Другое будущее столицы
Генплан Москвы есть – до 2020 года. Однако теперь он пересматривается. Почему? В чем вообще была необходимость пересмотра, названного «актуализацией»? Этим вопросам мы посвятим ряд бесед. Наш собеседник — заместитель директора по экономике градостроительства ГУП НИиПИ Генплана Москвы, действительный член Российской жилищно-коммунальной академии и Международной Академии наук по информационным процессам и технологиям, заслуженный экономист Российской Федерации Валерий Беккер.
Время вносит коррективы
Генплан Москвы до 2020 года и в самом деле был принят правительством Москвы – еще в 1998 году. Его разработка велась в период радикальных государственных реформ. На федеральном уровне отсутствовало необходимое законодательство, и городу практически не на что было опереться. Градостроительный Кодекс России появился лишь в 2004 году.
Но проблемы требовалось решать. Самостоятельно. Было составлено задание, обозначены целевые установки. Определены задачи и приоритеты. Сформулированы основные направления развития и градостроительные требования (регламенты) – в условиях «выживания» и необходимости привлечения для города внешних инвестиций. И, наконец, в 2005 генплан был утвержден – как закон.
Заметим, что в советские времена СССР и Монголия были единственными странами, не имеющими Градостроительных Кодексов. Но при этом в Советском Союзе действовали жесткие инструкции, касающиеся генеральных планов. Каждому из них предшествовала разработка технико-экономических основ – ТЭО, которые проходили экспертизу плановых органов, корректировались в зависимости от поставленных задач, выделенных средств, утверждались они на самом высоком государственном уровне. Для Москвы – в Политбюро, ибо то, что появлялось в столице, через какое-то время возникало в других городах.
После перестройки система социально-экономического планирования и прогнозирования практически прекратила свое существование. Само слово «план» вызывало негативную реакцию и было заменено на слово «прогноз», отражая общую неуверенность в завтрашнем дне.
В переходный период диктат государства (а с ним – и столицы) кончился. Каждый субъект Федерации принял свое законодательство (в том числе, и наш город), разработал и утвердил собственную градостроительную документацию. У Москвы появился Генплан, у Московской области Территориальная схема.
Но вот был принят Градостроительный Кодекс РФ. Он потребовал привести в соответствие все местные законодательства с федеральным, с тем, чтобы интересы регионов и других образований не противоречили задачам государства. Принятый документ необходимо было «актуализировать». Город принял решение о разработке нового генерального плана, уже до 2025 года – с учетом, понятно, не только ранее принятых решений, но и новых тенденций в развитии столицы.
Работа еще не завершена, но близится к концу. Нынешний генплан более социально ориентирован, гармоничен в различных своих аспектах, имея целью, прежде всего, повышение уровня жизни москвичей, а также обеспечение устойчивого развития экономики города. В нем предусмотрены наиболее важные стороны жизни столицы, новые требования времени, ключевые направления развития города. Предположительно в ноябре этого года проект будет представлен в городскую Думу, чтобы стать уже законом.
Но до этого предстоит решить еще немало задач.
Сами с усами
Первая и главная из них – согласовать оба проекта: Москвы и области.
Заметим, что в соответствии с законодательством каждый субъект Федерации создает проект в своих границах. Внешние связи отсутствуют. Для непосвященных сама картинка выглядит по меньшей мере странно: генплан Москвы (территория только города без окружения) напоминает черепаху, плывущую в сторону Санкт-Петербурга. Но еще более загадочно выглядит схема области: бублик, посередине которого – естественно – дырка. Так вот, эта «дырка» и есть столица. Таких планов, кстати, шесть, но название «Москва» значится лишь на одном – там, где представлена схема канализации: область пользуется услугами московской системы. Единственный раз упомянут наш город и в уставе области, и то лишь – в таком контексте: «Администрация Московской области находится в Москве».
Справедливости ради, скажем, что в столичном уставе и генплане вопросам взаимодействия двух регионов посвящены целые разделы. Ясно ведь: не может мегаполис развиваться без учета преобразования прилежащих земель. Это отнюдь не покушение на суверенитет области, а совместная с ней работа. Есть же понятие Большой Лондон, Большой Париж. А вот Большой Москвы нет. К сожалению. И до настоящего времени никаких договоренностей о совместной разработке генеральных планов не достигнуто.
Здесь не худо было бы обратиться к истории – совсем недавней. В 1985 году – еще в советское время – один из вариантов ТЭО генплана Москвы не был принят именно потому, что развитие столицы рассматривалось без увязки с формированием прилежащей территории. В дальнейшем же начавшийся «парад суверенитетов» сделал эту причину «незначащей». У каждого региона на свое будущее появился собственный взгляд. Зачем ему проблемы соседа?
Амбиции и границы
Объективно Москва уже давно является градостроительным объектом, функционирующим лишь в рамках кольцевой дороги. Мэр столицы Ю. М. Лужков в одной из статей привел сравнение: «Вы можете представить себе, что находитесь на МКАДе, а перед вами бетонная стена? И дальше пути нет? Наверное, нет. Но фактически так получается».
Градостроительный Кодекс РФ отменил понятие «агломерация», но оно, тем не менее, реально существует. Сотни тысяч жителей Подмосковья ежедневно едут на работу в столицу – по разным оценкам от 900 тыс. до 1,5 млн. человек. Так же, как и несколько сотен тыс. москвичей трудятся в области. Не говоря уж о том, что жители мегаполиса в летнее время, а многие и круглый год, предпочитают жить в пригороде – и не только по причине «чистого воздуха». Есть экспертные оценки, согласно которым около 3-х млн. горожан могут переехать в ближнее Подмосковье, так как в столице жилье для них слишком дорого. Но местом их работы по-прежнему останется Москва!
Потоки населения сливаются, перемешиваются, люди пользуются одними и теми же торговыми, медицинскими услугами. Как можно поделить население на «своих» и «не своих»?
Границы столичного города географически размыты и имеют значение только при принятии административных решений. Нас связывают единые дороги, одна телефонная сеть, коллекторы, системы водоснабжения, электроснабжения, кабели и пр. Недавно московские власти заявили о том, что и городские ветки метро протянутся в область. А еще у нас единый лесопарковый защитный пояс. Разве можно дробить зеленые зоны районов Москвы, которые простираются за пределами МКАД? Явный нонсенс. Речь идет о Люберцах, Балашихе, Химках, других местах. Разве нормально, когда в пределах столицы эти зоны являются охраняемыми, а, скажем, в Одинцово подлежат интенсивной застройке? Причем, с Москвой такие решения не согласованы. А эти зеленые зоны, между прочим, являются не только «легкими» Подмосковья, но и Москвы. Речь идет о здоровье более 10 млн. горожан, а это такой фактор, перед которым должны отступить любые амбиции и любой «суверенитет».
Только вместе
Московское правительство полагает, что в настоящее время нужно совместно рассматривать перспективы развития столичной агломерации. Здесь стоит напомнить, что в Хартии городов, которая принята всеми цивилизованными странами, в том числе и нашей, провозглашено, что городскую среду формируют интересы населения. Только исходя из этого надо разрешать возникающие юридические коллизии.
Цель одна: оптимизировать развитие Московского столичного региона, улучшить жизнь его населения. А ведь это и есть главная задача разработки любых генпланов.