08:46:10
22 ноября 2024 г.

Бюджетом не предусмотрено…

Жилищные программыПодобно Василию Ивановичу Чапаеву министр финансов Алексей Кудрин, наверное, мог бы произнести: «Все основные статьи бюджета знаю. Образование – знаю, медицину – знаю, оборону – знаю. А жилищное строительство – что такое? Почему не знаю?»

Федеральное собрание приступило к рассмотрению проекта бюджета на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011годов. На первой презентации документа глава Минфина Алексей Кудрин заметил, что «бюджет отвечает на многие вопросы, которые ставят сегодня экономика и политика нашей страны». И впрямь, на многие, но не на все. Министр много говорил о резервах, пенсиях, образовании, здравоохранении. Даже про культуру не забыл. А вот про жилищное строительство – ни слова. И понятно почему. Такой строки в федеральном бюджете… нет.

В России новостройками на продажу занимаются коммерческие структуры, а очередников обеспечивают бюджеты субъектов Федерации. Хотя в принципе рыночная экономика не является препятствием для участия государства в финансировании жилищного строительства. Так, насмотревшись в США, как федеральный бюджет там напрямую выделяет средства на возведение социального жилья, Ассоциация строителей России уже более года пытается отвести канавку из общегосударственного денежного потока в эту сторону. Пока безуспешно.

Впрочем, было бы несправедливо обвинять федеральный бюджет в полном небрежении жилищными проблемами. По разным статьям в нем разбросаны суммы на строительство дорог, предоставление субсидий и другие формы помощи льготникам, военнослужащим, а также на прочие схожие цели. В том числе – предусмотрены расходы на реализацию национального проекта доступного жилья. Но это финансирование либо затрагивает строительство лишь косвенно, либо материальная помощь распространяется на ограниченный круг граждан – тех, перед кем государство имеет обязательства. А вот так, чтобы планировать возведение жилья и напрямую отрядить на это федеральные деньги – такого нет. Сбивать цены путем вброса на рынок недорогого жилья в планы государства не входит.

Кстати, о нацпроекте. Его финансирование предусмотрено лишь в течение двух лет, как это и запланировано программой «Жилище». А в 2011 году расходы на доступное жилье урезаются почти в 10 раз. На обеспечение жильем молодых семей в проекте на 2011 год не предусмотрено ни копейки, как и по большинству других направлений. Остается лишь надеяться, что это временное упущение, и в документ будут внесены поправки если не сейчас, то хотя бы в следующем году.

Что же касается жилищно-коммунального хозяйства, то его тоже вряд ли можно отнести к первостепенным государственным приоритетам. Правда, денег на него в следующем году выделяется из федерального бюджета в 1,7 раза больше, чем в текущем.
Тем не менее, в интерпретации Кудрина, ЖКХ оказалось предметом умолчания наравне со строительством. Возможно потому, что все в мире относительно. С одной стороны, денег выделяется существенно больше, а с другой стороны, доля федерального бюджета в общих расходах на «коммуналку» составляет менее одной десятой части. Телегу ЖКХ по-прежнему практически полностью тянут местные власти.

И, наконец, ипотека. Макроэкономические показатели бюджета говорят о том, что для нее положение в среднесрочной перспективе должно существенно улучшиться. Решающим фактором здесь должна стать борьба с инфляцией. По словам Алексея Кудрина, инфляция уже ощущается через удорожание кредитов. Кредиты становятся короче, а ипотека требует длинных денег. На длинных деньгах, поясняет министр, всерьез можно работать только при стабильно низкой инфляции, выражаемой однозначным числом.

Проектом бюджета предусмотрено снижение инфляции до 5-6,8 процента. Если так, то было бы просто здорово. Однако этот параметр последние годы стабильно не выдерживается. К примеру, в текущем году законом о бюджете предусмотрена инфляция 9-10,5 процента, ожидалась Минфином 10,5-11,8, а по словам первого заместителя председателя ЦБ Алексея Улюкаева, уже достигла в годовом исчислении порядка 15 процентов.

Тем не менее, есть веские основания ожидать укрощения инфляции. Они связаны с изменением макроэкономических обстоятельств. Наблюдался постоянный приток капитала. ЦБ менял поступающие доллары и евро и тем самым эмитировал рубли. Отсюда и инфляция.

Но мощный приток денег в экономику заканчивается, свидетельствует Улюкаев. Растет импорт, прежде всего инвестиционный, и одновременно снизилась цена на нефть. «И так будет на всю обозримую перспективу. Правда, между изменением ситуации и уменьшением инфляции существует временной лаг. Надо подождать до конца года».

Федеральное собрание приступило к рассмотрению проекта бюджета на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011годов. На первой презентации документа глава Минфина Алексей Кудрин заметил, что «бюджет отвечает на многие вопросы, которые ставят сегодня экономика и политика нашей страны». И впрямь, на многие, но не на все. Министр много говорил о резервах, пенсиях, образовании, здравоохранении. Даже про культуру не забыл. А вот про жилищное строительство – ни слова. И понятно почему. Такой строки в федеральном бюджете… нет.

В России новостройками на продажу занимаются коммерческие структуры, а очередников обеспечивают бюджеты субъектов Федерации. Хотя в принципе рыночная экономика не является препятствием для участия государства в финансировании жилищного строительства. Так, насмотревшись в США, как федеральный бюджет там напрямую выделяет средства на возведение социального жилья, Ассоциация строителей России уже более года пытается отвести канавку из общегосударственного денежного потока в эту сторону. Пока безуспешно.

Впрочем, было бы несправедливо обвинять федеральный бюджет в полном небрежении жилищными проблемами. По разным статьям в нем разбросаны суммы на строительство дорог, предоставление субсидий и другие формы помощи льготникам, военнослужащим, а также на прочие схожие цели. В том числе – предусмотрены расходы на реализацию национального проекта доступного жилья. Но это финансирование либо затрагивает строительство лишь косвенно, либо материальная помощь распространяется на ограниченный круг граждан – тех, перед кем государство имеет обязательства. А вот так, чтобы планировать возведение жилья и напрямую отрядить на это федеральные деньги – такого нет. Сбивать цены путем вброса на рынок недорогого жилья в планы государства не входит.

Кстати, о нацпроекте. Его финансирование предусмотрено лишь в течение двух лет, как это и запланировано программой «Жилище». А в 2011 году расходы на доступное жилье урезаются почти в 10 раз. На обеспечение жильем молодых семей в проекте на 2011 год не предусмотрено ни копейки, как и по большинству других направлений. Остается лишь надеяться, что это временное упущение, и в документ будут внесены поправки если не сейчас, то хотя бы в следующем году.

Что же касается жилищно-коммунального хозяйства, то его тоже вряд ли можно отнести к первостепенным государственным приоритетам. Правда, денег на него в следующем году выделяется из федерального бюджета в 1,7 раза больше, чем в текущем.
Тем не менее, в интерпретации Кудрина, ЖКХ оказалось предметом умолчания наравне со строительством. Возможно потому, что все в мире относительно. С одной стороны, денег выделяется существенно больше, а с другой стороны, доля федерального бюджета в общих расходах на «коммуналку» составляет менее одной десятой части. Телегу ЖКХ по-прежнему практически полностью тянут местные власти.

И, наконец, ипотека. Макроэкономические показатели бюджета говорят о том, что для нее положение в среднесрочной перспективе должно существенно улучшиться. Решающим фактором здесь должна стать борьба с инфляцией. По словам Алексея Кудрина, инфляция уже ощущается через удорожание кредитов. Кредиты становятся короче, а ипотека требует длинных денег. На длинных деньгах, поясняет министр, всерьез можно работать только при стабильно низкой инфляции, выражаемой однозначным числом.

Проектом бюджета предусмотрено снижение инфляции до 5-6,8 процента. Если так, то было бы просто здорово. Однако этот параметр последние годы стабильно не выдерживается. К примеру, в текущем году законом о бюджете предусмотрена инфляция 9-10,5 процента, ожидалась Минфином 10,5-11,8, а по словам первого заместителя председателя ЦБ Алексея Улюкаева, уже достигла в годовом исчислении порядка 15 процентов.

Тем не менее, есть веские основания ожидать укрощения инфляции. Они связаны с изменением макроэкономических обстоятельств. Наблюдался постоянный приток капитала. ЦБ менял поступающие доллары и евро и тем самым эмитировал рубли. Отсюда и инфляция.

Но мощный приток денег в экономику заканчивается, свидетельствует Улюкаев. Растет импорт, прежде всего инвестиционный, и одновременно снизилась цена на нефть. «И так будет на всю обозримую перспективу. Правда, между изменением ситуации и уменьшением инфляции существует временной лаг. Надо подождать до конца года».

Хорошо, будем ждать. Нам не привыкать.

Хорошо, будем ждать. Нам не привыкать.

Борис Сергеев

Похожие записи
Квартирное облако
Аналитика Аренда Градплан Дачная жизнь Дети Домашняя экономика Доступное жильё Доходные дома Загородная недвижимость Зарубежная недвижимость Интервью Исторические заметки Конфликты Купля-продажа Махинации Метры в сети Мой двор Молодая семья Моссоцгарантия Налоги Наследство Новости округов Новостройки Обустройство Одно окно Оплата Оценка Паспортизация Переселение Подмосковье Приватизация Прогнозы Реконструкция Рента Риелторы Сад Строительство Субсидии Транспорт Управление Цены Экология Электроэнергия Юмор Юрконсультация