23:30:44
11 апреля 2021 г.

Дорога к Дому

Путеводитель по МосквеПятницкая улица – это классическая малоэтажная Москва. Тут коренного жителя непременно коснется легкое дыханье дежавю, а турист воскликнет: так вот она какая! Но сегодня наш путь не прям. Мы, как нормальные герои, идем в обход и потому решительно заворачиваем за метро «Новокузнецкая» и оказываемся на одноименной улице.

Что было, то было

Когда-то она была просто Кузнецкой. А где-то в году 1922-м получила приставку «ново» – видимо, чтоб не возникало путаницы с Кузнецким мостом. Улица же дала название станции метро, хоть фасадом наземный павильон выходит на Пятницкую. Вид его привычен и, кажется, вписан в пейзаж намертво. Но станция была открыта в 1943 году. Массивная ротонда с низким широким куполом должна была стать элементом предполагавшейся здесь Генпланом 1935 года огромной площади. Размах времени сказался и внутри, в подземном вестибюле: мрамор, гранит, мозаики Дейнеки, барельефы русских полководцев работы Томского… Создатели подземного дворца были удостоены Сталинской премии. А мы пролетаем мимо, не замечая и не вспоминая.

Впрочем, лучше и не вспоминать, а то довспоминаешься до того, что раньше на этом самом месте стоял Храм Параскевы Пятницы, давшей название улице и Пятницкому переулку. Автор книги «Седая старина Москвы» Кондратьев писал: «архитектура храма величественна, внутри храм отличается своим благолепием, иконостас хорош… В храме чудотворная икона великомученницы Параскевы, которая бывает носима в Кремлевских ходах…» Церковь снесли в 1934 г., и через десять лет на этом месте появился вестибюль станции метро «Новокузнецкая». А неподалеку, на Новокузнецкой, 4, находился Храм Святого Великомученика Никиты в Старых Толмачах.

На его месте был выстроен жилой дом для работников милиции. Впрочем, перемены теперь случаются каждый день, чего уж говорить о давно минувшем. Например, Новокузнецкая обзавелась фонтанами. И пусть оформление их весьма и весьма на любителя, приятно посидеть в центре Москвы на лавочке возле воды. Кстати, и лавочек еще недавно было в этих краях днем с огнем не сыскать.

Из окна трамвая № 39

За метро, на Новокузнецкой улице, первым делом слышится тарахтенье трамвая. А вот он и сам притормаживает у остановки, впуская новых пассажиров. Маршрут № 39 как бы правопреемник знаменитой «Аннушки», оставшейся в сувенирно-трактирном варианте у Чистых прудов. Если бы не пробки, «час пик» и прочие неудобства, именно из окошек трамвая № 39 следовало бы наблюдать Москву. За какие-то в среднем 80 минут можно получить впечатления самые разнообразные. Метро «Университет», Черемушки, просторы Ленинского проспекта, теснота Шаболовки, строгий Донской монастырь, Серпуховка, распахнутые ворота Свято-Данилова монастыря, глухие заборы заводских Павловских переулков, неохватная глазом площадь Павелецкого вокзала, Яузские ворота, Покровский бульвар и, наконец, Чистые пруды, к которым, кажется, как в Рим, ведут все дороги.

Вдоль трамвайных путей развеваются тенты палаток. Проезжает велосипедист, разбрызгивая невесть откуда взявшуюся лужу. Вообще-то нам налево, туда, где зеленеет козырек культового заведения «Второе дыхание».

Чем оно замечательно? Ну, хотя бы тем, что немногим подобным уцелевшим наследиям совка посвящено целое сообщество в Живом журнале – «московская забегаловка» и стихотворение нашего уже почти классика Дмитрия Быкова «Рюмочная»: «Тут уцелели с брежневской эпохи, когда талант еще бывал в цене, салат из лука, сельди и картохи и ДСП-панели на стене. Я с детства бегал в эти заведенья и до упора им не изменю; я до сих пор дрожу от наслажденья, припоминая местное меню…» Говорят, здесь, где пиво подают в тяжелых граненых кружках времен 60-х, как и в почившей «Яме» на Большой Дмитровке и пока здравствующих чебуречной на Китай-городе и рюмочной на Большой Никитской, происходит истинное братание интеллигенции с народом. Поверим на слово и пройдем мимо.

Эталонная кривая

Конечная цель нашего сегодняшнего путешествия – концерт в Московском доме самодеятельного творчества, с 1999 года – просто «Доме». Расположен он в пяти минутах от метро, в Большом Овчинниковском переулке. Бывать там уже приходилось. Самым сильным впечатлением остался контраст между изысканным великолепием представленных на выставке Дома авторских кукол и извилистой дорогой через стройки и дворы, к этому великолепию ведущей. Оказывается, запутаться в нескольких переулках – Овчинниковских и Пятницком – можно и сейчас. Чем больше гуляю по городу, тем более убеждаюсь, что эталоном для московских переулков является отнюдь не прямая линия, а, скорее, полная непредсказуемость виражей. Как и картин, за этими виражами открывающихся. Только успеешь погрузить взгляд в зелень старого дворика, как за ним уже сверкает игрушечный теремок-новодел, а в арке гладко отреставрированного фасада современной арт-инсталляцией смотрятся свежеструганные козлы на фоне живописной полуразрушенной красной кирпичной стены. А вот в прогале домов возникает небольшой замок. Откуда бы?

Рыбная сказка

Ба, да это же Пятницкий рыбный рынок, построенный на месте старого, деревянного. Надо же: стоит здесь уже почти десять лет, а так в ландшафт и не вписался. Сам архитектор, Людмила Казакова, расценивает здание как интерпретацию пушкинской «Сказки о рыбаке и рыбке». Действительно, рыбной символики тут полно: черепичная крыша напоминает чешую, кованые решетки – рыболовные сети, на крылечке, похожем на вход в «Русское бистро», тоже присутствует железная рыбка…

Специалисты долго спорили о новом здании, что это: прямая ссылка на Красную площадь, бывшую некогда торговым местом (в архитектурных элементах есть перекличка с Храмом Василия Блаженного, ГУМом, Историческим музеем…), воспоминания о храмах Древнего Рима или пародия на все это? «Русский стиль», никак не связанный с назначением и конструкцией здания всегда воспринимался как декорация. Так рыбный дворец выглядит и до сих пор.

Продолжаем петлять Большим Овчинниковским переулком. На фоне серого зева огромной подземной автостоянки у торгового центра «Аркадия» три черные фигуры охранников застыли у бело-красного шлагбаума. Очень графично.

Мекка для меломана

С открытой три года назад гигантом-«Аркадией» (общая площадь 38 500 кв. м) вообще было немало хлопот. Когда строительство уже началось, выяснилось, что здание с пятью подземными этажами нанесет непоправимый ущерб находящимся рядом палатам 17 века, принадлежащим Храму Архангела Михаила в Овчинниках. Чтоб не ущемлять интересов инвестора, было предложено увеличить до 8 этажей надземную часть и забрать в качестве компенсации постройку начала прошлого века, где издавна располагался Московский дом самодеятельного творчества (они с «Аркадией» буквально плечом к плечу). Бог его знает, как утряслось дело, но МДСТ, как мы вот-вот убедимся, по-прежнему на месте. Торговый центр, как говорится, «не пошел», но вот расположенный в нем 6-зальный кинотеатр «Пять звезд» у киноманов известностью пользуется – говорят, здесь долго не сходят с экрана хорошие фильмы, а также идут субтитры на языке оригинала.

Кстати, снова отвлекаясь, для кино- и меломанов здесь вообще раздолье. Неподалеку, на углу Новокузнецкой и Климентовского переулка, в одноэтажном доме расположен музыкальный магазин «Пурпурный легион», в конце 90-х считавшийся одним из лучших в столице – ассортимент был нетрадиционно богат. Но затем прямо напротив него появился двухэтажный «Союз» – самый крупный в московской сети, где чуть попроще, но и подешевле. Так с тех пор они и сосуществуют в вечной конкуренции.

Котлован, забор, вираж

…А мы тем временем практически добрались до цели. Миновали светло-серый выгибающийся на изломе переулка дом. Прошли кусок железного забора. Завернули вместе с дорогой еще разок. Кивнули охранникам у салона красоты: «Мол, нам туда, вглубь!». Проследовали мимо штабеля кирпичей. Позадирали головы на зияющий дырами меж зеркальных стекол эркер. Аккуратно обогнули небольшой котлован с торчащими оттуда деревянными конструкциями. И вот уже слева и справа по стенам появились полукрылые бабочки и остатки афиш. Мы чуть не проскочили маленькую дверь: так и тянули вычерченные лабиринтом полутораметровые проходы между домами с радостной надписью в конце: «тупик!»

А дальше было, как и положено в Доме: маленький зальчик «для своих» с примостившимся в углу баром. Приветствия, суета и Очень Громкая Музыка.
– Еще пойдем? – с сомнением оглядел меня сын, когда мы вышли в притихшую замоскворецкую ночь.

– А то! – кивнула я. И мы пошли.

Мария Кронгауз

Похожие записи
Квартирное облако
Аналитика Аренда Градплан Дачная жизнь Дети Домашняя экономика Доступное жильё Доходные дома Загородная недвижимость Зарубежная недвижимость Интервью Исторические заметки Конфликты Купля-продажа Махинации Метры в сети Мой двор Молодая семья Моссоцгарантия Налоги Наследство Новости округов Новостройки Обустройство Одно окно Оплата Оценка Паспортизация Переселение Подмосковье Приватизация Прогнозы Реконструкция Рента Риелторы Сад Строительство Субсидии Транспорт Управление Цены Экология Электроэнергия Юмор Юрконсультация