Слито и раздельно
С этим противоречивым продуктом человеческой жизнедеятельности приходится что-то делать, и стремление сбагрить его куда-нибудь подальше от селитебной территории прошло красной нитью через всю мировую историю человечества, положив начало великой науке – канализации.
эМ и Жо. Предыстория
Второзаконие (книга носит характер длинной прощальной речи, с которой Моисей обратился к израильтянам накануне их перехода через Иордан – ред.) наставляло, что «место должно быть у тебя вне стана, куда бы тебе выходить. Кроме оружия твоего должна быть у тебя лопатка; и когда будешь садиться вне стана, выкопай ею яму, и опять зарой ею…»
Впрочем, богоизбранный народ не был самым передовым в деле санитарно-эпидемиологического благополучия. Например, китайские археологи обнаружили в провинции Хэнань гробницу одного из царей ранней династии Хань (206 г. до н. э. – 24 г. н. э.), где тому оборудовали туалет со смывом.
И все же в сфере канализации на пальму первенства претендуют два других очага культуры – эгейский мир и древнейшие города долины Инда – Хараппа и Мохенджо-Даро.
Цивилизация Инда прекратила свое существование в XV в. до н. э., что же касается величественного Кносского дворца на Крите, он строился не один век, и точно датировать найденные в нем чудеса канализационного прогресса не представляется возможным.
Приоритет хочется признать за Мохенджо-Даро, где каждый дом был связан с системой канализации, проложенной под землей в трубах из обожженного кирпича и выводящей все нечистоты за городскую черту. Зато Кносский дворец, начавший строиться до катастрофического землетрясения 1700 г. до н. э. и разрушенный около 1400 г. до н.э., пошел намного дальше первопроходцев этого дела. Дождевая канализация была организована здесь по весьма рациональной системе – рядом со ступенями лестницы проходит, изгибаясь по параболе, водосток, вследствие чего напор воды снижался. Кроме того, во дворце было множество ванн и даже клозет с водой.
Большая клоака
Нехитрая идея удаления нечистот с помощью живой воды пробивала себе дорогу с тех самых пор, когда родился миф о Геракле, как известно, очистившем хозяйственные помещения царя Авгия путем отвода двух рек – Алфея и Пенея. Такой способ очистки поразил воображение современников и переосмысливается поэтами даже в наши дни.
Если не углубляться в тонкости, в зависимости от способа отвода нечистот канализация бывает общесплавная и раздельная – в первом случае все ненужное городу попадает в общую систему стоков, во втором – нечистоты отводятся в одну трубу, дождевые стоки – в другую. Первоначально общесплавная канализация, вероятно, доминировала, поскольку осадки досаждали нашим предкам больше, чем отходы собственной жизнедеятельности. Система отвода стоков с агоры (рыночная площадь) существовала в Афинах в 5 в. до н. э., но канализация Рима ее превзошла. Еще в эпоху царей, в 6 в. до н.э. «Большая клоака», главная магистраль столичной канализации, была обложена камнем. Клоака имела высоту свыше 5 м, ширину 4,4 м. Вначале она ставила цель приема почвенных вод болотистой части города, в дальнейшем к ней были подведены более мелкие уличные стоки. Наблюдение за клоакой вначале осуществляли непосредственно цензоры, высшие должностные лица Рима, а позднее особые чиновники. Частные домовладельцы, выводившие свои трубы в общественную канализацию, платили особый налог – клоакарий.
Любопытно, что в раздутом штате римского пантеона нашлось место и для богини Клоацины, имя которой происходит от глагола cluere («очищать»). Впоследствии вблизи клоаки возник небольшой круглый храм Клоацины, божественной «очистительницы».
В Риме, никогда не испытывавшем недостатка воды благодаря разветвленной сети водопроводов, все же провести живую влагу в жилище было не просто – требовалось особое разрешение. С этим связано отсутствие туалетов в многоквартирных домах, жители которых вынуждены были пользоваться общественными заведениями, коим город был неплохо обеспечен. Под предлогом модернизации последних император Веспасиан обложил данью сию индустрию культурного отдыха с целью привлечения средств в отощавший из-за гражданских войн федеральный бюджет. Первоначально римляне восприняли новшество в штыки и в отместку стали именовать туалеты веспасианами, но затем оценили предпринятые улучшения и даже стали собираться там для неторопливых бесед, совмещая таким образом приятное с полезным. Критике же со стороны собственного сына император противопоставил формулу «деньги не пахнут» (ставшую весьма популярной у некоторых министров финансов).
К сожалению, сию заботу императора его наследники в первом, втором и третьем Риме не продолжили, и об общественных туалетах вскоре пришлось забыть.