Как платить будем?
Стало традицией накануне профессионального праздника собирать представителей этой отрасли из всех уголков страны, подводить итоги года минувшего, сообща строить планы.
В числе основных проблем реформирования жилищно-коммунального хозяйства, решением которых предстоит заняться в нынешнем году, участники обсудили самую больную для коммунальщиков и самую болезненную для населения – тарифы. Куда подует ветер: в сторону интересов граждан или производителей услуг?
Камуфляж для ГУПа
Сергей Круглик, заместитель министра регионального развития РФ:
– Почти в 80 процентах регионов страны население рассчитывается за жилищно-коммунальные услуги в полном объеме. Однако, говоря об оптимизации системы оплаты, мы подразумевали не просто переход на стопроцентный уровень. Речь шла о том, чтобы предоставляемая услуга была выгодна производителям и доступна потребителям. Пока же цену поднимают, ничего не предпринимая для повышения качества услуг.
Тарифы однозначно зависят от ситуации на рынке ЖКХ. По сей день вхождение в эту отрасль бизнес-структур тормозит сектор социальной защиты. Речь идет о переводе субсидий на адресные лицевые счета граждан. В 14 субъектах РФ эту систему внедрили, в остальных – все по-старому. А, значит, ни о каком выравнивании условий для всех участников рынка речи быть не может.
Перекрестное субсидирование – это мутная вода, которая «льется» на руку естественным и локальным монополиям.
Доля субсидированного населения в стране снизилась с 15 процентов в прошлом году до 10,4 процента – в нынешнем. Это говорит о том, что доходы населения растут гораздо быстрее стоимости услуг, в том числе, и жилищных.
Демонополизация… Цифры красивые: в производстве воды, тепла занято 75 процентов частных организаций, 95 процентов частных компаний управляют жильем. На деле – это закамуфлированные ГУПы и МУПы, переименованные в акционерные общества, акции которых полностью принадлежат либо муниципалитетам, либо государству. Это нежелание отпустить из-под власти муниципальные предприятия, которые занимаются одним из самых рыночных секторов – обслуживанием жилья, управлением недвижимостью.
Несомненно, регулирование тарифов должно происходить на территориальном уровне. Мы ограничили их рост: в прошлом году до 18 процентов, в нынешнем – до 15. Но отпустили цены на газ и электроэнергию. Это поставило предприятия ЖКХ в неравные условия. Нужно на федеральном уровне определиться с тарифной политикой, в рамках которой соблюсти баланс интересов естественных монополий, предприятий ЖКХ и потребителей. Если этого не произойдет, мы никогда не выйдем на нормальный рынок.
Обоснуй. Если сможешь…
Олег Толкачев, председатель комиссии Совета Федерации РФ по жилищной политике и ЖКХ:
– Безусловно, полномочия в области тарифного регулирования должны быть переданы местному самоуправлению. Для этого нужно создать регулирующий орган в каждом муниципальном образовании. Однако многие из них столкнутся с проблемой наличия специалистов, способных проверить обоснованность производственных программ коммунальных предприятий и правильного расчета тарифов. Нужно на федеральном уровне утвердить правила регулирования тарифов и надбавок на услуги организаций ЖКХ. В них предусмотреть обязательные требования к составу производственных, инвестиционных программ, их обоснованности. Без этого не решить проблему «политизированности» установления тарифов.
Практика показывает, что часто этот вопрос становится инструментом для достижения политической цели глав местного самоуправления, депутатского корпуса. Принимаются популистские решения, в результате предприятия коммунального комплекса не получают достаточных для нормальной работы финансов и ухудшают качество снабжения коммунальными услугами.
Сдерживание тарифов также не дает им возможности реализовать инвестиционные программы.
Не мешать!
Владимир Ефимов, начальник управления контроля ЖКХ, строительства и природных ресурсов Федеральной антимонопольной службы:
– После очередного ежегодного повышения тарифов к нам поступает масса обращений граждан с просьбой разъяснить: за что они стали платить на 20-30 процентов больше и почему. Это объясняется тем, что система тарифообразования «засекречена» для населения. Сейчас готовится законопроект, который предусматривает раскрытие информации о тарифообразовании в отношении естественных монополистов. Это позволит гражданам разобраться, сколько и за что они платят.
Что касается цен на жилищные услуги, то их прозрачности могут добиться и сами граждане – Жилищный кодекс РФ дал право на собрании определять перечень и стоимость услуг.
Цена таких услуг будет во многом зависеть от конкуренции на рынке управления многоквартирными домами. В этой сфере она возможна уже не только за вход на рынок, но и на самом рынке между управляющими организациями.
К сожалению, процесс развития конкуренции в сфере управления жильем сдерживается. На год был перенесен срок проведения конкурсов по выбору управляющих компаний. Органы местного самоуправления провели всего 252 конкурса, тогда как их понадобится 7,5 тысячи с учетом общего количества не определившихся домов. Если до 1 мая 2008 года где-то не начнут конкурсную процедуру, ФАС вправе возбуждать дела об антимонопольном расследовании и выдавать предписания о необходимости проведения конкурсов. Ведь в этом случае бездействие ведет к ограничению конкуренции на рынке.
К сожалению, органы местного самоуправления нередко дезинформируют население, заявляя о том, что в результате конкурса придет управляющая компания, взявшаяся неизвестно откуда, соберет деньги и – поминай, как звали. Но это не так. Законом разработан механизм обеспечения выполнения обязательств по договору управления, дан перечень всех работ и услуг, их стоимость, предусмотрена ответственность для защиты средств граждан. Чем меньше государство будет вмешиваться в управление многоквартирными домами, тем быстрее мы получим качественные услуги и конкурентный рынок.