09:59:57
25 ноября 2024 г.

Мрачная история в цветущих садах

Путеводитель по Москве«– Я живу у Покровки, – сказала Наташа, – в Хохловском переулке.
– Это же мои любимые московские места, – честно обрадовался Данилов. Переулки в Старых Садах. А уж ночью взглянуть на них – одна радость».
Владимир Орлов. «Альтист Данилов»

Дырки и горки

Покровский бульвар в вечной стройке. Из-за щитов – кран. Меж щитами бульвара и плотно припаркованными у тротуара машинами с трудом протискивается прочий транспорт, отбивает, кряхтя, свое законное место на рельсах трамвай. Первый направо от Покровских ворот – Хохловский переулок. Хоть он и не входит в число московских переулков, носивших в названии определение «криво», но коленца выписывать горазд – весь из поворотов. Здешние дороги вообще местами напоминают горный «серпантин». Все правильно: это место и называется Ивановская горка – по Ивановскому монастырю.

Большой серый угловой дом № 17/4 – типичный доходный, в этом качестве и использовался до 1918 года, пока здесь не поселилась Чрезвычайная комиссия по снабжению Красной армии, потом пошли коммуналки, позже здание заняли иностранные фирмы… А еще тут жила героиня романа «Альтист Данилов»: «В том большом доме я и живу», – сказала Наташа. – «Вот ведь судьба! – сказал Данилов. – А я часто тут бываю. Брожу по холмам, когда устану». На левом углу розовый дом в полтора этажа, в него вписано стеклянное крылечко. «Сырный…. Швейцарский….» – напрягаемся близоруко.

– Сырная дырка! – наконец радостно восклицаем хором.

За «дыркой», за шлагбаумом загадочные владенья банка с то ли недостроенной, то ли недоразобранной террасой. Из крыши через равные промежутки торчат аккуратные домики Карлсона. Интересно они там в этих банках живут. Вообще по четной стороне двор богатый. То есть даже непонятно: двор он или дворы? Тут тебе и 9-этажка наитиповейшая, и чей-то фасад строго производственного вида, и желтые особнячки… Посередине блистает разноцветьем наикрутейшая горка детской площадки. За домом золотится купол храма. Впереди желтое строеньице, где теперь поселилась «Литературная газета». Между ним и голубым особнячком почти незаметный проход к крутой лестнице, снова выводящей нас в Хохловский переулок.

Спустившись по лесенке, мы оказались прямо возле Храма Живоначальной Троицы. Слышно, как где-то на колокольне воркуют голуби. На самом же деле до него можно было идти по прямой – розовый величественный храм венчает первое «колено». Когда-то эта церковь находилась при летнем дворце князя Василия, старшего сына Дмитрия Донского.

Оригинальные палаты

Итак – второе колено. Вот оно – здание № 7, напоминающее емкостью своей незабвенное НИИЧАВО из «Понедельник начинается в субботу», где самая малость видна невооруженным глазом, а что там, в глуби – Бог весть. Круглое колено этих белокаменных, выстроенных «глаголицей» (буквой «Г») палат 17 века с полутораметровой толщины стенами плавно переходит в следующий отрезок переулка. В 1770 г. сюда переехал архив Коллегии иностранных дел, который был примечателен, во-первых, полнотой собрания документов (ими пользовался Пушкин, работая над «Историей пугачевского бунта» и Карамзин, собирая материалы для «Истории государства Российског»). Во-вторых же, здесь «косила от армии» дворянская молодежь: и Веневитинов служил, и Мусин-Пушкин, и Одоевский… Помните, в «Евгении Онегине»: «Архивны юноши толпою на Таню чопорно глядят…» Это про них. А зимой 1882 г. здесь устроил нотопечатню Петр Юргенсон. В Хохловском переулке впервые увидели свет практически все произведения П. И. Чайковского.

Прошли годы. Здесь поселилась типография «Оригинал». А также – последний художественный московский сквот, хотя время их давно уже отгремело, благополучно доживший аж до нынешнего года. (Кстати, самый первый столичный сквот в 1984 году располагался ровно наискосок по переулку – в пустующем здании детского сада ЦК. Так и звался – «Детский сад»).

На воротах крупная надпись: «Группа № 310». За ней виднеется граффити во всю громадную стену: на черном фоне фигура в движении. Железная угловая полудверь-полуворота распахивается, за ней охранник в черной униформе.
Пользуюсь моментом:

– Скажите, а здесь вот недавно сквот был, художественная галерея…

– К сожалению (и эта фигура речи показалась особенно поразительна в устах человека в черном), сквота здесь больше нет, – он слегка распахивает дверь в безбрежный двор, куда я немедленно пытаюсь засунуть нос. Но дальше носа не пускают.

Остается поверить на слово журналу «Афиша», утверждающему, что после выселения сквота: «…место не было сдано ни под офисные, ни под банковские помещения. Наоборот — на смену художникам пришли электронные музыканты, и теперь потрепанное здание типографии «Оригинал» привыкает к ночному образу жизни». Богатая судьба у белокаменных палат.

Его величество офис

По другую сторону переулка «колено» начинается уступами возвышающегося забора, за которым зеленеет и ветвится, ветвится и зеленеет. Все круто и круто вниз, как будто сейчас спустимся к морю. Историки полагают, что именно великий князь Василий Дмитриевич устроил при своем дворце знаменитые сады с роскошными фруктовыми деревьями. Замысел деда с размахом продолжил Иван III, разбивший огромный Государев Сад – его владения простирались от Ивановской горки до самого Васильевского луга. Называли сад и Морозовским, им владела Мария Морозова – мать известных русских купцов и меценатов. Ее сын, Сергей, в небольшом двухэтажном домике во дворе оборудовал мастерскую, а затем предоставил ее в пользование Исааку Левитану. Когда Морозова умерла, была проведена оценка стоимости владения. Она достигла 234,7 тыс. рублей. Это был один из самых дорогих в Москве домов.

Наша серпантинная дорога делает очередной поворот, и, не успев затормозить, оказываемся в Подкопаевском переулке. Терять уже нечего, мы заворачиваем еще налево и движемся вверх, уже по Трехсвятительскому переулку, чтоб, обогнув улетающий в небо зеленый массив с голубеющей внутри усадебкой, узнать, кто же все-таки сейчас расположился в этом царском месте с видом сразу на всю Москву. Заправскими альпинистами достигаем чуть приоткрытых кованых ворот. На скамеечке охранник играет в тетрис. Кидаюсь, как к родному:

– Извините, вы не скажете, что здесь расположено?

– Офис, – бросает он волшебное слово и снова углубляется в игру.

Именовать сие чудовище мужчиной

Возвращаемся в Хохловский переулок. Проходим веселый, разукрашенный детский сад, где когда-то снимался «Усатый нянь». И вот дорога выводит нас в Малый Ивановский переулок, прямо к Ивановскому женскому монастырю, история которого полна трагедий и тайн. Обитель не раз подвергалась разграблениям и пожарам, не миновал ее и чумной мор. Но поговорим о другом. Вот что пишут историки: «… Ивановский монастырь несколько отличался от других женских монастырей… Поскольку он располагался неподалеку от пыточной Тайной канцелярии, то был вынужден содержать в своих стенах или уголовных преступниц или вероотступниц».

Одной из самых известных узниц монастыря была Дарья Салтыкова – Салтычиха, ставшая в 26 лет вдовой и хозяйкой 600 крестьян. В течение 7 лет Салтычиха замучила до смерти, как установило позже следствие, 139 душ. Главной причиной ее гнева было нечистое мытье полов. Обыкновенно она начинала истязание сама – скалкой, палками, раскаленным утюгом… Затем конюхи били женщин розгами, плетьми. Помещица морила «виноватых» голодом, привязывала голышом на морозе, обливала кипятком… Наконец двое крепостных (у одного Салтыкова убила трех жен) бежали в Петербург и подали только что взошедшей на престол Екатерине II жалобу. 17 мая 1764 года на Салтыкову было наконец заведено уголовное дело. Юстиц-коллегия приговорила ее к смертной казни. Но Екатерина II приказала лишить Салтычиху всех званий, имущества и постановила впредь именовать «сие чудовище мущиною». 11 лет содержалась приговоренная в яме под Соборной церковью Ивановского монастыря. А остальные 22 года провела в клетке, пристроенной к собору, на виду у всех прихожан.

Говоря современным языком, она, конечно же, «имела диагноз». Внушало ли мысли о разумном, добром, вечном богобоязненным людям зрелище жалкой свихнувшейся старухи? Забытую и безымянную ее могилу нам случайно довелось видеть на кладбище Донского монастыря. Во всяком случае, так утверждал служитель.

Две Августины

Была в монастыре и другая, вызывавшая не менее толков пленница. В 1785 году в обитель под конвоем доставили молодую женщину и поселили в домике, оконные занавески которого были всегда задернуты. Узница стала инокиней Досифеей. Лица ее долгие годы не видел никто. После смерти Екатерины II режим заточения был смягчен, и Досифею смогли посещать, тогда-то она и стала упоминать свое мирское имя – Августа. Досифея умерла 4 февраля 1810 г. Похороны ее, по словам очевидцев, превратились в торжественное шествие по Солянке, через Таганскую площадь, к Новоспасскому монастырю, где размещалась усыпальница Романовых. Чем заслужила бедная монахиня такую честь? Историки полагают, что в монастыре скрывали внебрачную дочь императрицы Елизаветы Петровны и Алексея Разумовского Августину, имевшую больше права на престол, нежели Екатерина.

Заключению подверглась и другая «Августина», выдающая себя за дочь Елизаветы и известная народу по картине художника Флавицкого «Княжна Тараканова». Она была арестована в 1775 г. в Италии, привезена в Россию и заключена в Петропавловскую крепость. По легенде, «княжна Тараканова» погибла во время сильного наводнения, забытая в камере тюрьмы, но на самом деле умерла она от чахотки. Настоящее имя ее так и осталось неизвестным.

Прошли века, а в Ивановском монастыре продолжали содержать узников. В 1918 году его помещения заняли под концлагерь ВЧК-ОГПУ-НКВД, позже – под филиал Таганской тюрьмы. Монастырь еще не раз менял свое назначение, пока не наступила перестройка. Сейчас он вновь действует. Будем надеяться, что уже без темниц.

С рогаликом подмышкой

А сейчас у лавочки «Монастырский хлеб» толпится народ. Пристраиваемся. Отчего б не попробовать монастырского? Покупаем внушительных размеров рогалик. Свежий. Заглядываем в трапезную, примостившуюся у монастырской стены, где за столиком, покрытым веселенькой голубой клеенкой, пожилая пара чинно ест что-то салатно-вегетерианское.

– Все, закрыто, закрыто!

Ну и Бог с ним! Хватит на сегодня истории. Только полюбуемся еще разок на белеющий на холме Храм Святого Князя Владимира и станем спускаться вниз, вниз, вниз, по улице Забелина, к метро «Китай-город», под взглядами смотрящих со стен мачо, блондинки, злодея и силуэта граффитчика, их изобразившего. А там и до клуба «Китайский летчик Джао Да» недалеко, где можно выпить кофе, послушать песенки Паперного и хотя бы на сегодня выкинуть всю нашу мрачную историю из головы.

Мария Кронгауз

Похожие записи
Квартирное облако
Аналитика Аренда Градплан Дачная жизнь Дети Домашняя экономика Доступное жильё Доходные дома Загородная недвижимость Зарубежная недвижимость Интервью Исторические заметки Конфликты Купля-продажа Махинации Метры в сети Мой двор Молодая семья Моссоцгарантия Налоги Наследство Новости округов Новостройки Обустройство Одно окно Оплата Оценка Паспортизация Переселение Подмосковье Приватизация Прогнозы Реконструкция Рента Риелторы Сад Строительство Субсидии Транспорт Управление Цены Экология Электроэнергия Юмор Юрконсультация