Вряд ли что-то СРОстется…
Кампания по переводу бизнеса в режим саморегулирования идет полным ходом. Напомним, создание СРО (саморегулируемых организаций) предполагает передачу им от государства существенной части функций управления.
Прежде всего, это допуск к работе на рынке. Второе – разработка профессиональных стандартов. Третье – контроль за соблюдением внутреннего «распорядка». Все это передается в руки профессиональных объединений участников рынка.
Если судить по отчету министра экономического развития Эльвиры Набиуллиной перед депутатами Госдумы, исполнительная власть видит в СРО средство от доброй половины российских болячек. Дескать, саморегулирование предоставляет свободу предпринимательству и снимает административные барьеры, противодействует коррупции и обеспечивает качество продукции, гарантирует финансовую ответственность бизнеса перед потребителями. В Минэкономразвития рассчитывают, что «с введением саморегулирования история с обманутыми дольщиками, вкладчиками, туристами уйдет в прошлое».
Однако истоки этой уверенности во всемогуществе саморегулирования непонятны. Переход к нему – очередная вариация на тему когда-то популярного, а позже многократно освистанного мотива, что рынок сам все отрегулирует. Во всяком случае, в стремлении сделать жилье доступным уже давно никто не полагается на один только рынок. Все без исключения признают, что без вмешательства государства ничего путного не получается.
К самой идее саморегулирования придраться трудно. Механизм столетиями шлифовался по всему миру. Вопрос лишь в особенностях его погружения в нашу плодородную почву. Где гарантия, что у нас он будет использован для развития рынка, свободы предпринимательства и конкуренции? Вдруг все обернется дополнительным способом застолбить свою монополию и избавиться от конкурентов? При этом одновременно будет замаскировано плохое качество и взвинчены цены, чего серьезно опасаются скептики.
Основания для сомнений есть. Э. Набиуллина постоянно апеллирует к компенсационному фонду, к материальной ответственности саморегулируемых организаций. Но давайте посмотрим, что эта ответственность означает на деле. Закон о саморегулировании в строительстве предполагает ответственность СРО в объеме 13 млн. рублей. Это две скромные московские квартиры на все объединение. А если учесть, что в нем должно быть не менее 50 участников, то взнос одной компании в компенсационный фонд эквивалентен стоимости двух квадратных метров жилья… Хороша ответственность!
Правда, закон принят только в первом чтении, есть надежда, что поправками сумма будет повышена. Но ведь кто-то же внес в проект смешную цифру? И намного ли следующая будет более серьезной?
Обращает на себя внимание многочисленность сомневающихся. По сведениям представителей оппозиционных фракций, за сохранение государственного лицензирования в строительстве выступили исполнительная и законодательная власть 72 регионов (90 процентов субъектов Федерации), полторы тысячи строительных объединений и организаций. Существенные претензии к закону имеются у представителей «Единой России». На что министр парирует: «Есть разные строители. У нас есть письма от строительных ассоциаций, которые поддерживают саморегулирование».
Что же касается критики саморегулирования местными администрациями, то ее можно объяснять как мудростью государственных мужей, так и элементарным страхом за сохранение места под солнцем. По словам председателя комитета ГД по собственности Виктора Плескачевского, еще в 2004-м на комиссии по административной реформе прозвучало, что при введении саморегулирования до трети чиновников может остаться без работы. Весомый аргумент.
Выступая по совершенно иному поводу – о строительно-сберегательных кассах, – Э. Набиуллина обратила внимание, что те не эффективны в условиях ускоренного роста цен (накопления людей сгорают в результате инфляции). После чего справедливо заключила: сначала надо стабилизировать цены, а уже потом внедрять ССК. Следуя этой логике, почему бы и в случае со СРО не проявить разумную осторожность – сначала властям подтвердить свою способность эффективно бороться с монополизмом и усмирять цены, а потом вводить саморегулирование?