Новый центр Москвы спасет старый
Кто же сомневается: столице нужен новый центр. Высотки «Москва-Сити» уже наступают на старую застройку — квартал «Камушки». Как будет проходить переселение жителей, что появится на месте снесенного квартала? Ответить на эти вопросы мы попросили депутата городской Думы, председателя профильной комиссии Михаила Москвина-Тарханова.
Кто же сомневается: столице нужен новый центр. Высотки «Москва-Сити» уже наступают на старую застройку. Недавно Мосгордума приняла в первом чтении проект закона «О Городской адресной программе развития застроенной территории квартала № 804 «Камушки» Пресненского района города Москвы на 2008-2013 годы». И на заседании Комиссии по перспективному развитию и градостроительству, и на пленарном заседании Думы было много вопросов: как будет проходить переселение жителей, что появится на месте снесенного квартала?
Ответить на эти вопросы мы попросили депутата городской Думы, председателя профильной комиссии Михаила Москвина-Тарханова.
Спасаем исторический центр
– Действительно, принято решение о реконструкции квартала «Камушки», где будет часть новой, уже смешанной застройки – жилой и деловой зон «Большого Сити».
«Камушки» – это небольшая территория, находящаяся в пределах Центрального округа, дальше идут Звенигородское шоссе, кварталы, прилегающие к Ваганьковскому кладбищу. Там тоже потребуется реконструкция. Ведь «Камушки» – это граница между центром старым и центром новым.
Формирование нового центра столицы – общегородская задача, создадим его – спасем центр старый, исторический. Туда уедут офисы, банки, московское правительство, городская Дума, федеральный парламентский центр. Там будут площади, сады, торговые и развлекательные центры. Появится и большая жилая застройка – в частности, ближе к Филевскому парку и Хорошевским улицам. Обсуждается строительство православного храма по законам современной архитектуры.
Немного истории
– С чего все начиналось?
– Что Москве нужен новый центр, стало ясно еще в 1994 году. Исторический центр был перенасыщен офисами, машинами, коммерческие структуры стремились обосноваться здесь. Становилось понятно, что тут жить невозможно.
В то время меня только избрали депутатом городской Думы, и я получил приглашение принять участие в работе совета по реконструкции центра. Стали думать, что делать? Как разгрузить центр? Что ж, начал смотреть документы и обнаружил: с подобной проблемой сталкивались многие города. В Лос-Анджелесе тоже есть старый и новый центры, правда, находятся они далеко друг от друга. В Париже – деловой район Дефанс, в Лондоне – Доклэнд. Родилась идея: ранее задуманный мэром комплекс «Москва-Сити» – ведь это и есть ядро нового центра! Находится он достаточно близко от центра исторического, всего в четырех километрах от Кремля. Рядом – громадные промзоны, можно развернуть большое строительство. А выгодное местоположение позволит его быстро окупить, что для инвестора очень выгодно. Начали работать над нормативной базой. Я постоянно был ретранслятором идеи: это не просто проект делового центра, это новый центр Москвы.
Над проектом «Москва-Сити» работало много специалистов. Начинали вместе со знаменитым Райхманом, затем проектные решения предлагали швейцарцы. В рабочую группу вошли Борис Тхор, Ирина Гааза, Валерий Силин. Люди взялись за интересный, но очень сложный, немыслимый проект. Тогда ОАО «Москва-Сити» возглавлял известный строитель Валерий Силин. Он и сегодня руководит Управлением экспериментальной застройки. А всю административную, экономическую работу вела Ирина Гааза. Первые годы работу направлял Иосиф Орджоникидзе и курировал Юрий Лужков, также подключился Владимир Ресин. Меня включили в наблюдательный совет. От городской Думы помогали депутаты Ирина Рукина и Александр Крутов.
О тех специалистах, которые стояли вначале, сейчас стали забывать. Теперь там новые люди. Это естественная смена поколений. Еще восемь лет назад на месте, где сейчас стоят высотки, почти ничего не было. Теперь здесь – целый маленький Манхеттен.
Пришел черед жилых кварталов
– Когда встал вопрос о реконструкции жилых кварталов?
– Проект реконструкции «Камушек» рассматривали еще в 1994 году, возвращались к этому в 2000 и 2002 годах. Обсуждение идет лет тринадцать-четырнадцать. В нынешней программе есть список домов, подлежащих сносу. В нем указаны жилые дома по улице Антонова-Овсеенко, 1-му и 2-му Красногвардейским и Шмитовскому проездам.
– Будет ли этот перечень меняться?
– Думаю, что нет.
– Главный вопрос, волнующий, разумеется, жителей этих домов, – как будут отселять?
– Только на основании закона города Москвы, предоставляя жилье в пределах Центрального административного округа. Если житель захочет каким-то образом улучшить свои жилищные условия, он может подать заявление: не хочу оставаться в этом районе, дайте мне комфортабельную квартиру большего размера, с хорошей планировкой в другом месте. Такое решение возможно. Но у жителей есть большое желание остаться не просто в ЦАО, а на территории Пресненского района. Там, где живут сейчас. Эти пожелания будут в значительной степени учитываться. Но переселение в центре – это не совсем то же, что переселять из центра, например в Бутово. Один не хочет на Таганку, желает на Якиманку. Другой – еще куда-нибудь. Тем не менее, жители понимают: они переезжают из устаревших морально и физически, запущенных домов в новые квартиры с комфортной планировкой, в облагороженную зону, вблизи нового или старого центра.
– Сколько площади потребуется для переселения?
– Площади нужно в полтора раза больше, чем жители занимают сейчас. Около 112 тыс. кв. метров. Собственников будут переселять, примерно метр в метр, а не собственников – по нормам предоставления. Собираемся использовать коэффициент 1,5. Практически все улучшат свои жилищные условия.
Дома в «Камушках» очень низкого качества. В основном пятиэтажки. Сам район не благоустроенный, жалкий. Такого не должно быть в Москве, тем более рядом с новым центром.
Скупой платит дважды
Сейчас проходят встречи с жителями. Они вправе ставить условия – не беспредельно высокие, но разумные. Сторонам надо идти навстречу друг другу. Люди не должны уйти обиженными. Они должны остаться довольны новыми квартирами. Порадоваться, как удачно решили свои проблемы. Если это произойдет, то в следующем районе нас будут ждать не с плакатами, а с чемоданами и вопросом: «Когда переезжаем?» Все это я пытаюсь объяснить инвесторам: скупой платит дважды. Не скупитесь! Вы решаете крупнейшую городскую проблему. Должны жителям предлагать взаимовыгодные условия, соглашаться с их предложениями. Но и никаких чрезмерных требований быть не должно.
– На какие деньги предполагается вести строительство?
– На внебюджетные средства. Но возникает опасение – будет ли у инвестора нужное количество средств, чтобы приобрести у города жилье для стартового расселения первого потока жителей. Чтобы создать стартовую волну, потребуется около 48 тыс. кв. метров жилья, то есть примерно 45 процентов от всей необходимой площади. Если инвестор сильный, может, и не нужно будет бюджетное финансирование. Но необходим огромный инвестиционный заряд. Мы прикидываем, сколько фирм могут за это дело взяться. Знаю 5-6, которые вытянут такой колоссальный объем. Это крупные корпорации. Среди них будет конкурс. Пусть соперничают. Объект хороший, перспективный, но трудный. И компании обязаны выделять средства, чтобы жители получили все, что должны получить.
Очень беспокоит транспорт. Как сделать, чтобы транспортное движение было нормальным – и во время строительства, и после его окончания, чтобы не было пробок. Думаем и над этой проблемой.
– Депутатов интересовало соотношение жилых и нежилых помещений в новом районе.
– По мнению градостроителей, жилых помещений должно быть 200 тыс. кв. метров, а нежилых – 300 тыс. кв. метров. Возникает вопрос: а нужно ли такое соотношение? Следует еще раз внимательно изучить эти цифры. Я даже предлагал записать в постановлении – не менее 200 тыс.кв. метров жилья, с общим объемом – 400-500. Чтобы можно было пропорцию жилых помещений не сдвигать вниз, а только увеличивать по мере необходимости. Мне кажется, в районе должно быть больше жилья.
Сейчас идут всякие согласования. Мы собираем поправки ко второму чтению документа. Посмотрим новый вариант, и через некоторое время примем закон.
О нашем собеседнике
Михаил Иванович Москвин-Тарханов родился в семье актеров МХАТа. После окончания Московского государственного университета им. Ломоносова работал в Институте молекулярной биологии АН СССР и в Институте развития Москвы.
В 1990 году москвичи выбрали его депутатом Фрунзенского райсовета столицы. С 1993 года – депутат Мосгордумы. Получил второе высшее образование юриста. Кандидат юридических наук.
Женат, имеет троих детей.