Стопроцентное надувательство
Судя по количеству обращений в правозащитные организации, любой поход в магазин или в ресторан может обернуться нервотрепкой.
Работают волшебники
Например, купили вы консервы, а они испорчены. Решили, пусть вам вернут деньги, но магазин в этом отказывает. Ведь вы не сохранили чек. А чек действительно лучше не выбрасывать – и не только на купленные вещи, но и на продукты. Хотя это и не обязательно – отсутствие этого или иного документа, удостоверяющего факт покупки товара, не является основанием для отказа в удовлетворении требований покупателя. При необходимости достаточно будет сослаться на свидетельские показания, подтверждающие, что именно в этом магазине и в указанное время был приобретен данный товар.
Сколько раз бывало, что взяв батон хлеба по одной цене, вы на кассе обнаруживаете, что он, пока гуляли по залу, фантастическим образом подорожал. Если указанная в ценнике сумма не совпадает с той, что в чеке, вы вправе устроить в магазине «разбор полетов». Но только делать это нужно, не отходя от кассы.
Причин ценовой несостыковки могут быть две.
Первая: умышленная путаница в ценниках. В этом случае расчет обманщиков строится на нежелании покупателя тратить время на разбирательства и обмен товара.
Вторая: банальная нерасторопность персонала. Цена товара, поступившего в магазин, сразу «забивается» в базу данных и соответствует указанной на ценнике. Если при поступлении следующей партии того же товара цена повышается, база данных автоматически обновляется, а вот информацию на ценниках в торговых залах продавцы менять не торопятся. Хотя магазин это сделать обязан.
Осторожно, манекен!
Вот еще картинка из жизни. Наш турист, бродя по торговому залу в одном из английских супермаркетов, нечаянно задел манекен. Тот упал и развалился. Бросившиеся к бедолаге продавцы не только не стали требовать возмещения ущерба, но, наоборот, долго, дружно и дружелюбно извинялись за причиненные неудобства.
У нас же картина другая. Стоит посетителю магазина нечаянно задеть неустойчивую пирамиду из банок или разбить бутылку шампанского, вас тут же схватят за руку – плати! И волоком потащат в кассу. Учтите: платить вы не обязаны за случайно поврежденный товар в магазине. По закону риск случайной порчи имущества несет его собственник (ст. 211 и 459 Гражданского кодекса РФ). До момента расчета им является магазин.
Сколько вешать в граммах?
Даже в кафе и ресторане нужен глаз да глаз. Самый очевидный здесь обман: заказываешь 200 мл сока со льдом, а приносят бокал, где напитка от силы половина, все остальное – лед!
Либо: хотите выпить дорогое вино, а вам несут самое дешевое. Такой ли вы гурман, чтобы раскусить подмену?
Банкеты. И здесь на вас могут неплохо «подзаработать». Например, заказывать графины (кувшины) с напитками – красиво, но непрактично. Сюда могут существенно не долить – вы и не заметите. Как и не сможете сосчитать, сколько же в салатницах порций?
Большую подвыпившую компанию официанты обычно обманывают с чеками. Кто вспомнит, что он там заказывал в начале застолья? Да и неудобно как-то друг перед другом заниматься подсчетами на калькуляторе. Официант найдет, что приписать к общей сумме. Или объявит сумму устно, что уж совсем стопроцентное надувательство.
Бороться сложно, но можно
При возникновении конфликтной ситуации не позволяйте грубого с собой обращения. Не затевайте спор, но и не позволяйте хамить. Запомните, любая спорная ситуация между продавцом и покупателем разрешима на законных основаниях.
Чтоб не попасть в неприятную ситуацию, необходимо знать закон «О защите прав потребителей». А если возникли претензии к продавцу, то нужно подать письменную претензию руководству магазина. По закону продавец обязан отреагировать и удовлетворить ваши требования, если они обоснованы. Если ответ или вашу просьбу не удовлетворили, обращайтесь в Управление Роспотребнадзора (тел.: 687-36-08, 687-40-35) с письменным заявлением.