Откроется ли второе дыхание у программы «Государственные жилищные сертификаты»
«Имею ли право?» – «Имеете!» – «Могу?» – «Не можете!» Бородатый анекдот как нельзя лучше иллюстрирует положение наших военных, особенно когда речь заходит о жилье.Чтобы помочь бесквартирным служивым решить проблему, правительство России с 1998 года запустило программу «Государственные жилищные сертификаты» (ГЖС). Она предусматривает выделение безвозмездной денежной субсидии увольняемым военнослужащим и отставникам с тем, чтобы они смогли купить жилье в любом уголке страны. Программе придан статус президентской.
Как решается квартирный вопрос в одном из стратегических видов войск – в Военно-воздушных силах?
Хотели, как лучше
Напомню: программа ГЖС предназначена для военнослужащих, увольняемых из армии, граждан, уже уволенных с военной службы, которые должны переселиться из закрытых военных городков. Пожелав стать участником программы, человек пишет рапорт (заявление), сообщает необходимые сведения в жилищную комиссию. Она заносит соискателя в список на получение сертификата и выдает ему эту ценную бумагу.
На сертификате зафиксирована определенная сумма денег, которую ее владелец может использовать только для приобретения квартиры. С этим документом он отправляется в облюбованный им регион, регистрирует там его в администрации и начинает искать подходящий вариант жилья.
Когда формировалась концепция программы ГЖС, предполагалось в течение 5 лет в основном решить жилищную проблему военных. Но в связи с так называемым реформированием российской армии, которое сводится преимущественно к массовым сокращениям личного состава, оказалось, что сотни тысяч людей в погонах и члены их семей не могут быть обеспечены положенным по закону жильем: невозможно за короткое время построить такое количество квартир.
Выход из сложной ситуации был найден: выдавать этим людям ГЖС – финансовое обязательство государства, с помощью которого они смогут приобретать себе жилье. И тогда намеревались ежегодно выделять около 21 тысячи сертификатов. Однако из-за недофинансирования программы их обеспечили лишь на 30 процентов от намеченного первоначально числа.
Не одна у летчиков мечта…
В 1998 году, когда начала работать программа ГЖС, произошло объединение двух видов войск – ВВС и ПВО. В результате прошли большие сокращения. Поскольку лимиты на ГЖС выделяются в зависимости от списка увольняемых, ВВС было выписано наибольшее число сертификатов – 3829. Почти 80 процентов их обладателей приобрели тогда себе квартиры. В основном это были «счастливчики», получившие сертификаты до злополучного дефолта (август 1998 года).
В последующие годы количество выписанных сертификатов (и соответственно их реализация) сократилось. Скажем, в 2001 году для ВВС выписано 3184 ГЖС и куплено 2143 квартиры, или 67 процентов.
Причем, сертификатами, как правило, обеспечиваются увольняемые военнослужащие. И только около 5 процентов лимита ГЖС идет для граждан, потерявших связь с Минобороны. А это, кстати, породило другую проблему – невозможность их отселения из закрытых военных городков (повсюду в гарнизонах живет много отставников). Оттого усугубилась ситуация и с предоставлением служебного жилья молодым офицерам. Затягиваются сроки приема-передачи 79 военгородков в муниципальную собственность. А в них проживает более 8 тысяч семей как действующих, так и бывших военнослужащих.
Другая проблема – несоответствие стоимости сертификатов реальной рыночной цене жилья в регионах России. Вот примеры. В одном из дальневосточных объединений ВВС и ПВО не имеют своей крыши над головой более 3 тысяч военнослужащих. Согласно региональной цене квадратный метр стоит 11300 рублей, а в сертификат заложено лишь 10800 рублей. Людям приходится доплачивать из своих кровных, что не всем, оказывается, по силам. Потому-то из полученных на руки 536 сертификатов летчики-дальневосточники «отоварили» (на октябрь 2002 г.) всего 102.
Около трети военнослужащих ВВС и ПВО пожелали обзавестись жильем в Москве, Подмосковье, Санкт-Петербурге. Но и здесь выявилась «ценовая вилка». Так, в Московской области стоимость квадратного метра, заложенная в ГЖС, составила 11000 руб. А рынок недвижимости, допустим, в Домодедове требует за «квадрат» 390 дол., а в городе Видном – и вовсе 500 дол.
Вот данные о реализации сертификатов в одном из соединений ПВО, которые сообщила начальник группы 192 КЭЧ района Алла Зарубина. В завершившемся году на все соединение выдали 92 сертификата, из которых к началу декабря реализовано только 28. В военгородке управления соединения, дислоцирующемся в Подмосковье, проживают 258 семей пенсионеров-отставников, а выделено 18 ГЖС. На руки выдано только 4, из них лишь 2 превратились в квартиры. От остальных же сертификатов люди просто отказались из-за отсутствия собственных накоплений.
И еще одна цифра. Когда произошло объединение ВВС и ПВО, в них вместе числилось 47,5 тыс. бесквартирных. За четыре последующих года их осталось 43541.
Сверху видно все
И все же программу ГЖС надо развивать. Вот что отмечают специалисты. Первое. Строительный комплекс Минобороны заинтересован в строительстве жилья под ГЖС. Целевое перечисление средств военным строителям позволило бы возводить дома по значительно меньшей цене за квадратный метр. Второе. Нужно активнее подключать местные администрации. Возможная схема: ВВС составляют списки увольняемых военнослужащих и передают их Генеральному управляющему по «Государственным жилищным сертификатам». Его подчиненные проводят калькуляцию по регионам, после чего необходимые под ГЖС средства перечисляют в администрации. А там строят (возможно, на долевых началах) жилые дома и возвращают долю военным.
Наконец, третий момент, сдерживающий, по мнению специалистов, развитие программы ГЖС. Нигде в цивилизованных странах потенциальный продавец жилья не знает заранее о финансовых возможностях потенциального покупателя. У нас же Госстрой России – государственный заказчик программы ГЖС – заранее издает решения о том, по каким ценам военные могут купить жилье в том или ином регионе страны. И частные строительные фирмы на местах, узнав эти данные, тут же завышают цены на квартиры.
Думается, что если внести необходимые поправки в условия программы, то она действительно обретет второе дыхание.