Как поживаешь, нацпроект?
После относительно краткого информационного затишья вокруг нацпроекта доступного жилья в конце июля сразу три события привлекли внимание общественности. Это совещание в правительстве РФ по поводу долгосрочной стратегии массового строительства жилья, рабочая встреча президента страны с заместителем председателя правительства Александром Жуковым и публикация Росстатом данных об итогах жилищного строительства за первое полугодие. Общая тональность такова, что проект продвигается не так хорошо, как хотелось бы.
Движение вспять
Федеральные власти ищут пути кардинального улучшения дел в жилищной сфере. Поиски осуществляются в форме подготовки долгосрочной стратегии массового строительства жилья для всех категорий граждан. Ее разработка в очередной раз стала темой совещания в правительстве РФ под председательством Владимира Путина.
Работа со всей очевидностью продвигается трудно. Хотя бы потому, что первый вариант стратегии обсуждался на Межведомственной рабочей группе по нацпроекту доступного жилья еще более года назад. Осенью одновременно с кадровыми перестановками он был полностью забракован правительством, потом о нем вспоминали зимой, потом весной, теперь летом, а готового документа нет. По заявлению министра регионального развития Дмитрия Козака стратегия строительства жилья до 2020 года будет полностью готова к середине сентября.
Конечно же, сложность работы над стратегией объективно связана с масштабностью выдвигаемых задач. Владимир Путин напомнил основные целевые ориентиры: к 2012 году планируется вводить 115 млн. кв. м, а к 2020-му – 154 млн. кв. м жилья ежегодно. Необходимо довести до двух третей долю граждан, способных при известных налаженных государством инструментах, но самостоятельно, решить жилищную проблему.
Положение усугубляется отчетливо проявившимися и весьма настораживающими тенденциями последнего времени. В течение нескольких лет, как обратил внимание Владимир Путин, темпы ввода нового жилья существенно возрастали: с 2003 по 2007 год почти в два раза – с 38 млн. кв. м до 61 млн. кв. м. Но тут же уточнил, что речь идет лишь о так называемом «компенсационном росте». Жилищное строительство пока только восстанавливается после глубокого спада 90-х годов и еще не достигло пикового уровня двадцатилетней давности.
Поэтому неудивительно, что Дмитрий Медведев на встрече с Александром Жуковым настаивал на том, чтобы «мы не потеряли темп, который набрали». Однако есть основания опасаться, что благополучные цифры роста переходят в разряд былых побед. По информации Росстата прирост ввода жилья за первое полугодие составил всего 2,9% по отношению к аналогичному периоду прошлого года. В то же время плановый показатель, установленный нацпроектом на текущий год, предусматривает прирост примерно в 20%. Результат уступает плану в 7 раз! Но дело не столько в отдельно взятой цифре, сколько в тенденции. А она такова, что начиная с февраля прошлого года, то есть уже на протяжении 17 месяцев, темпы прироста равномерно и устойчиво снижались со 171,3% в начале периода до отрицательных 94,8% в минувшем июне.
Александр Жуков не мог обойти вниманием такой неутешительный результат: «Скажу, что пока цифры, может быть, не совсем те, которые мы ожидали, но думаю, что итоговые показатели могут быть выполнены». В абсолютных цифрах отставание и впрямь не столь велико. Теоретически положение вполне поправимо. Как справедливо отметил Дмитрий Медведев: «У нас традиционно сдача в эксплуатацию наиболее быстро идет в третьем-четвертом кварталах – так уж устроен строительный цикл». Однако эта традиция в прошлом году была нарушена, последний декабрь по части прироста оказался самым «слабым» в году. Остается только ждать и надеяться, что нынешний завершающий месяц года будет соответствовать традиции.
Одна ипотека в поле не воин
От объемов строительства переключимся на доступность жилья. Если опираться на голую цифру, то и тут она тоже из разряда «не совсем тех, которые ожидали». Во вступительном слове на совещании в правительстве Владимир Путин сообщил: «Цены на квартиры по-прежнему высоки. Только 18% наших граждан могут самостоятельно решать жилищные проблемы. Только 18%»! Однако еще 16 января в Тюмени Дмитрий Медведев с удовлетворением констатировал: «Но все же доступность жилья на сегодня растет… Доля семей, имеющих возможность приобрести стандартное жилье с помощью собственных и заемных средств, составила в первой половине 2007 года уже около 20%. Это, конечно, не может не радовать…». А вслед за ним Дмитрий Козак заверил, что в 2009 году эта доля должна составлять не менее 23%. И вот теперь вместо обещанного наступления – отход на 2% на заранее подготовленные позиции. Впрочем, справедливости ради заметим, что формула, по которой рассчитывается доступность, внутренне весьма противоречива, и не всегда объективно отражает характер происходящих изменений. С другой стороны, снижение доступности могло произойти в результате ужесточения условий ипотечного кредитования в связи с трудностями на мировом финансовом рынке.
Тем не менее, и Дмитрий Медведев, и Александр Жуков возлагают серьезные надежды на то, что ипотека продолжит свое развитие. Так, по предварительному прогнозу федерального Агентства по ипотечному жилищному кредитованию в целом по стране объем выдаваемых займов за январь-июнь может составить 350 млрд. рублей. Это 172% к соответствующему периоду прошлого года, или почти 60% к плановому показателю. «То есть замедления мы не видим», – говорит Александр Жуков. И тут же добавляет, что сдача жилья в эксплуатацию отстает. Однако многие специалисты обращают внимание, что однобокое развитие ипотеки при недостатке предложения ни к чему хорошему, кроме роста цен, не приводит. Подробно мы говорили об этом в прошлом номере «КР».
К тому же рост цен на жилье сопровождается неблагоприятной динамикой средневзвешенной процентной ставки, сейчас она составляет 12,4% в рублях и 10,8% в валюте. И есть все основания ожидать ее роста. Дело в том, что Центральный банк в четвертый раз за этот год повысил ставку рефинансирования. С одной стороны, весьма формальный показатель, тем не менее, он служит сигналом коммерческим банкам повысить ставки по вкладам населения. Делается это для борьбы с инфляцией. Мол, люди перестанут тратить деньги и понесут их в банк. Но удорожание денег для банков автоматически вызывает повышение ставок по кредитам. В том числе ипотечным.
За ту ли нитку тянут
Владимир Путин видит причину нынешних трудностей в том, что имеющиеся резервы для роста объемов нового строительства, в основном, исчерпаны. Сказываются инфраструктурные ограничения. Устранить их предполагается через вовлечение в строительство неиспользуемых земельных участков, находящихся в федеральной собственности. Для этого создается земельный Фонд содействия жилищному строительству. Обсуждается предложение о выделении регионам единой федеральной субсидии на развитие инженерной и социальной инфраструктуры. Ставится задача серьезно удешевить массовое строительство.
Короче, основные болевые точки нащупаны. Однако принесет ли лечение результат – еще вопрос. Взять, к примеру, удешевление строительства. Что оно даст в условиях, когда себестоимость жилья и без того в три раза ниже рыночной цены? Увеличит норму прибыли застройщика и взятки чиновникам? Точно так же нехватка участков или отсутствие средств на инфраструктуру могут на поверку оказаться лишь внешним проявлениям недуга, а истоки болезни скрываются совсем в ином месте и остаются в стороне от скальпеля хирурга. Под настоящей болезнью автор имеет в виду коррупцию. А коррупция – она, как вода, везде дырочку найдет.
Но где гарантия, что когда справятся с одними хворями, не появятся новые? Рынок, по определению, будет делать все возможное, чтобы удержать норму прибыли на привычно неприличном высоком уровне. А доступность жилья использовать в качестве линии горизонта.