04:57:22
22 ноября 2024 г.

Фондом горю не поможешь

ЖКХОбщественность, федеральные и региональные органы власти, независимые эксперты, бизнесмены обсуждают проблемы, возникающие при реализации Жилищного кодекса. Дела могли бы продвигаться куда успешнее, если бы власти внимательнее прислушивались к мнению профсоюзов. Так считает председатель Общероссийского профсоюза работников жизнеобеспечения Александр Василевский.

Лукавая статистика

– Александр Дмитриевич, а при чем здесь профсоюз? Вроде реформы – не ваша стихия…

– Хозяевам предприятий нужно, чтобы люди больше работали и меньше получали. Мы же ратуем за то, чтобы человек хорошо работал и получал достойную зарплату. Исходя из этих задач, немного по-другому видим те преобразования, которые происходят в ЖКХ. Практика показала, что невнимание властей к нашим предложениям приводит к потере времени в достижении целей, заявленных в национальных проектах.

До принятия программы «Жилище» мы настаивали на изменениях жилищного законодательства, на разработке отдельных подпрограмм по социальному жилью, капитальному ремонту жилищного фонда, переселению граждан из аварийного и ветхого жилья. Предлагали усилить роль государства при их реализации. Вообще эти проблемы обсуждались с правительством РФ еще в начале реформ. Даже был подписан совместный документ с Борисом Немцовым. Мы повторили все еще раз на Российской трехсторонней комиссии перед принятием новой редакции программы «Жилище» в 2005 году. Однако государственную поддержку наши предложения получили только в нынешнем году на заседании Госсовета в Казани, некоторые из них легли в основу поручений президента России. А ведь к решению этих задач можно было приступить гораздо раньше.

– Но ведь с самых высоких трибун заявляют об успешной реализации жилищного нацпроекта!

– Да, достижения налицо. Однако никто из государственных представителей так и не смог ответить на простые, но очень важные вопросы. Например, о том, сколько же граждан (семей) в отчетном году или за весь период реализации нацпроекта смогли улучшить жилищные условия? Какое количество построенных, модернизированных объектов ЖКХ принято в эксплуатацию? Какое количество участков, обеспеченных коммунальной инфраструктурой, подготовлено для жилищного строительства? Стало ли жилье доступнее по сравнению с предыдущим годом?

Значительные объемы ипотечных кредитов и построенного жилья мало о чем говорят. Ведь кредиты и квадратные метры достались небольшому числу богатых людей. Известно, что некоторые кредитные организации просто скупили недвижимость и заморозили ее «до лучших времен». Количество очередников не стало меньше. Из всего объема введенного жилья в 2006 году около 60 процентов построено хозяйственным способом (индивидуальными застройщиками за счет собственных и заемных средств). Большинство этих застройщиков вряд ли знают что-либо о национальном жилищном проекте, а львиная доля многоэтажного строительства (около 20 млн. кв. метров) сосредоточена всего в четырех-пяти субъектах Российской Федерации: Москве, Московской области, Краснодарском крае, Санкт-Петербурге, Татарстане. А как же остальная Россия?

Если рассмотреть эту проблему в масштабах страны, то показатель объемов строительства на одного человека в год (0,35 кв. метра) в России окажется одним из самых низких среди развитых стран мира. Китай, например, строит больше одного кв. метра на человека.

«Черные дыры» ЖКХ

– Тем не менее, получают квартиры очередники, молодые семьи…

– Как выяснилось, выделенных в прошлом году бюджетных средств оказалось недостаточно для выполнения плановых показателей по решению жилищных проблем граждан, перед которыми государство имеет давнишние обязательства, – оно не поспевает за постоянно возрастающей стоимостью жилья.

По официальным данным, до 2010 года по жилищным сертификатам нужно обеспечить квартирами 132 тысячи семей. За прошедший год новоселье справили только 21,2 тысячи семей. Получили субсидии для улучшения жилищных условий 21,4 тысячи молодых семей, это примерно 80 процентов от плана. Причем правила постановки на учет неоднократно менялись. Это привело к сокращению числа нуждающихся в улучшении жилищных условий с 4,5 млн. человек на старте программы «Жилище» до 3,2 млн. человек сейчас. Усложнился порядок получения жилья, зато улучшилась статистика.

Мы не раз обращали внимание разработчиков программы, руководителей ведомств, ответственных за ее реализацию, на необходимость существенного увеличения объемов строительства социального жилья – до 40 процентов от общего объема. При этом должна решаться проблема, прежде всего, очередников.

– Что, по-вашему, должно делать государство?

– Оно обязано принять меры для удешевления жилья, помогать малообеспеченным гражданам. Норма прибыли строителей не должна зашкаливать. Резко повышает цену жилья импортное оборудование и материалы. Нужно на порядок снизить плату за подключение новостроек к электросетям и коммуникациям. Сегодня в Москве подключение 1 кВт стоит 40–54 тысячи рублей. А «взяткоемкость» земельных участков, по оценкам некоторых экспертов, составляет до 30 процентов стоимости новостройки.

Образован федеральный Фонд содействия реформированию ЖКХ, который призван до 1 января 2012 года завершить реформу жилищно-коммунального хозяйства. На эти цели выделены огромные средства, но их недостаточно. Это всего лишь 10 процентов от необходимого. Мы вместе с учеными подсчитали: обязательства государства только по капремонту и переселению граждан из аварийного жилья составляют около трех трлн. рублей, при этом остальные проблемы ЖКХ остаются без должного внимания государства.

– Вы имеете в виду «черные дыры» ЖКХ?

– Именно! Износ основных фондов составляет 50–70 процентов. Аварийность на объектах ЖКХ, техногенные катастрофы уже рассматривается как угроза национальной безопасности. Средства, выделенные государством на развитие жилищно-коммунального комплекса, используются нерационально.

В текущем году для федеральной целевой программы модернизации объектов коммунальной инфраструктуры предусмотрено финансирование в объеме пяти млрд. рублей, включено в план 240 объектов. К настоящему времени в той или иной степени готово только 90 объектов, или 37 процентов от плана. Фактическая потребность в срочной замене тепловых, канализационных, водопроводных сетей исчисляется многими тысячами километров. 200 тысяч лифтов – примерно половину всего лифтового хозяйства России – уже надо заменять. А вообще, чтобы навести порядок в ЖКХ России, нужно 10–15 трлн. рублей.

Найти и… обанкротить

– Как оцениваете условия, которые необходимо выполнить для того, чтобы получить деньги из этого Фонда?

– Они приемлемы лишь для 10–15 субъектов РФ. Для большей части населения деньги Фонда будут просто недоступны. Собственникам придется добавить не менее пяти процентов от сметы на ремонт дома. Откуда у учителей, врачей, которые живут вне крупных регионов, такие деньги?

Стартовая помощь возможна только при наличии в регионах не менее десяти процентов ТСЖ. Как это условие можно выполнить в каком-нибудь захолустном городке, когда даже в Москве – самом продвинутом российском субъекте – 70 процентов населения проголосовало не за ТСЖ, а за ДЕЗы? Не говорю о новых домах – бедных там нет. Речь идет о тех домах, где на 95 процентов живут простые люди.

Еще условие. Массовая приватизация объектов ЖКХ – до 80 процентов. Такого нет ни в одной стране. Даже в Англии и Чили, где приватизация была самой жесткой.

Объекты, которые должны находиться в муниципальной собственности, как во всем мире, не только передаются в частную собственность, но часто и перепрофилируются. Примеров не счесть. Четыре года бьемся за закон о финансовом оздоровлении наших предприятий. Конечно, проще их обанкротить, сделать нищими, легче будет скупать.

Тарифная политика в стране двуликая. Когда повышаются цены на газ, мазут, электроэнергию – это рынок, когда просят поднять тарифы коммунальщики – 17 процентов и точка. Если государство берется регулировать тарифы, оно должно компенсировать коммуналке затраты, другого же варианта никто не придумал.

– Значит, Фондом горю не поможешь?

– Декларированием цели делу не поможешь точно. Пора предпринимать реальные шаги. Надо создать структуры, аналогичные бывшим строительным трестам. Сегодня есть деньги, а кто будет делать капремонт на местах? В Москве, Санкт-Петербурге, в других крупных городах разберутся, а в остальной России?

ПТУ разогнали, выпускники строительных институтов бегут из нашей отрасли. Профессии в ЖКХ непрестижные, малооплачиваемые. Реализация Жилищного кодекса и национальных проектов во многом затруднена из-за недостаточной квалификации кадров, занимающихся этой деятельностью.

Беседовала Лилия Позднякова

О нашем собеседнике

Александр Дмитриевич Василевский в 1974 году окончил Московский технологический институт по специальности инженер-механик. После службы в армии работал учебным мастером, инженером, председателем профкома, секретарем парткома. С 1987 года – председатель Московского областного комитета профсоюза рабочих местной промышленности и коммунально-бытовых предприятий. С 1990-го – председатель Общероссийского профсоюза рабочих местной промышленности и коммунально-бытовых предприятий, который с 2005 года переименован в Общероссийский профсоюз работников жизнеобеспечения. Почетный работник ЖКХ России.

Похожие записи
Квартирное облако
Аналитика Аренда Градплан Дачная жизнь Дети Домашняя экономика Доступное жильё Доходные дома Загородная недвижимость Зарубежная недвижимость Интервью Исторические заметки Конфликты Купля-продажа Махинации Метры в сети Мой двор Молодая семья Моссоцгарантия Налоги Наследство Новости округов Новостройки Обустройство Одно окно Оплата Оценка Паспортизация Переселение Подмосковье Приватизация Прогнозы Реконструкция Рента Риелторы Сад Строительство Субсидии Транспорт Управление Цены Экология Электроэнергия Юмор Юрконсультация