08:14:35
25 ноября 2024 г.

Остров художников

Путеводитель по МосквеМесто это в какой-то мере напоминает остров. Расположенное на отшибе, вдали от метро, отрезанное набережной, имеющее напротив зеленую массу самого увеселительного парка города, плавно переходящего в бесконечность Нескучного сада, а в перспективе – вздыбливающуюся арку моста. Оно отдельно от всех. Этакий остров художников. Остров Крым.

Вздыхать и ахать

Почему Крым? Да потому что окружают его со всех сторон Крымская набережная, Крымский вал, Крымский мост… Потому что краски здесь всегда ярки и, как в каком-нибудь Коктебеле, витает атмосфера свободного творчества. Кто бы мог подумать в 70-х годах, когда строилась эта скучная бетонная коробка, которую теперь именуют «памятником брежневской эпохи», что вокруг нее завихрится такое? Традиционные книжные ярмарки с шатрами на все вкусы, вернисажи, галереи, концерты… Все это объединяется одной аббревиатурой – ЦДХ, – и дальше уже ничего объяснять не надо.

Да и художническая смена подрастает поблизости. На Крымскому валу, рядом с Домом художников, объединенным под одной крышей с филиалом Третьяковской галереи, – Московский академический художественный лицей (МАХЛ) Российской академии художеств, более известный старшему поколению творцов как Московская средняя школа имени Сурикова. У профессиональных графиков и живописцев в биографии буквально через одного: «окончил МСХШ». Славное в общем учебное заведение. Раньше его серое скромное здание располагалось в Лаврушинском переулке, прямо напротив Третьяковки. На переменках считалось нормальным сгонять посмотреть на Врубеля, чтоб вдохновиться на собственные подвиги. Принимают туда только после пятого класса, зато едут со всех концов страны – живут в отрыве от пап и мам в интернате. Едут самые одаренные.

Помню скромного мальчика Вову с Алтая, у которого получался акварельный затек такой воздушности, что москвичам оставалось только вздыхать и ахать в досаде и восхищении.

Переход к культуре

Конечно, в новом здании лицей развернулся – тут тебе не только обычные классы и мастерские, а еще музейно-выставочный комплекс с кинозалом, куча спортивных залов, бассейн… Но это все внутри и нам не видно.

Так что идти к ЦДХ гораздо интереснее по другой стороне Крымского вала. Во-первых, там, пусть и за забором, пышная зелень Парка культуры, а не скучные стены домов. Во-вторых, трудно отказать себе в удовольствии переходом через подземный переход – от Парка культуры непосредственно к очагу этой самой культуры. Спускаешься себе обычным манером под землю, а там… Пусть и не Дали с Шишкиным, но все же произведения искусства. По первому разу впечатление чарующее: этакий подземный художественный салончик, где подсолнухи и коты, кожаные фенечки и фарфоровые статуэтки. Вдруг ослепляет неожиданностью полный предзакатного теплого света пейзаж, глядит печально по-пикассовски фиолетовая женщина, а дальше опять лютики-цветочки. Или вот смотрит со стены по-отечески мудро Никита Сергеевич Михалков. А под ним табличка: «Принимаем заказы на портрет». Мол, такие важные у нас клиенты. Поскольку Михалков по подземным переходам не ходит, опровергнуть некому.

Добрый ангел и Феликс Эдмундович

Но вот мы все-таки оторвались от этих зрелищ и вынырнули на воздух. Тут продолжение следует. Прямо на ограде, мимо которой идем, написано: «Музеон», он же Парк искусств, он же – Музей скульптур под открытым небом. Не проходите мимо. Можно завернуть в крытую галерейку и продолжить созерцание картин, а можно зашагать прямо по аллее мимо голубых елей, стелы, на самой верхушке которой сияет золотом Добрый Ангел Мира с голубем в руках: «Пусть добрый ангел хранит Москву от всех невзгод!..» И в самом деле, пусть хранит. На газонах – современные скульптуры. Фигуры, то закрученные узлом, то на коне, то с тяжким крестом на шее. Справа за забором шумит стройка, покачивает жирафьей шеей кран, а здесь пахнет свежескошенной травой и такое ощущение покоя, как будто тишина.

А вот и гиганты-памятники, так долго жившие на центральных площадях, а затем демонтированные и сосланные в изгнание в Музеон. Правда, место ссылки у них весьма приятное. Феликс Эдмундович печально смотрит вдаль, комкая в руке фуражку, – реабилитации не предвидится. Чуть дальше Горький – тоже шляпа в руке и тоже невесел. Ну, ему-то печалиться нечего: закончится реконструкция площади у Белорусского вокзала, и вернут его на привычное место. Сталин стоит посреди зеленой площадки. За ним простой и страшный памятник погибшим от репрессий: полукруг стены, забранной толстой решеткой, а за ней теснятся-выглядывают каменные головы. Дальше Свердлов, Калинин… Интересно, не поют ли они, оставшись в одиночестве, «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались»? Не гуляют ли лунной ночью по аллеям?

Ах, какой релакс!

Впереди великолепие розовых кустов: алые, кремовые, бордовые, белые. Прямо на аллее – толпа «эбонитовых женщин», одновременно напоминающих гумилевского изысканного жирафа с озера Чад. Эстрада под навесом – здесь проходят вечера романса и прочие задушевные спевки. Направо мини-прудик с фонтанчиком посередине, кругом – скамейки. Вообще скамейки везде – разнообразнейшие, приглашающие присесть, располагающие к покою и созерцанию. Вот на скамье-качелях в зелени покачиваются бабушка с внуком, пара присела на плетеную лавочку… По аллеям гуляют неспешные семьи. Розы и скульптуры. Скульптуры и розы. Прудики. Деревянные мостки. Беседки.

– Ах, какой здесь релакс! – замечает дама в светло-джинсовом спутнику.

Гербы-гиганты, памятник «Слава труду!», будочка с надписью «реставраторы». За оградой – набережная. Там шум машин и мерный плеск всяческого плавтранспорта. Ну, такой звук шагов по воде. Здесь пришвартован «Валерий Брюсов» – теплоход-отель. Там гуляют и поют.

Небо резко темнеет. Художники, раскинувшие импровизированный вернисаж вдоль набережной, начинают собирать картины. Над всем этим мельтешением – гуляющими, плывущими, поющими – царит и нависает Петр Первый. Хоть и установлен памятник подальше, на острове, но, где бы ты ни шел, кажется, что его корабль движется прямо на тебя. Как в кино: наезд операторской камеры, и изображение становится все крупнее и крупнее. Начинает накрапывать.

Странные танцы

Выходим из волшебных садов и огибаем ЦДХ по периметру, разглядывая открывающиеся виды. Довольно большой кусок уже опустевшей набережной. Весьма дикий газон с вкраплениями деревьев. Дальше – парковка или стихийное сборище автомобилей. Ничем не заполненные «островные» пространства посередь города. Побитая временем коробка ЦДХ, оживляемая обычно духом наполняющих и окружающих ее людей, снаружи глядится мрачно. Капает. Идем под козырьком здания, благо он широк и есть со всех четырех сторон. Заворачиваем за угол и видим странное: в полной тишине танцует пара – полупоклон, два шага назад… Плавно и сосредоточенно. А что это у них в руках? Мечи! А дальше одинокий юноша в танце и тоже с мечом… Можно было спросить: кто вы? Откуда? Зачем? Но было такое тревожное очарование в этой предгрозовой тишине, в этом безмолвном танце, что мы не решились нарушить.

Шарик и ящик

А теперь о главной причине нашего сегодняшнего похода: место это вскоре может измениться неузнаваемо. Совместно с уже известным москвичам лидером хай-тека архитектором Норманом Фостером (Хрустальный остров в Нагатинской пойме, Музейный городок в виде цветка на месте Музея изобразительных искусств и т.д.) уже разработан проект «Апельсин». Здание, собирающееся заменить ныне существующий дом художников, будет представлять собой разрезанный на дольки апельсин. Фасады закругленной формы планируется выполнить в двух цветах: оранжевом и серебряном. Согласно проекту общая площадь здания составит около 80 тыс. кв. м, что на 20 процентов больше нынешней площади ЦДХ. На первом этаже «Апельсина» предполагается разместить музей, на последующих – апартаменты, квартиры и гостиницу. Проект, как это обычно и бывает, вызвал шквал откликов – в основном отрицательных. Действительно, внутри непрезентабельного на вид старого здания галереям и художникам вполне комфортно. И, как считает архитектор Николай Лызлов, никакого смысла нет менять «ящик на шарик». Но вопрос еще и в другом. Останется ли в большем по размеру «шарике» с дорогими апартаментами и номерами место для свободного искусства? Не станет ли оно там лишним? Не появятся ли на входе металлоискатель и фейсконтроль и на въезде – шлагбаум?

С тем, что земля в этом месте дорогая и используется не слишком по-хозяйски, вроде бы все согласны. Некоторые московские архитекторы считают, что следует сохранить, модернизировав, старое здание, но уплотнить окружающую застройку, пожертвовав Парком скульптур. Может, оно и рационально, но лично мне и, думаю, еще многим и многим этого островка спокойствия будет безумно жаль.

Небо решительно покраснело. Корабль Петра разрезал его, плыл навстречу, за ним сверкнул огненный зигзаг. Камера: наезд!

Мария Кронгауз

Похожие записи
Квартирное облако
Аналитика Аренда Градплан Дачная жизнь Дети Домашняя экономика Доступное жильё Доходные дома Загородная недвижимость Зарубежная недвижимость Интервью Исторические заметки Конфликты Купля-продажа Махинации Метры в сети Мой двор Молодая семья Моссоцгарантия Налоги Наследство Новости округов Новостройки Обустройство Одно окно Оплата Оценка Паспортизация Переселение Подмосковье Приватизация Прогнозы Реконструкция Рента Риелторы Сад Строительство Субсидии Транспорт Управление Цены Экология Электроэнергия Юмор Юрконсультация