Потенциальная доступность…
В отсутствие очевидной победы или хотя бы ощутимого успеха их приходится придумывать. Трудно как-то иначе объяснить, отчего с некоторых пор в чиновничьем обиходе появилось новое понятие – «потенциальная доступность жилья». Не просто «доступность», а именно «потенциальная». То есть как бы жилье и доступно, но граждане не понимают своего счастья и не используют имеющуюся у них возможность.
За две недели как минимум четыре раза наткнулся на это словосочетание. В наиболее развернутой форме оно прозвучало в последнем интервью на тот момент исполнявшего обязанности министра регионального развития Владимира Яковлева: «Если в 2004 году за свой счет или за счет привлечения кредитных средств решить жилищную проблему могли только 9% населения, то уже в прошлом году 19% граждан потенциально (выделено Владимиром Яковлевым) имели возможность приобрести жилье за счет собственных или привлеченных средств. Как видите, 80% граждан реально приобрести жилье пока не могли. Поэтому наша задача – увеличивать заработную плату, увеличивать социальные выплаты».
Сколько ни вдумывался в эту фразу, вникнуть в ее смысл никак не мог. Ну почему «могли» – потенциально, а «не могли» – реально? То, что не могли реально, – еще понятно. Сам министр и пояснил: очень дорого, нет денег. А вот что значит «могли, но потенциально»? Надо понимать, что могут, но что-то этому мешает. Судя по тому, что у вторых 80% не хватает денег, остается предположить, что у первых 19% деньги на жилье есть. Значит, для них нет достаточного количества квартир? Но все уже прекрасно усвоили, как реагирует рынок, когда деньги есть, а товара не хватает. Цены вырастают до такого уровня, чтобы количество денег у покупателей и количество товара у продавцов сравнялись. Такого, чтобы деньги у населения были, а товар отсутствовал, в рыночных условиях не бывает.
Впрочем, одна версия все же есть. Стыдливая приставка «потенциально» – это нечто вроде фигового листа на теле нацпроекта. Потому что, если говорить просто о доступности, то она, по признанию самих же чиновников Минрегиона, за последнее время резко, почти вдвое, упала из-за непомерного удорожания жилья, за которым рост благосостояния населения угнаться никак не мог. Косвенным свидетельством неблагополучия явилось освобождение от должности министра регионального развития Владимира Яковлева. И в этой ситуации для сохранения хорошей мины рождается тезис, что с одной стороны жилье стало менее доступно, а с другой «потенциально» как бы более доступно. От лукавого все это.
Надо сказать, что жилищный нацпроект с момента своего рождения оказался не в ладах с цифирью. Почему-то никто не обратил внимания, что проектом предусматривается к 2010-му повысить долю семей, которым будет доступно приобретение жилья, до 30% (со стартовых 9%). То есть рост в 3,5 раза. При этом объем строящегося жилья должен увеличиться менее чем в два раза. Спрашивается: как можно удвоенным количеством жилья насытить вчетверо больше нуждающихся при соблюдении стандартов обеспечения? Вразумительного ответа никто так и не дал. Понятно, что увеличение доступности в течение всего времени будет происходить не линейно, постепенно произойдет насыщение процесса. Но так же очевидно, что на начальном этапе доступность пропорциональна увеличению объема строительства.
В свое время, еще при Брежневе, когда третий год очередной пятилетки был назван «решающим», меня просто раздирало любопытство: хорошо, сейчас все решим, а что будем делать в следующем году? Но великий и могучий русский язык выручил тогдашних политтехнологов. Вслед за «решающим» появились «определяющий» и «завершающий». Интересно, что в нашем случае придет на смену «потенциальной» доступности?