«Полундра» со стриптизом
Не гонись за дешевизной! Это нас еще Пушкин предупредил в «Сказке о попе и работнике его Балде». Также Александр Сергеевич уточнил: сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок. Тем не менее, один мой знакомый добрый молодец уроков классика не усвоил, за что и пострадал.
Трюм не должен пустовать
Леонид живет на первом этаже в добротном доме советской постройки. Это удобное жилье с большим балконом. Оно досталось ему в лихие перестроечные годы как служебное от одного из информационных агентств. Чуть позже он его переписал на себя и удачно приватизировал. Вместе, между прочим, с подсобками – кладовкой, монтажной студией и просторным сухим подвалом, который имел к тому же сразу два выхода – на соседнюю улицу и во двор.
Эти подробности к тому, что скоро к Леониду явился с бутылкой коньяка отставной капитан первого ранга Сергей Сергеевич, бывший командир крейсера. Этого каперанга Леонид знал по боевым учениям, куда его иногда брали, как профессионального фотокорра.
Приняв хорошую стопку, морской волк сходу предложил сделку. Оказывается, выйдя в запас, он вместе с одним таким же хватким майором-интендантом умудрился купить в соседнем подъезде и тоже на первом этаже просторную квартиру (не чета, мол, нынешним). После переделки он собрался открыть в ней кафе под лихим морским названием – «Полундра!».
– Но дело в том, – уточнил предприниматель, разливая остатки коньяка, – что площади все-таки мало. А у тебя подвал – что хороший трюм, и пустует зазря… В общем, давай объединяться. А еще лучше – продай ты его нам, мы из него конфетку сделаем и тебя включим в долю. Свое будешь иметь с прибыли, не обидим. Слово советского офицера!
Леонид, надо сказать, сам был человеком энергичным, умел получать деньги везде, где только можно, любил достойные гонорары, и выгодное предложение ему понравилось. А потому (прибавим к этому действие коньячных градусов) он взял, да и согласился. Даже лазейки себе не оставил – не сказал: «Дай сначала подумать».
Засим собутыльники расстались, и так вышло, что на другой день Леонид отправился по срочному заданию в дальнюю командировку, на заброшенные в холодном море острова. А это сотни миль, перелеты, плохая погода, задержки рейсов…
Свистать всех наверх!
Вернулся он гораздо позже, чем предполагал. И первое, что увидел, зайдя в родной двор, – бурную работу. Грохот, рев машин, горы мусора, крики рабочих. Среди всего этого строительного великолепия, будто на ходовом мостике, возвышалась крепкая фигура Сергея Сергеевича, который смачно, по-боцмански кого-то распекал.
– О, Леня! – радостно зарычал, увидев соседа, командир. – Наконец-то явился! А то я, не дождавшись тебя, решил сам приступить к работам, чтобы все скорее кончить. И документы оформил. Сам понимаешь, за большие деньги, так что тебе только ждать осталось, когда мы откроем заведение. Со стриптизом, между прочим, – подмигнул отставной каперанг.
– Как так?! – Леониду едва не сделалось плохо. – Я ведь окончательно «добро» не дал. Да и планы у меня свои на сей счет появились. Так что сворачивай шарашку, а не то ментов звать буду!
Сергей Сергеевич переменился в лице:
– Да ты что, Ленечка, ведь сказал же, что согласен! Вот я и начал. При этом заметь, деньги немалые вбухал, людей обнадежил… Даже день открытия наметил на осень, когда рыбаки с путины возвращаются. Сюда ведь, к нам, повалят – причалы-то владивостокские рядом! И тебе все намного дешевле будет – закуска, питье, квартплата, льготы всякие, даже санаторное лечение – я это вбиваю в социальный пакет всех моих будущих работников!
Леонид повернулся и молча пошел домой. Действительно, во время поездки он познакомился с новым владельцем местного коммерческого телеканала, и тот во время долгих ожиданий в аэропортах поведал, что собирается открывать свежие проекты. А потому ему нужны площади для размещения аппаратуры и сотрудников.
Леонид, немного подумав, предложил свой, более чем подходящий для такого дела подвал с толстыми стенами да еще в центре города. Дом смотрит прямо на телевышку – сигнал с крыши пойдет отлично. И еще Леонид готов был своим творчеством поддержать отличную идею. Да вот незадача вышла – почти что опередили…
Перетягивание каната
Дальше события развивались по довольно тривиальному сценарию. Лихой капитан с поднаторевшим интендантом-партнером сумели убедить неких чиновников, что подвал – это не личная собственность Леонида, а общее долевое имущество дома. И приватизацию, как она была сделана, нужно отменить, а образовавшееся в результате этого подсобное помещение сдать в долгосрочную аренду под кафе. Кому? Конечно, ему, Сергею Сергеевичу. А там – посмотрим.
При решительности и энергии капитана он вполне мог бы преодолеть все препоны и стать, в конце концов, полноправным хозяином подвала. Открыть в нем свою «Полундру» с голыми девицами и ухой из наваги с корюшкой. Но когда Леонид, проведав о такой военной хитрости, при поддержке телевизионщика ринулся на абордаж – принялся доказывать, что в свое время все оформил законно и официально. А претензии вместе с действиями местных властей, науськанных каперангом, не имеют под собой юридической силы.
…Дело движется с переменным успехом – две команды пыжатся, изо всех сил тянут канат на себя.
Комментарий
Александра Бузина, юрист:
– Согласно п. 1 ст. 36 Жилищного кодекса, собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения, которые не являются частями квартир и предназначены для обслуживания более одного помещения в доме. К такому имуществу относятся, в частности, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации.
Подобная норма содержалась и в жилищном законодательстве, действовавшем раньше. В частности, ст. 8 Закона «Об основах федеральной жилищной политики», который был отменен 1 марта 2005 с введением в действие Жилищного кодекса, относит подвалы к общему имуществу.
Возможно, герой истории Леонид действительно приватизировал подвал и другие помещения на законных основаниях (например, это позволяла конструкция дома, в подвале не было коммуникаций, необходимых для обслуживания более одного собственника).
За время длительного отсутствия Леонида Сергей Сергеевич провернул рискованное дело – по сути, захватил чужую собственность. Теперь Леониду предстоит бороться с арендаторами подвала и чиновниками, вставшими на их сторону.
Даже если предположить, что несколько лет назад Леонид стал собственником подвала незаконно, все равно отменить эту приватизацию следовало по решению суда. Если бы подвал в судебном порядке был признан общим имуществом собственников помещений многоквартирного дома, распоряжаться его судьбой должны были бы не чиновники, а собственники. Согласно п. 4 ст.36 Жилищного кодекса, отдать общее имущество в пользование можно только по решению общего собрания собственников.
В наше время находится немало желающих арендовать подвалы и чердаки. Случается, чиновники идут навстречу таким арендаторам, с готовностью «забывая» о правах на это имущество собственников помещений в многоквартирном доме. Иногда подвалы используют в своих целях ДЕЗы, также не согласовывая этот вопрос с собственниками.
Отстаивать права собственникам необходимо в судебном порядке, добиваясь отмены распоряжений местных органов о сдаче подвалов или чердаков в аренду. При этом необходимо доказывать, что в подвалах проходят инженерные коммуникации, необходимые для обслуживания более одного собственника. Для этого подойдут техническая документация на дом и заключения организации, обслуживающей дом (например, ДЕЗа).