Московские дети
Недавно принятая столичным правительством программа «Московские дети» на 2008-2017 годы должна превратить российскую столицу в «город, доброжелательный к детям». Таким образом, Москва присоединилась к одноименной инициативе Детского фонда ООН ЮНИСЕФ.
Единственное чадо
Бэби-бум в Первопрестольной породил массу радужных надежд и прогнозов в СМИ. И все же специалисты обнадеживать не торопятся. Напротив, фиксируют снижение ценности многодетности для общественного сознания москвичей. Социальной нормой в городе остается однодетность – 55 процентов московских детей являются единственным ребенком в семье. Однако чтобы не произошло убыли населения, семейный состав москвичей должен более чем на 50 процентов состоять из семей с тремя и более детьми, говорят специалисты.
Для изменения ситуации город делает немало. В 2007 году число многодетных семей увеличилось на 1813. Но для мегаполиса – это капля в море.
В десятку
25 марта 2008 года подписано постановление № 195-ПП «О Стратегии Правительства Москвы по реализации государственной политики в интересах детей «Московские дети» на 2008-2017 гг.». Надо сказать, что Стратегия, хотя это и документ, которому не возбраняется быть декларативным, приятно удивляет насыщенностью и конкретикой. Не говоря уже о том, что написан он человеческим языком и в отличие от типичных своих собратьев лишен чиновничьих штампов – его будет легко и интересно прочесть любому москвичу.
В Стратегии определены десять главных направлений, по которым город намерен вести «наступление». Перечислим их полностью: демографическая политика, дружественная к детям; укрепление здоровья подрастающего поколения; поддержка семей с детьми и забота о семейном устройстве всех детей; адресная поддержка детей-инвалидов и их семей; открытая образовательная политика, направленная на развитие потенциала всех детей; участие детей в культурной жизни города; участие детей в принятии решений, касающихся их жизни в семье, школе, обществе и государстве; обеспечение доступа к достижениям научно-технического прогресса и информационным технологиям для всех детей; обеспечение прав и интересов детей в городской инфраструктуре и природной среде; поддержка детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
Так записано в документе. И по каждому направлению выделяются цель, задачи и измеряемые индикаторы их достижения. Индикаторы (в частности, их числовые значения), а также мероприятия будут уточнены и дополнены как в начальный период осуществления Стратегии, так и в ходе ее выполнения. На основании задач и мероприятий Стратегии могут разрабатываться городские целевые комплексные программы.
Не надо жертв
«Нет детей «второго сорта», – записано в документе. – Особое внимание должно быть сосредоточено на наиболее уязвимых группах детей – инвалидах и детях, оставшихся без попечения родителей, безнадзорных и беспризорных, подвергающихся эксплуатации и жестокому обращению, вступивших в конфликт с законом».
Помощь должна быть адресной. А чтобы не возникало разночтений, которыми иной раз любят воспользоваться чиновники, уточняется, какие дети относятся к детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации:
– дети, проживающие в социально неблагополучных семьях и фактически лишенные необходимого попечения со стороны родителей;
– дети, родители которых находятся в стадии лишения родительских прав;
– беспризорные и безнадзорные дети;
– дети, на протяжении длительного времени без уважительных причин не посещающие образовательные учреждения; дети, подвергающиеся насилию и/или сексуальным домогательствам в семье;
– несовершеннолетние, подвергающиеся сексуальной эксплуатации, вовлеченные в занятия проституцией, порноиндустрию;
– ВИЧ-инфицированные дети;
– дети-сироты;
– дети, подвергающиеся трудовой эксплуатации, вовлеченные в занятия попрошайничеством;
– дети, попавшие в алкогольную и наркотическую зависимость;
– несовершеннолетние, участвующие в деятельности преступных сообществ, подростковых и молодежных банд, экстремистских группировок.
«Все представители указанных категорий – жертвы невнимания, равнодушия и/или преступных посягательств взрослых. Они лишены необходимых каждому ребенку условий жизни и развития и рискуют пополнить собой ряды асоциальных, общественно опасных групп населения (или уже фактически находятся в этих рядах)», – так записано в документе.
Умный интернационал
Принципиальную роль в обеспечении доступности качественного образования играет программа строительства новых образовательных учреждений. Ежегодно в столице вводится в эксплуатацию около 20 школьных зданий. Необходимым условием образования является обеспеченность школ и гимназий учебным оборудованием, средствами информационных и коммуникационных технологий. Принципиальную роль здесь играет программа, принятая правительством Москвы еще в 2000 году. Именно она помогла ликвидировать кризис с учебным оборудованием, создавшийся к концу 90-х.
Москва – город многонациональный, и правительство столицы уделяет внимание образованию и социально-культурной адаптации детей-мигрантов. Нынче в образовательных учреждениях Москвы обучается, по самым скромным оценкам, 25 тыс. таких детей.
В целях создания условий для их интеграции в образовательную среду города работают 243 группы по изучению русского языка на базе 152 образовательных учреждений всех столичных округов. В этих группах занимается около трех тысяч мальчишек и девчонок. Организована подготовка учителей русского языка для работы с детьми-мигрантами; составлены методические рекомендации по обучению ребят, не владеющих или слабо владеющих русским языком; подготовлено к изданию пособие «Учимся говорить по-русски» для учащихся начальных классов.
Как надеются столичные власти, Москва будет «городом, безопасным и удобным для всех детей». Городом, в котором обеспечен «беспрепятственный доступ ко всем услугам и возможностям столичного мегаполиса».