06:53:31
9 октября 2024 г.

На длинном поводке

СтроительствоСвершилось! Подписан и начал «работать» давно ожидаемый и обсуждаемый специалистами закон о саморегулировании в строительстве. Хотя для основной массы населения саморегулирование пока – вещь в себе.

Сами с усами

Обыватель слабо представляет образ жизни этого редкого для Среднерусской возвышенности зверя. До сих пор саморегулирование было реализовано лишь у оценщиков и арбитражных управляющих, то есть в далеко не самых распространенных видах деятельности.

В общем случае саморегулирование – это новая форма допуска компаний к работам на рынке. Причем к работам опасным, в результате которых может быть нанесен серьезный вред здоровью и жизни граждан, их имуществу, материальным интересам, окружающей природе. К таким, в частности, относится строительство. До настоящего времени право компаниям заниматься строительством предоставляло государство. Выдачей разрешений (лицензий) ведал специальный лицензионный центр. Для получения лицензии требовалось выдержать нечто вроде госэкзамена.

Основной смысл новшества: теперь застройщики берутся сами решать, кому можно заниматься строительством, а кого с этого рынка надо гнать метлой. Для этого они объединяются в некоммерческие саморегулируемые организации (СРО). Впредь строительством смогут заниматься исключительно члены СРО, выполняя при этом лишь определенный перечень работ, на который они подали заявку в свою организацию и получили от нее положительное решение («допуск»).

Если учесть, что официально у нас занимаются строительством порядка 250 тысяч юридических лиц, а число участников одной строительной СРО должно быть от ста и выше, то общее количество СРО может достигать десятков тысяч только в строительстве!

Чтобы саморегулирование не превратилось в клуб по интересам, а носило серьезный характер, каждая СРО обязана иметь свой компенсационный фонд. Это форма коллективной ответственности организации по обязательствам своих членов. Средства фонда будут использованы для возмещения причиненного кому-либо вреда (например, обманутым дольщикам). Размер фонда определяется из расчета не менее 1 млн. рублей на одного участника.

Комплименты авансом

Чем же станет заниматься СРО в повседневной жизни? Перечень ее полномочий весьма внушителен. Начнем с того, что она будет принимать (или не принимать!) новых членов. Она должна разработать собственные требования к выдаче допуска к тем или иным работам. Имеет право сформировать свои стандарты и систему контроля. Она же устанавливает меры дисциплинарного воздействия к нарушителям «внутреннего распорядка». Короче говоря, – государство в государстве. Впрочем, без настоящего государства тоже не обойдется. Законом предполагается создание органа надзора за самими СРО.

Основной причиной для перехода к саморегулированию называют неэффективность прежней системы. Как уже отмечалось, в России порядка 250 тысяч обладателей строительных лицензий. По мнению председателя комитета Госдумы по собственности Виктора Плескачевского, тысяча сотрудников лицензионного центра физически не в состоянии проконтролировать ситуацию и уследить за каждой строительной компанией.

Парламентарий осторожно допускает, что отдельные чиновники при принятии решения не всегда руководствуются исключительно общественными интересами, которые они призваны защищать. (В этом месте не могу удержаться от комментария – можно подумать, будто СРО будут руководствоваться исключительно общественными интересами.)

Примерно в том же духе высказался директор Департамента государственного регулирования в экономике Минэкономразвития Андрей Шаров: «Система лицензирования ничего никому не гарантирует – ни строителям, ни потребителю. Она никаких рисков для инвестора не покрывает».

Главной изюминкой саморегулирования считается механизм круговой поруки в виде компенсационного фонда. С одной стороны, он обеспечивает возмещение потерь пострадавшим от деятельности застройщиков. С другой, – создает эффективную альтернативу чиновному контролю. Сторонники идеи полагают, что надзор коллег друг за другом в рамках СРО будет намного более результативным, чем государственный: за неисполнение обязательств одним из членов СРО придется расплачиваться всем.

Если послушать министра экономразвития Эльвиру Набиуллину, то саморегулирование просто напичкано всякого рода достоинствами. Тут и развитие рыночных отношений, и безопасность продукции, и исчезновение административных барьеров, и переход от разрешительной системы ведения бизнеса к уведомительной… А уж про обманутых дольщиков после введения саморегулирования мы, по ее мнению, забудем навсегда.

Хотелось бы и нам быть оптимистами и исходить из того, что общими усилиями, да к тому же на публике, бизнесу удастся преодолеть коллективный эгоизм. Однако тут же вспоминаются проблемы объективного свойства, которые лишают безусловной уверенности в успехе начинания.

Начать хотя бы с того, что абсолютной отмены лицензирования не будет. Оно лишь перемещается на более высокий уровень, теперь лицензировать станут не компании, а СРО. Складывается впечатление, что просто число объектов контроля сокращается и подгоняется под возможности лицензионного органа, который нарекут каким-то более благозвучным именем. Но все недостатки могут сохраниться, включая поборы.

Возникают также вопросы к компенсационному фонду. 1 млн. рублей на участника и 100 млн. – на СРО это много и мало? Для массы небольших (но лицензированных) фирмочек, занимающихся индивидуальным строительством (тот самый малый бизнес!), миллион – солидные деньги. Однако даже 100 млн. не компенсируют и десятой доли ущерба, нанесенного гражданам одной лишь «Социальной инициативой».

К фонду есть и другой вопрос: кто его оплатит? Ясное дело, взносы будут включены в цену жилья.

Саморегулирование несет опасность усиления монополизма и регионального ценового сговора. Неспроста президент Ассоциации строителей России Николай Кошман в качестве первой задачи саморегулирования ставит ревизию всех строительных компаний – уж больно много их на рынке. Но во что выльется «зачистка», неизвестно.

Заместитель председателя Комитета ГД по бюджету и налогам Александр Коган опасается, что саморегулирование в том виде, в котором оно принято, окажется препятствием в создании кооперативов для малоэтажной застройки. Ведь кооператорам, самостоятельно осуществляющим сборку индивидуальных домов, тоже придется вступать в СРО. И уж вряд ли саморегулируемые организации будут либеральничать с бригадами шабашников и терпеть их в качестве конкурентов.

Нарушители, объединяйтесь!

Все отлично знают, что такое «серая» зарплата. При этом как-то забывают, что «серая» зарплата означает и «серую» бухгалтерию. Но это еще не самое страшное зло. Для борьбы с ним достаточно доброй воли самих застройщиков. Намного более серьезным препятствием является расцветающая махровым цветом коррупция. Тут одни застройщики бессильны. По некоторым оценкам, до 40% расходов в строительстве приходятся на взятки. Но их же не включишь отдельной строкой в себестоимость. Значит, застройщик просто вынужден вести двойную бухгалтерию. Иначе где возьмешь наличные деньги?

Как ни крути, а получается, что править бал будут организации, пусть вынужденно, но систематически и массово нарушающие закон.

Для полноты картины напомню про 214-й закон (его иногда называют законом о защите прав дольщиков). Закон очевидно неудачен. Не ругает его только ленивый. Но от этого он не перестает быть законом. И останется. Дума не захочет терять лицо через его отмену. Застройщики, со своей стороны, его явочным порядком бойкотируют и работают по обходным «вексельным» схемам, в рамках которых дольщик оказывается еще более бесправным, чем раньше. Интересно, какие рекомендации дадут СРО своим членам относительно исполнения 214-го закона? И станут ли поголовно исключать друг друга за деятельность, несовместимую с законом?

Внятных, доказательных ответов на перечисленные вопросы не слышно. Отсюда и сомнения.

Сергей Домнин

Похожие записи
Квартирное облако
Аналитика Аренда Градплан Дачная жизнь Дети Домашняя экономика Доступное жильё Доходные дома Загородная недвижимость Зарубежная недвижимость Интервью Исторические заметки Конфликты Купля-продажа Махинации Метры в сети Мой двор Молодая семья Моссоцгарантия Налоги Наследство Новости округов Новостройки Обустройство Одно окно Оплата Оценка Паспортизация Переселение Подмосковье Приватизация Прогнозы Реконструкция Рента Риелторы Сад Строительство Субсидии Транспорт Управление Цены Экология Электроэнергия Юмор Юрконсультация