в поиске, поступила в МГУ на истфак, на практику поехала с археологами в Хакасию. Мечтала, что эта профессия приведет к написанию исторических романов. Но не понравилось. Забрала документы из университета и пошла работать на абаканское телевидение.
– Вы так много путешествовали. А где родились?
– В Сибири, в Красноярске. Вот недавно ездила туда: хотела раздобыть денег на новое кино. Родной дом показался таким маленьким…
А вообще наша семья из ссыльных поляков, два поколения ссыльных.
– В семье существовали какие-то особые традиции?
– У дедушки и бабушки, у которых было четверо детей, на день рождения деда обязательно собиралась вся семья, независимо от того, кто в какой точке земного шара находился.
Дед по профессии был водный инженер, бабушка работала учительницей литературы. Когда дед умер, все в семье перессорились. Жалко.
– Один из ваших первых заметных фильмом стал триллер «Секс-c-сказка», снятый по Набокову. Откуда такое название?
– За название простите, оно – абсолютно коммерческое. На дворе был 1991 год. Картина рассказывала о бедном юноше, мечтающем о настоящей любви. В ночь под Рождество он встречает женщину, а точнее — Дьявола в женском обличье, о чем, конечно, не догадывается. Она подмечает в нем богатый дар воображения и поощряет его воспоминаниями о своих несбывшихся мечтах и грезах. Но это только внешняя сторона сюжета. История, конечно, гораздо глубже. В картине снимались Людмила Гурченко и Сергей Жигунов.
– Десять лет отдали телевизионной рекламе… А затем один за другим пошли фильмы «Клуб доверия», «Девочка», «Самая красивая»… По какому принципу выбираете сценарий?
– С годами поняла: привлекают драмы. Причем, когда мы снимали «Секс сказку», еще не знала, что получится драма, потому что сценарий был очень смешной. Читали его и ухохатывались. Думали, получится комедия…
– Вы часто работаете на фильме вместе с супругом. Мужчина, как известно, всегда претендует на лидерство. Случаются ли творческие конфликты?
– По молодости бывали. И творческие, и бытовые. Сейчас нет.
Опасаюсь старых вещей
– Давайте поговорим о вашем доме. Похоже, недавно сделали ремонт? Обращались к специалистам?
– Придумывали сами, а техническую сторону осуществляли рабочие. Квартиру купили давно, еще до дефолта, и все хотели перестроить, стены посносить, но руки так и не дошли. Когда женился сын, эта идея как-то отпала сама собой.
На самом деле очень люблю натуральные материалы, дерево… Нравятся вещи, сделанные на заказ под старину. А вот действительно старых опасаюсь: они несут в себе не всегда позитивную энергетику. Нашли в Москве два хороших магазина, но пока купили еще не все, что хотели. Важно вещь выбрать, постоять рядом с ней, подержать в руках, почувствовать, родная она мне или нет.
– А квартира для вас – тоже декорация?
– Очень правильно подметили. Да, декорация. Мир, который для себя выстраиваешь, начинает оказывать воздействие на судьбу. Хотя считается, что сильный человек может «прогнуть» под себя любую ситуацию и «укротить» любую вещь. Очень внимательно вслушиваюсь в уровень этого сопротивления… Ведь, с одной стороны, режиссер должен настаивать на своем, с другой – быть умным и гибким. Бывает, что, отойдя в сторону, у цели оказываешься быстрее.
– А есть любимое место в доме?
– Пожалуй, диван на котором сидим. Очень люблю читать, люблю кабинет, у меня огромная библиотека. Покупаю книги действительно для того, чтобы их читать. А вот раньше любимым местом было то, где курила. Сейчас оно для меня – самое страшное.
– На стенах так много картин, откуда они?
– Это работы Владимира Малахова, который поставил «Спящую красавицу» в Берлинском государственном балете. Познакомилась с ним на фильме «Попса», он был художником по костюмам.
– Есть ли вещи-талисманы?
– Есть. Это крестик, который бережно храню. Крестили меня тайно в скиту, так как отец был в газете завотделом, член партии, а на дворе стоял пятьдесят шестой год… Родители боялись брать в гости, потому что куда бы ни приходили, я первым делом бухалась на колени и – лбом об пол. Хотя был мне тогда всего год. Долго отучали, боялись, что отца погонят с работы.
Мог бы получиться…
– Вы что, из рода староверов?
– Отец очень увлекался всеми этими вещами, любил историю.
Кстати, лежит у меня интересный сценарий картины «Боярыня Морозова», который был куплен, на который потрачены немалые деньги, но я не могу по нему снимать. Нынешнее время проката – это время откатов. Как и многие режиссеры, не понимаю, дойдет ли фильм до зрителя, возьмут ли его прокатчики. Сам фильм мог бы получиться очень интересным, потому что он – о временах раскола, это очень созвучно нынешнему времени. В основе сценария история о выдающейся женщине, боярыне Морозовой, у которой было все: красота, богатство, сын, любовь. И все это она отдала за веру. И вот что думаю: Бог един, и какая ей, боярыне Морозовой, казалось, была разница – креститься двумя или тремя пальцами? Что ею двигало, что она чувствовала, что знала такое, чтобы отправиться в изгнание за свою веру? Интересно было бы поговорить на эту тему… Хотя тут больше вопросов, чем ответов.
Ураган в пути
– А бывали случаи, когда обращение к Богу помогало?
– Помнится, на картине «Абориген», мы попали в ураган. Мы – это я, оператор, водитель лодки и известный сегодня артист Владислав Галкин, исполнитель главной роли, он тогда переходил из девятого в десятый класс. Дело было в Карелии, плыли мы на ночную съемку по озеру – нам нужно было выбрать натуру. Остальные из группы отправилась на место на автобусе. А из нас никто и не знал, что было объявлено штормовое предупреждение… Плывем, а на воде начинается что-то не то. Лодочник предлагает вернуться, но мы ни в какую. Плывем дальше. И вдруг на озере поднимается ветер! С горизонта идет огромная черная стена воды с белыми барашками на самом верху. Лодочник кричит, чтобы хватались за борта лодки и крепко держались обеими руками. Вот тогда-то мы и стали читать «Отче наш»…
Состояние было хуже некуда: вместо воздуха – одна сплошная водяная пыль. Дышать нечем! А потом всех четверых выбило волной из лодки. А волны на озере – это вам не на море! Они острые, колючие. Мы держались за борта – и гребли, гребли… Уже потом, на берегу, когда выбрались, долго молчали, стоя под деревом. Всех трясло. Но это было наше второе рождение. Когда ураган стих, за нами приехали. У Владика Галкина тогда было такое испуганное лицо, такой ошалевший вид, такое и не сыграешь, что прямо там и сняла финал картины. Герой Галкина гибнет.
А вообще, «Абориген» – редкая картина, так уже не снимают. Владик аж за месяц до съемок выехал на место, учился ловить рыбу, ставил сети и доставал. Так как мальчик переходил из девятого класса в десятый, за пропуски чуть из школы не выгнали. Мы ходили, уговаривали учителей, что парень все это время вкалывал – пахал причем по-взрослому…
Эта первая картина так и осталась навсегда одной из самых любимых.
Наша справка
Николаева Елена Владиславовна, кинорежиссер, Родилась 13 сентября 1955 года. В 1981 году закончила ВГИК. Диплом «Возвращение» – приз МКФ, Турин 1982 год. Член союза кинематографистов России, член профессиональной гильдии кинорежиссеров. Лучший фильм: 1989 год – полнометражный художественный фильм «Абориген» (2серии). Гран-при МКФ, Флоренция. 1991 год – режиссер-постановщик, соавтор сценария художественного фильма «Секс-c-сказка», по мотивам новеллы Владимира Набокова. Фильм признан лидером проката 1992 года. Много и плодотворно работала в телерекламе, имеет призы.
2002 год – художественно-публицистический фильм «Семнадцать мгновений славы», посвященный юбилею Вячеслава Тихонова. 2003 год – документальные фильмы «Короли эпизода», «Наследники», «Исповедь идиотов». 2005 год – художественный фильм «Попса». 2006 год – «Ванечка», 2007 год – «Девочка»