Мужу метров пожалели
Когда гражданин В. попробовал было вселиться в квартиру жены, которую та занимала по договору социального найма, ему в этом отказали. Тогда он обратился в Верховный суд РФ с заявлением – признать частично недействующими некоторые пункты Типового договора социального найма жилого помещения (п. 8в постановления правительства РФ от 21 мая 2005 года № 315) и Правил пользования жилыми помещениями (п. 9а постановления правительства РФ от 21 января 2006 года № 25). Верховный суд РФ его требования частично удовлетворил (решение № ГКПИ07-1022 от 16 января 2008 г.).
В подобной ситуации могут оказаться многие. Поэтому попробуем разобраться, в чем «разошлись» эти документы с действующим законодательством.
Пункт 8в Типового договора предусматривает, что наймодатель вправе запретить вселение в жилое помещение граждан в качестве проживающих вместе с нанимателем членов семьи, если после этого общая площадь на одного члена семьи станет меньше учетной нормы. По пункту 9а Правил нанимателю можно вселять иных лиц в качестве пользователей жилым помещением. Но по письменному согласию членов семьи нанимателя, в том числе временно отсутствующих, и наймодателя. На вселение к родителям их несовершеннолетних детей этого не требуется.
Из-за этих пунктов В. не смог вселиться к супруге в квартиру, которую она занимала по договору социального найма.
На суде представитель правительства РФ заявил, что оспариваемые нормы вполне отвечают положениям ст. 70 Жилищного кодекса РФ и ст. 679 Гражданского кодекса РФ. В них предполагается получение согласия наймодателя (собственника) на вселение в жилое помещение других граждан. И выражается оно в решении о внесении изменений в договор социального найма. Письменное согласие наймодателя на вселение супруга, детей и родителей требуется в случае, если общая площадь жилого помещения на одного члена семьи окажется меньше учетной нормы.
Суд проверил, насколько эти нормы соответствуют другим нормативным правовым актам, регулирующим жилищные отношения, а, значит, имеющим большую юридическую силу. Вывод – пункт 9а Правил противоречит Жилищному кодексу РФ и нарушает жилищные права граждан, в том числе заявителя.
По ст. 70, ч. 1 Жилищного кодекса РФ наниматель вправе вселить супруга, детей и родителей с письменного согласия членов семьи, в том числе временно отсутствующих, и наймодателя – других граждан в качестве проживающих совместно с ним членов своей семьи. Наймодатель может отказать в случае, если после вселения общая площадь соответствующего жилого помещения на одного члена семьи составит менее учетной нормы. На вселение к родителям их несовершеннолетних детей не требуется ни согласие членов семьи, ни города.
Иными словами, законодатель, определяя право нанимателя на вселение других граждан в качестве членов своей семьи, разграничил их на две категории: супруг, дети, родители и другие граждане. Для каждой из этих категорий установлены различные условия вселения: согласие наймодателя в письменной форме требуется, и он наделен правом запретить вселение, если общая площадь на каждого человека составит менее учетной нормы, только при вселении граждан в качестве проживающих совместно с нанимателем членов его семьи. Право на вселение своего супруга, своих детей и родителей не поставлено в зависимость от согласия города и не ограничено требованием о соблюдении учетной нормы общей площади.
Ссылка представителя правительства РФ на уведомительный характер согласия наймодателя не основана на нормах указанного Жилищного кодекса РФ. Ведь согласие, по своей сути, является разрешением, допускающим отрицательный ответ на заявленную просьбу. Изменения в договоре социального найма выражаются лишь в указании в нем нового члена семьи нанимателя.
Эта норма не требует согласия наймодателя и на изменение договора социального найма и не наделяет его правом запретить включение в договор новых членов семьи. Ему предписано лишь отразить в договоре сам факт вселения в жилое помещение нового члена семьи, оформив возникшие в связи с этим отношения.
Ссылка на ст. 679 Гражданского кодекса РФ, регламентирующую условия вселения граждан, постоянно проживающих с нанимателем, ошибочна. Их можно было бы применять, если бы иное не было предусмотрено жилищным законодательством. А им-то как раз установлены иные условия. Поэтому руководствоваться чиновники должны Жилищным кодексом РФ.
Суд пришел к выводу: пункт 9а Правил требует письменное согласие наймодателя на вселение всех членов семьи нанимателя, не делая исключения для его супруга, детей и родителей. Чем ограничивает право нанимателя, установленное ст. 70, ч. 1 Жилищного кодекса РФ – в ней нет подобного условия для вселения этой категории членов семьи. Поэтому такая норма Правил признана недействующей и не подлежит применению со дня вступления судебного решения в законную силу – то есть с 16 января 2008 года.
Что же касается пункта 8в Типового договора, то суд не нашел в нем никаких противоречий с жилищным законодательством. Из него следует, что наймодатель вправе запретить вселение граждан в качестве проживающих совместно с ним членов семьи в случае, если после этого общая площадь жилого помещения на одного члена семьи станет меньше учетной нормы. В действительности же смысл этой нормы должен определяться терминологией Жилищного кодекса РФ для обозначения двух различных категорий членов семьи нанимателя. Она наделяет наймодателя правом запрета на вселение в отношении только одной категории членов семьи нанимателя – граждан в качестве проживающих совместно с ним членов его семьи – и не распространяется на случаи вселения нанимателем своего супруга, своих детей и родителей.