Галина Хованская: «Спешка приводит к полуфабрикатам»
Государственная Дума сейчас на летних каникулах. Какие вопросы удалось решить, а какие проблемы депутаты предполагают обсудить в сентябре? Об этом мы попросили рассказать депутата Госдумы Галину Хованскую.
Зачем принимать законы в спешке
На последних заседаниях Думы были представлены на рассмотрение два серьезных документа – федеральные законы о Фонде содействия развитию жилищного строительства и об изменениях в Градостроительный кодекс РФ. Принимая документ в первом чтении, мы обсуждаем концепцию законопроекта. Второе чтение – основное, в документ вносятся поправки, а третье, как правило, техническое.
Мне представляется крайне порочной практика, когда ко второму чтению предлагаются поправки в законы, которые не упоминались при первом чтении документа. То есть вносятся изменения в другие федеральные законы. Поражает желание как можно быстрее принять документ, что приводит опять-таки к изготовлению полуфабрикатов. Аргументация простая – «потом поправим».
Ну, какая срочность в принятии закона о Фонде содействия развитию жилищного строительства? Почему такой важный вопрос нельзя было перенести на осеннюю сессию, чтобы спокойно все обдумать?
Речь идет об изъятии неэффективно используемых или неиспользуемых земельных участков, находящихся в федеральной собственности, у бюджетных, научных учреждений, государственных унитарных предприятий, Академии наук.
На самом деле основная проблема здесь, как представляется мне и специалистам, которые сейчас проводят эксперимент – отсутствие схем территориального планирования. А без них как заниматься операциями с землей? Второй вопрос, который невольно возникает – все ли в порядке с учетом земель государства? Есть ли планы участков, кадастровые номера, регистрация?
– Кто же будет инициировать изъятие участков?
– В первоначальном варианте документа любой человек, которому показалось, что земля не используется, мог предложить отобрать участок у организации. Ко второму чтению законопроекта это убрали. Но за юридическим лицом такое право осталось.
Разумеется, объектом внимания будут участки уже обустроенные. Крайне не нравилось в этом документе, что решения о том, что земельный участок изымается, будет принимать комиссия, у которой нет утвержденных критериев. Это была моя главная претензия при обсуждении проекта закона на заседании нашего комитета.
Даже если в комиссии работают очень умные и компетентные люди, всех обстоятельств дела они знать не могут. А руководствоваться своими предпочтениями могут. Например, решат, что парк слишком большой, и за ним никто не ухаживает, значит, землю надо отобрать. И неважно, что не ухаживают не потому, что неграмотные управленцы, а просто институту не выделяют из бюджета средства.
Тревожит, что руководитель государственного предприятия узнает о решении комиссии, когда оно уже будет принято. Он не сможет даже подготовиться, аргументировать свою позицию, отстоять право на эту территорию. Это тоже неправильно.
О том, что документ нуждается в дополнительной доработке, было сказано и в заключении, которое дало правительство РФ. Подчеркивалось, особенно требует уточнения основание и порядок прекращения прав на находящиеся в федеральной собственности земельные участки, а также и недвижимое имущество на них.
Только в последний момент были внесены поправки о контроле за целевым использованием средств, об обязательном проведении аудита и представлении отчета о работе фонда.
Но остались другие вопросы. Фонд, как написано в законе, является некоммерческой организацией, но не может быть подвергнут процедуре банкротства. Он вправе иметь, создавать коммерческие и некоммерческие организации, участвовать в уставных капиталах хозяйственных обществ, имуществе иных коммерческих и некоммерческих организаций. Но ведь это его уже выводит из ряда обычных некоммерческих организаций?
Правила игры меняются
– В какие законы помимо Градостроительного кодекса были одновременно внесены изменения?
– В федеральные законы о лицензировании отдельных видов деятельности, о некоммерческих организациях, базовый закон «О саморегулируемых организациях», в Кодекс об административных правонарушениях.
Поправки в закон о лицензировании продлевают с 1 июля этого года до 1 января 2009 года лицензирование деятельности в области проектирования, строительства и инженерных изысканий. И лицензии будут действовать еще весь следующий год.
Базовый федеральный закон о саморегулируемых организациях, в который тоже внесены поправки, касается многих видов деятельности. В строительстве они затронут инженерные изыскания, архитектурно-строительное проектирование и строительство, реконструкцию и капитальный ремонт.
Чтобы стать членом саморегулируемой организации, сегодня необходимо иметь компенсационный фонд и платить большие взносы. Поправками снято одно из обязательных требований закона – страхование ответственности. Организация сама может принять такое решение. Плюс ко всему предлагается провести Всероссийский съезд, а также создать объединение саморегулируемых организаций и соответствующую структуру – совет.
Теперь саморегулируемые организации могут создаваться – такого ограничения не было в базовом законе – только в виде некоммерческого партнерства. Правда, пока это написано в Градостроительном кодексе. Но это не означает, что ограничение в будущем станет распространяться на все виды деятельности. Возникает вопрос: почему только некоммерческое партнерство? Пусть будут и другие возможные образования.
Если ограничение будет для всех, тогда у многих организаций возникнут проблемы.
Например, «Жилищная стратегия» создана в виде ассоциации организаций в сфере управления недвижимостью. И прямое членство в ассоциации станет невозможным. В организацию должны войти некоммерческие партнерства, которых еще нет в природе. То есть необходимо инициировать создание некоммерческих партнерств, соответствующих требованиям законодательства о саморегулировании. Причем для того, чтобы нашей ассоциации «Жилищная стратегия» передали некие полномочия государственных органов, мы должны иметь представительства в 42 субъектах РФ. Придется устав приводить в соответствие с изменениями в законе.
Скорее всего, это не последние поправки в закон. Организациям будет сложно выполнить все указанные требования, и потребуются новые изменения.
Поправок в ЖК ждут уже два года
– Галина Петровна, предполагалось, что в июне Госдума рассмотрит во втором чтении поправки в Жилищный кодекс РФ.
– Действительно, такое предполагалось. К сожалению, те, кто давал обещание, так его и не выполнили. Поправки лежат и ждут своей очереди уже два года.
С нашей стороны сделано все, что необходимо: все поправки сведены, учтены замечания, подготовлена пояснительная записка. На одном из последних заседаний Думы было озвучено новое протокольное поручение – ускорить рассмотрение поправок на осенней сессии.
Между тем, мы получаем огромное количество писем, где люди рассказывают о своих трагедиях, которых могло не быть, если бы начали действовать поправки.
– Какие вопросы в основном волнуют жителей?
– Сохранение права пользования жилым помещением, снос домов и другое.
Недавно получили письмо из Санкт-Петербурга. Повторно обратилась семья пенсионеров. Супругам по 80 лет, инвалиды. Когда-то они приобрели в жилищно-строительном кооперативе квартиру. Подарили ее дочери, в то время еще действовал старый кодекс. Никакого опасения, что за ними не сохранится право пользования квартирой, у них, естественно, не было. Делали они это исключительно для того, чтобы дочь потом не платила налог. В квартире она не жила.
Когда начал действовать новый Жилищный кодекс РФ, дочь подала иск на выселение родителей. Мы порекомендовали подать встречный иск о сохранении права пользования жилым помещением. Суд принимает решение в их пользу: они родители, члены семьи дочери, люди преклонного возраста, инвалиды. У дочери перед ними есть обязательства.
Но дочь дарит квартиру своему сыну, их внуку, который уже членами семьи стариков не считает. Внук намерен продать квартиру постороннему лицу. Теперь старики боятся оказаться на улице, хотя у них есть судебное решение о сохранении права пользования. Но иск к ним будут предъявлять чужие люди.
Действовала бы поправка, собственник квартиры – дочь – должна была обеспечить инвалидов-родителей жильем, прежде чем дарить квартиру.
Очень много писем о сносе домов. В Москве в этом отношении относительно благополучно. А вот в регионах людей при сносе дома переселяют из коммуналки в коммуналку. Мы надеемся, что в сентябре хотя бы для очередников в Жилищном кодексе появится норма, когда при сносе дома семье будут давать квартиру по нормам предоставления.
О нашем собеседнике
Галина Петровна Хованская родилась в Москве в семье преподавателей. Окончила Московский инженерно-физический институт и Академический правовой университет. Работала научным сотрудником Института прикладной математики Академии наук СССР.
С 1993 года трижды избиралась депутатом Московской городской Думы, была председателем комиссии по жилищной политике. Руководит общественным советом по жилищной политике. Избрана повторно депутатом Государственной Думы ФС РФ. Председатель Подкомитета по реформированию ЖКХ Комитета Государственной Думы по строительству и земельным отношениям.