23:30:44
11 апреля 2021 г.

Алексей Котеночкин: я вырос под «шур-шур» кальки на столе отца

В гостях у звездыВсе серии «Ну, погоди!» Алексей Котеночкин знает наизусть. Оно и понятно – ведь мультфильмы делал его отец, замечательный режиссер Вячеслав Котеночкин. Недавно Котеночкин-младший подарил зрителям две новых серии этого анимационного хита. Мультфильм воспринимается как логическое продолжение прежних серий, несмотря на то, что с момента выхода первых «Ну, погоди!» прошло более тридцати пяти лет.

Как папа печку затопил…

– Алексей, как в детстве вы относились к тому, чем занимаются родители?

– Мама была очень занятым и увлеченным человеком. Как у всякой балерины, ее день начинался рано, всегда с репетиций, а заканчивался поздно – вечерним спектаклем. Это было счастье, когда она наконец оказывалась дома, и мы все вместе куда-нибудь шли. Мама рано ушла на пенсию – в сорок девять лет. Для ее профессии это нормально.

Мир же моего отца – это письменный стол и постоянное шуршание… На столе – рисунок, сверху – лист кальки, на нем – опять рисунок. Чтобы проверить движения персонажа, верхний лист все время отворачивают и возвращают на место. Отсюда и этот звук «шур-шур-шур». Вот под такое шуршание растут дети аниматоров. Если дети идут по стопам родителей, то значит, этот «шур-шур» им понравился.

– На Звездный бульвар попали с самого рождения?

– Нет, чуть позже. Сначала у бабушки с дедушкой была девятиметровая комната в коммуналке на Таганке, где я и родился. Это время помню смутно, а вот отец много чего веселого рассказывал. Например, о том, как нам дали квартиру. Коммуналка находилась в доме, в котором был магазин «Пионер», и вот рядом построили большой элитный дом. А наш домик маленький, топили печкой. Как-то раз отец протопил ее покрышкой от автомобиля, повалил черный дым. А в роскошном доме напротив – окна настежь. Вот кто-то из высокопоставленных жильцов и позвонил в Моссовет: мол, безобразие! И наш дом быстренько расселили. По тем временам было роскошью перебраться в «хрущевский» дом на Звездном бульваре.

– В родительском доме часто бывали гости?

– Часто. Это была такая тесная компашка, собиралась часто и много лет. На машинах выезжали по Золотому кольцу, были в Питере, на Валдае. Жили в каких-то охотничьих домиках. Всегда было очень весело. Мне очень нравились такие поездки.

– Но при этом вы не стали ни заядлым рыбаком, ни охотником…

– Нет. Если вы о хобби, то люблю музыку. Огромное удовольствие для меня – поехать на Горбушку, побродить по лоткам, что-нибудь выбрать, приехать домой, распечатать целлофан, поставить и слушать. Нравятся самые разные стили, главное – чтобы музыка была хорошая.

– Говорят, у вас в прошлом году была серебряная свадьба. Как познакомились с женой?

– Под Новый год. Она приехала из другого города и попала в нашу компанию. Наутро я сделал ей предложение. Она согласилась. До свадьбы мы были знакомы три дня.

– А мне всегда казалось, что фильм «Ирония судьбы…» – это что-то из области фантастики… Алексей, а прежде чем решили пойти по стопам отца, думали заняться чем-то еще?

– В первом классе, точно помню, хотел работать в кукольном театре. Потом мечтал об игровом кино. Занимался в детских кружках и студиях, связанных с анимацией. Потом были попытки поступить во ВГИК, но вовремя понял, что он мне не светит. С тем конкурсом пройти было нереально. Стал искать варианты и нашел: после художественной школы поступил в Строгановское училище. Уже после его окончания отец предложил поработать на студии вместе с ним. Поработали. Понравилось.

– А можно чуточку подробнее?

– На нескольких фильмах работал с отцом как художник-постановщик. «Старая пластинка» по песням Утесова, «Попался, который кусался», «Котенок с улицы Лизюкова»… Последний фильм – очень забавный. Ее героем стал обычный воронежский котенок, за которым однажды устроили погоню… чудеса.

– Ну да, котенок, спасаясь от хищников, все время проводил на ветке, а каждый уважающий себя пес считал своим долгом загнать его на дерево. И однажды волшебница-ворона превратила вашего котенка в Бегемота…

– Именно! А самое замечательное, что действие происходит в реальном Воронеже на реальной улице. И в результате в Воронеже на улице Лизюкова героям нашей истории поставили памятник! Оказалось, что фильм в городе знают и любят. Вот и решили увековечить.

Болезнь есть такая…

– В свое время прочитала у Евгения Леонова в книге «Письма к сыну» строки, в которых он пишет сыну Андрею, что «знает его болезнь». Она называется «сын известного артиста». Случалось ли, что вам мешало то, что вы – сын знаменитого Котеночкина?

– В студии, где я занимался рисунком и готовился к поступлению в институт, был у нас замечательный педагог. Его спросили: «Кто из нас поступит?» – «Все могут поступить или не поступить, так как экзамен – это лотерея, – ответил он. – Но тебе, – сказал он, обращаясь ко мне, – будет труднее всех. Потому что отца знают все, а тебя никто». Эти слова оказались пророческими: чем дальше, тем больше в этом убеждаюсь. Детям знаменитых родителей все время приходится доказывать, что они что-то из себя представляют.

– Этот момент уже позади?

– Отчасти.

– А ваша дочь… Продолжит ли она династию?

– Дочь видит себя в другом, я ее в этом всячески поддерживаю. Еще в первом классе поступила в хор «Гостелерадио», много ездила с гастролями. Сейчас она профессиональная певица, солистка.

– А внук?

– Ему восемь, профессию выбирать еще рано. Пока интересуют конструкторы и машинки. Он их разбирает, смотрит, как устроены, ломает потихоньку…

Как делается мультик-пультик

– Что нужно, чтобы стать аниматором?

– Многое. Это универсальная профессия, она требует огромного количества всевозможных умений и навыков. Надо быть актером, режиссером, уметь рисовать, чувствовать движение, пластику. Надо, наконец, быть музыкальным. Когда все это сходится в одном человеке, получается аниматор.

– И как у аниматоров происходит творческий процесс?

– Как и любой другой мыслительный процесс – в голове. Это остановить невозможно. Все время что-то придумываешь, в голове все время что-то происходит, откладывается там. Когда проект запущен, начинается работа на студии. Между проектами работаешь дома. У меня, например, есть закуточек такой с удобным столом и компьютером.

Процесс рождения фильма необъясним. Фильм начинается с хорошего сценария. Мне, режиссеру, попадает в руки текст. Если читаю его и начинаю видеть в голове кино – значит, сошлось, сценарий годится, фильм получится. Это означает, что можно начинать работать. Если читаю и не вижу ничего, значит – либо со сценарием что-то не так, либо – просто не мое.

– Скажите, Алексей, а любите ли вы… Москву?

– Люблю, но, к сожалению, та Москва, в которой сейчас живу, сильно отличается от города, в котором родился и взрослел. Иногда идешь по улицам и абсолютно не узнаешь их. Мне не нравится новая архитектура, подмена реставрации новоделами, когда сносят здание XIX века и вместо него возводят бетонное, якобы напоминающее снесенное. А эти старые домики, заборы, дворики и создавали неповторимый московский колорит. Например, отлично помню район Таганки, так как там жили бабушка с дедушкой, – с узенькими тротуарами, тумбами, которые когда-то мешали извозчикам срезать углы. Все это исчезло, а если что-то и осталось, то такая редкость. Много лет являюсь подписчиком сайта, посвященного Москве, где опубликованы старые фотографии. Есть снимки кварталов, улиц, которые невозможно узнать: от них ничего не осталось. Этого нам никогда не возродить. Город, который я любил, увы, постепенно исчезает. Возникает нечто новое. Не знаю, хорошо ли это или плохо. Мой город остался в 70-х, 80-х годах прошлого века…

– Каковы ближайшие планы?

– Когда о проекте говоришь заранее, он не получается. Главная задача – найти денег на проект, чем мы все, собственно, и занимаемся последние годы. Идей много, есть профессиональный коллектив, который «бьет копытом» и «рвется в бой». Если найдем финансирование, приступим к работе. Это может быть и продолжение «Ну, погоди!», и другие интересные проекты. Кстати, раньше одна серия «Ну, погоди!» делалась девять месяцев. Две последние серии – 19-ю и 20-ю – мы сделали за год.

– В какой технике предпочитаете работать?

– Это традиционная классическая рисованная анимация. Все делается вручную. Для десятиминутного фильма в среднем – это 15 000 рисунков. Их надо еще нарисовать.

– А почему не куклы или что-то еще?

– Автор выбирает тот метод, который более всего подходит для реализации его замысла. Но этот момент не должен волновать зрителя. Зритель должен смотреть на экран и видеть жизнь, любовь, смерть – полностью отдаваться происходящему.

«Братки» – не наши герои

– На ваш взгляд, есть ли у современной анимации какие-то серьезные проблемы?

– Это проблема кадров. На разных проектах в разных студиях работают одни и те же люди. В классической анимации, которой я занимаюсь, осталось очень мало профессионалов. Старое поколение мастеров уже на пенсии или, увы, ушли… Те, кто что-то умеет делать, – их единицы, они нарасхват. Часть специалистов уехала за рубеж. Теоретически их можно собрать (я, кстати, пошел по этому пути), устное согласие получено, но теперь нужно оплатить их достойное пребывание здесь, найти средства…

– В игровом кино сейчас обсуждается тема: каков он, герой нашего времени? В анимации есть такой герой?

– Анимация – отдельный мир, производителей этой продукции мало волнует сегодняшняя жизнь. Потому что анимация – тяжелейший и долгий труд. Согласитесь, было бы странно, если кто-то возжелал бы отразить – путем многолетнего труда – «разборки» одного «братка» с другим. В телевизионном сериале, когда серию снимают за пять часов, – можно поговорить и про «братков». А когда десять минут экранного времени делают два года, извините, хочется оставить на экране что-то более приятное, доброе и вечное.

Eлена Булова

Похожие записи
Квартирное облако
Аналитика Аренда Градплан Дачная жизнь Дети Домашняя экономика Доступное жильё Доходные дома Загородная недвижимость Зарубежная недвижимость Интервью Исторические заметки Конфликты Купля-продажа Махинации Метры в сети Мой двор Молодая семья Моссоцгарантия Налоги Наследство Новости округов Новостройки Обустройство Одно окно Оплата Оценка Паспортизация Переселение Подмосковье Приватизация Прогнозы Реконструкция Рента Риелторы Сад Строительство Субсидии Транспорт Управление Цены Экология Электроэнергия Юмор Юрконсультация