Шерше la dacha
Да, купить землю в какой-нибудь французской деревушке россиянин может. Цена надела колеблется от 20 000 евро за один га до ого-го какой суммы. В зависимости от региона, наличия инфраструктуры, большого города неподалеку. Ничего это вам не напоминает?
Можно при желании скинуться с друзьями и стать счастливыми совладельцами. По французским законам это не облагается дополнительными налогами. Придется лишь ежегодно платить в соответствии с кадастром налог на землю. Заранее вам не назовут точную сумму, пока не станете счастливым обладателем недвижимости. В так называемом «трезор публик» (это орган, выполняющий функцию налоговой, где взимаются любые штрафы, налоги) могут давать весьма сбивчивую и противоречивую информацию. Точную цифру узнаете де-факто, когда выдадут на руки все документы и расчеты при вступлении в права на владение. Цифры по российским меркам не устрашающие. Они могут быть и 300 евро в год, и 400, и 500. Но не будут исчисляться тысячами.
Французы и я – дружная семья
Но есть и другой, более уникальный вариант! Всего за 59 евро в год можно арендовать земельный надел с домиком в придачу непосредственно в городе. Такая вот мини-дача. Можно и шезлонг поставить, и гномиков рядом – неизменный атрибут французской дачной эстетики.
Чудесные наделы объединены в небольшие группы (10–15), коих может быть несколько на территории города. Эти аккуратные островки наряду с многочисленными парками и скверами выполняют эстетическую роль, украшают, озеленяют город.
Счастливым обладателем участка может стать каждый. Теоретически. А практически в городе в 200–300 тысяч жителей количество наделов не превышает и ста. На всех не хватает. Но попытать счастья может все-таки каждый. В том числе и россиянин. Правда, для этого потребуется вид на жительство во Франции. Что сегодня не проблема: у нас существует масса фирм, готовых посодействовать бизнесменам в этом вопросе, и ни Россия, ни Франция против двойных паспортов не возражают.
Чтобы получить «дачный» участок, нужно обратиться в специальную комиссию, которая принимает заявления к рассмотрению, изучает их и ставит соискателей на очередь.
Увы, не стоит обольщаться, очередь может стоять на месте годами.
Но, допустим, повезло. Приобретя статус владельца, в довесок получаешь дружную маленькую семью – соседей-огородников, которые сообща экспериментируют, как спасаться от назойливых врагов – птиц, насекомых и грызунов. В принципе фантазия тамошних дачников в чем-то сродни нашей отечественной. В ход идут кульки, пакеты, шебуршащие ленточки, скорлупа яиц, повешенная на палки. Все обмениваются опытом, семенами, которые присылают знакомые или родственники. Воду собирают здесь дождевую – в целях экономии. Если же ее не хватит, можно купить трубопроводную, по цене 4 евро за тонну. Кроме всего прочего, предоставляется возможность приобрести конский навоз, доставляемый на общее для всех жителей место.
Если же кто-то будет плохо следить за участком, а, кроме того, еще и вести себя неподобающе, пьянствовать и дебоширить, тот рискует попасть на разбирательство внеочередного собрания общины. В итоге все это может привести к изгнанию из семьи горожан-огородников – и соответственно к лишению самого огорода.
Цыганский барон по недоразумению
Нет, вряд ли такой вариант французской дачи устроит нашего человека, еще помнящего советское время, которого лишь от одного слова «очередь» бросает в дрожь. Ему предпочтительнее купить без проволочек.
Итак, при покупке земли во Франции покупателю придется уплатить семипроцентный налог от стоимости участка – непосредственно нотариусу в момент заключения сделки. Если покупка происходит при посредничестве агентства, придется отстегнуть еще 6 процентов от стоимости дома посредникам за работу. И добавьте к расходам налог на недвижимость за два года вперед.
Но главное, не стоит надеяться на то, что на французском цивилизованном рынке не случается «кидалова». Необходимо сто раз все перепроверить, если, скажем, решили купить недвижимость даже с аукциона мэрии. Чтобы не попасть впросак, как один наш российский предприниматель.
Ему приглянулся некий лакомый участочек за весьма прельстительную сумму. Правда, там уже длительное время жили цыгане-самозахватчики. Мэр городка, подмигнув, сказал: «Я тебе расскажу, как их выгнать» – и ударил по рукам с российским гостем.
Аукцион принес вожделенные документы владельца. И обещанный совет главы города: «Обратись в суд!». Стоимость адвоката и судебных издержек, а также время возможного рассмотрения при известной бюрократии оказались непосильными, возможность перепродажи исключалась. Другого такого простака было не найти. Что называется, пустил деньги коту под хвост. Ну еще и платит ежегодный налог на недвижимость – чтобы жизнь медом не казалась.