23:30:44
11 апреля 2021 г.

Другое будущее столицы

СтроительствоГенплан Москвы есть – до 2020 года. Однако теперь он пересматривается. Почему? В чем вообще была необходимость пересмотра, названного «актуализацией»? Этим вопросам мы посвятим ряд бесед. Наш собеседник — заместитель директора по экономике градостроительства ГУП НИиПИ Генплана Москвы, действительный член Российской жилищно-коммунальной академии и Международной Академии наук по информационным процессам и технологиям, заслуженный экономист Российской Федерации Валерий Беккер.

Время вносит коррективы

Генплан Москвы до 2020 года и в самом деле был принят правительством Москвы – еще в 1998 году. Его разработка велась в период радикальных государственных реформ. На федеральном уровне отсутствовало необходимое законодательство, и городу практически не на что было опереться. Градостроительный Кодекс России появился лишь в 2004 году.

Но проблемы требовалось решать. Самостоятельно. Было составлено задание, обозначены целевые установки. Определены задачи и приоритеты. Сформулированы основные направления развития и градостроительные требования (регламенты) – в условиях «выживания» и необходимости привлечения для города внешних инвестиций. И, наконец, в 2005 генплан был утвержден – как закон.

Заметим, что в советские времена СССР и Монголия были единственными странами, не имеющими Градостроительных Кодексов. Но при этом в Советском Союзе действовали жесткие инструкции, касающиеся генеральных планов. Каждому из них предшествовала разработка технико-экономических основ – ТЭО, которые проходили экспертизу плановых органов, корректировались в зависимости от поставленных задач, выделенных средств, утверждались они на самом высоком государственном уровне. Для Москвы – в Политбюро, ибо то, что появлялось в столице, через какое-то время возникало в других городах.

После перестройки система социально-экономического планирования и прогнозирования практически прекратила свое существование. Само слово «план» вызывало негативную реакцию и было заменено на слово «прогноз», отражая общую неуверенность в завтрашнем дне.

В переходный период диктат государства (а с ним – и столицы) кончился. Каждый субъект Федерации принял свое законодательство (в том числе, и наш город), разработал и утвердил собственную градостроительную документацию. У Москвы появился Генплан, у Московской области Территориальная схема.

Но вот был принят Градостроительный Кодекс РФ. Он потребовал привести в соответствие все местные законодательства с федеральным, с тем, чтобы интересы регионов и других образований не противоречили задачам государства. Принятый документ необходимо было «актуализировать». Город принял решение о разработке нового генерального плана, уже до 2025 года – с учетом, понятно, не только ранее принятых решений, но и новых тенденций в развитии столицы.

Работа еще не завершена, но близится к концу. Нынешний генплан более социально ориентирован, гармоничен в различных своих аспектах, имея целью, прежде всего, повышение уровня жизни москвичей, а также обеспечение устойчивого развития экономики города. В нем предусмотрены наиболее важные стороны жизни столицы, новые требования времени, ключевые направления развития города. Предположительно в ноябре этого года проект будет представлен в городскую Думу, чтобы стать уже законом.

Но до этого предстоит решить еще немало задач.

Сами с усами

Первая и главная из них – согласовать оба проекта: Москвы и области.

Заметим, что в соответствии с законодательством каждый субъект Федерации создает проект в своих границах. Внешние связи отсутствуют. Для непосвященных сама картинка выглядит по меньшей мере странно: генплан Москвы (территория только города без окружения) напоминает черепаху, плывущую в сторону Санкт-Петербурга. Но еще более загадочно выглядит схема области: бублик, посередине которого – естественно – дырка. Так вот, эта «дырка» и есть столица. Таких планов, кстати, шесть, но название «Москва» значится лишь на одном – там, где представлена схема канализации: область пользуется услугами московской системы. Единственный раз упомянут наш город и в уставе области, и то лишь – в таком контексте: «Администрация Московской области находится в Москве».

Справедливости ради, скажем, что в столичном уставе и генплане вопросам взаимодействия двух регионов посвящены целые разделы. Ясно ведь: не может мегаполис развиваться без учета преобразования прилежащих земель. Это отнюдь не покушение на суверенитет области, а совместная с ней работа. Есть же понятие Большой Лондон, Большой Париж. А вот Большой Москвы нет. К сожалению. И до настоящего времени никаких договоренностей о совместной разработке генеральных планов не достигнуто.

Здесь не худо было бы обратиться к истории – совсем недавней. В 1985 году – еще в советское время – один из вариантов ТЭО генплана Москвы не был принят именно потому, что развитие столицы рассматривалось без увязки с формированием прилежащей территории. В дальнейшем же начавшийся «парад суверенитетов» сделал эту причину «незначащей». У каждого региона на свое будущее появился собственный взгляд. Зачем ему проблемы соседа?

Амбиции и границы

Объективно Москва уже давно является градостроительным объектом, функционирующим лишь в рамках кольцевой дороги. Мэр столицы Ю. М. Лужков в одной из статей привел сравнение: «Вы можете представить себе, что находитесь на МКАДе, а перед вами бетонная стена? И дальше пути нет? Наверное, нет. Но фактически так получается».

Градостроительный Кодекс РФ отменил понятие «агломерация», но оно, тем не менее, реально существует. Сотни тысяч жителей Подмосковья ежедневно едут на работу в столицу – по разным оценкам от 900 тыс. до 1,5 млн. человек. Так же, как и несколько сотен тыс. москвичей трудятся в области. Не говоря уж о том, что жители мегаполиса в летнее время, а многие и круглый год, предпочитают жить в пригороде – и не только по причине «чистого воздуха». Есть экспертные оценки, согласно которым около 3-х млн. горожан могут переехать в ближнее Подмосковье, так как в столице жилье для них слишком дорого. Но местом их работы по-прежнему останется Москва!

Потоки населения сливаются, перемешиваются, люди пользуются одними и теми же торговыми, медицинскими услугами. Как можно поделить население на «своих» и «не своих»?

Границы столичного города географически размыты и имеют значение только при принятии административных решений. Нас связывают единые дороги, одна телефонная сеть, коллекторы, системы водоснабжения, электроснабжения, кабели и пр. Недавно московские власти заявили о том, что и городские ветки метро протянутся в область. А еще у нас единый лесопарковый защитный пояс. Разве можно дробить зеленые зоны районов Москвы, которые простираются за пределами МКАД? Явный нонсенс. Речь идет о Люберцах, Балашихе, Химках, других местах. Разве нормально, когда в пределах столицы эти зоны являются охраняемыми, а, скажем, в Одинцово подлежат интенсивной застройке? Причем, с Москвой такие решения не согласованы. А эти зеленые зоны, между прочим, являются не только «легкими» Подмосковья, но и Москвы. Речь идет о здоровье более 10 млн. горожан, а это такой фактор, перед которым должны отступить любые амбиции и любой «суверенитет».

Только вместе

Московское правительство полагает, что в настоящее время нужно совместно рассматривать перспективы развития столичной агломерации. Здесь стоит напомнить, что в Хартии городов, которая принята всеми цивилизованными странами, в том числе и нашей, провозглашено, что городскую среду формируют интересы населения. Только исходя из этого надо разрешать возникающие юридические коллизии.

Цель одна: оптимизировать развитие Московского столичного региона, улучшить жизнь его населения. А ведь это и есть главная задача разработки любых генпланов.

Исаак Глан

Похожие записи
Квартирное облако
Аналитика Аренда Градплан Дачная жизнь Дети Домашняя экономика Доступное жильё Доходные дома Загородная недвижимость Зарубежная недвижимость Интервью Исторические заметки Конфликты Купля-продажа Махинации Метры в сети Мой двор Молодая семья Моссоцгарантия Налоги Наследство Новости округов Новостройки Обустройство Одно окно Оплата Оценка Паспортизация Переселение Подмосковье Приватизация Прогнозы Реконструкция Рента Риелторы Сад Строительство Субсидии Транспорт Управление Цены Экология Электроэнергия Юмор Юрконсультация