15:50:00
25 ноября 2024 г.

Арбатский балаганчик

Путеводитель по МосквеВсе убыстряя ритм, бьют барабаны пожарного оркестра. Над толпой, покачиваясь, плывут клоун, милиционер, барышня в розовом, дама-ночь…

Ангел – покоритель трубочистов

Зеленая бабочка-гигант помахивает прозрачными крыльями. Еще, еще быстрей, и шествие полилось, покатилось по Арбату, мимо «Праги», торговцев сувенирами, художников с мольбертами. Летящее над толпой белое полотнище на древке прикидывается то воздушным змеем, то флагом, то волной.

– Что это? В честь чего? – вытягивает шею дяденька в темных очках.

– Да фестиваль какой-то уличный, я читала, – авторитетно заявляет женщина со строгой учительской прической, но тоже, влекомая сыном, присоединяется к толпе.

И действительно, таким грохочущим, феерическим образом на головы обитателей Арбата, туристов и просто гуляющих свалился Первый фестиваль уличных искусств «Открытое небо». Его организовали Союз журналистов России, продюсерский центр «PR-квадрат» и лаборатория уличного перформанса «Огненные люди». Художественный руководитель проекта – режиссер театра «Современник» Нина Чусова. Сроки проведения властями столько раз передвигались и откладывались, что приглашенные из дальних стран участники отпали, и фестиваль вместо двух дней ужался в один. Впрочем, это совершенно не помешало стихийно образовавшимся зрителям радоваться нежданному празднику.

«Огненные люди» в уличных действах поднаторели: привыкли за собой народ водить. И пожарный карнавал устраивали, и лето всей толпой провожали, и за спиной у Гоголя привечали «всех прохожих и влюбленных». У них не сказка, не балаган – городской фольклор. Пожарные, милиционеры, трубочисты, уборщицы и загадочный Белый, на вопрос «Вы кто?» отвечавший: «Разве непонятно? Я – фея, покоритель трубочистов!». Вот и сейчас он на ходулях по толпе скачет семимильно, оркестром дирижирует, пригнувшись с высоты своего ходульного роста, заныривает в Сбербанк: «Что, не ждали?!». Выходит обиженный: выставили! Над ушами крылышки трепещут – чистый ангел!

Бабка в красном платке отплясывает, следуя за блестящими на солнце касками оркестрантов. Катит толстяк-пожарный на самокате с бочкой. Бегут, яростно разбрызгивая на хохочущих прохожих вениками воду, «уборщицы» – главное создать суматоху!

Люди и манекены

Толпа несет вперед, к театру Вахтангова. Натыкаюсь на блондинку в золотых брюках: «Извините!». Ой, манекен! Посереди Арбата неколебимо, ни на что не реагируя, стоит, обнявшись, пара: он с челюстью Шварценеггера и субтильная она. Людской поток обтекает. Тоже манекены?

Слева от Вахтанговского – сцена с белым задником. Начинается представление. Московская драматическая группа дает спектакль «Блоха».

– Есть театральная и площадная версии спектакля, – говорит Сергей Бидный. – Мы уже играли у Третьяковки, в Камергерском, на улице играть прекрасно!

Впервые они присутствуют на спектакле всей семьей – втроем. Лена – хореограф-постановщик, Сергей – на сцене и девятимесячная Сонечка поочередно на родительских руках.

«Блоху» сменяет театр кукол «P&P» из Волгограда. Зрители, чтобы лучше видеть, взбираются на ступеньки магазина «Самоцветы», что напротив сцены. Охранник что-то сердито выговаривает ни в чем не повинной блондинке, пытается спихнуть народ со ступенек. Бесполезно. Встают новые зрители.

А вот и театр на ходулях из Евпатории со своим «Шоу великанов». Ну, этих-то видно отовсюду. Под «горбуна отверженного» из мюзикла «Нотр-Дам де Пари» страдает ходульный Квазимодо, кружится в танце Эсмеральда, задирая ножки-ходули. Объятия, поддержка. Сердючка, вся в цветах, очках, боа, поет под фонограмму, потрясая внушительным бюстом. Один в один похожая зрительница: бюст, очки, выражение лица… только без боа и ходулей. Сердючка вызывает «латино-американского мальчика». Вылетает – такой тонкий, знойный, соблазнительный… Но тут художник-постановщик дал маху: малиново-черный мальчик, мягко говоря, неважно сочетается с необъятными зелено-красными объемами Сердючки. Эдакий коктейль «вырви глаз».

Путешествия Гулливеров

Стою у ребра задника сцены, отделяющего «зрительный зал» от закулисья – Большого Николо-Песковского переулка. Один глаз туда, другой – сюда. Удобно! За кулисами попивают воду из пластиковых стаканчиков, облокотившись на крышу шатра-гримерки, две девушки на ходулях. Из-за автобусика высовывают любопытные головы воздушные шарики, так и норовя сорваться с привязи. На высокой металлической стойке птичкой примостился Андрей Прудников – Эсмеральда, на этот раз в розовой шляпке. Юбка павлиньим хвостом свисает вниз метра на два. Меж тем публика дружно хлопает, и Розовая шляпка срывается с места. Лихо отплясывает, кружится, поводит плечами… Очаровательна! Элегантно впархивает за кулисы. А там уж взмокший Андрей вытряхивается-выбирается из очередной юбки. Видны кроссовки и ходули.

Вроде такая прозаическая вещь – деревяшки какие-то, костыли, но каково это – вдруг оказаться Гулливером среди лилипутов?

– Сверху на мир смотреть очень интересно, – подтверждает Андрей. – У некоторых даже мировоззрение меняется.

В юбилей своего города артисты театра прошли на ходулях от Евпатории до Симферополя (за 6 часов 51 минуту! – уточняет Андрей). Интересно, наверное, было бы посмотреть на лица местных жителей и отдыхающих, неожиданно обнаруживающих за поворотом дороги мирно шагающих великанов, чьи тени тянутся до самого горизонта. Впрочем, еще есть шанс: в октябре они пойдут от Симферополя до Ялты.

– За один раз на ходулях ходить не научишься – обязательно упадешь, – делится опытом худрук и директор театра Виктор Арихин. – А вот за две недели можно. Ощущение, как в детстве, когда впервые сел на двухколесный велосипед, а потом почувствовал, что – ура! – едешь. Навык уже остается на всю жизнь. Но чтобы танцевать, как вот, например, Андрей, нужно года три, не меньше.

Огонь, воздух, открытое небо

Тем временем в глубине переулка разминается перед выходом на сцену труппа эстонского театра «Королевский жираф», созданного Станиславом Варкки и Ларисой Лебедевой. Вот тут уж совсем никакого балагана и буйства цветов. Спектакль «Анатомия души» – философская история о том, как художника посетила Муза, – мрачноват, графичен, завораживающ. Вряд ли многим, через головы толпы, удалось понять, о чем, собственно, речь. Но за вкрадчивыми па белого человека с нарисованной улыбкой и девушки в черном напряженно наблюдают все – вытянув шеи.

За кулисами меж тем надувают последние шарики. Прошли, гордо неся черно-белые лица, слуги просцениума – студенты ГИТИСа Макар, Катя и Денис. А вот Гера Кириллов, худрук «Огненных людей» и «специалист по безумному веселью», попросту чумаз, хоть и в шляпе. Но такая уж у них специфика – пожарно-трубочисто-поджигательская. Зато в своем деле они профи: «если вам не хватает огня, света и тепла, следует обратиться к специалистам». В чем и смогли убедиться те, кто добрался вечером с Арбата в ЦПКиО имени Горького на огненное «Искреннее шоу», завершающее фестиваль уличных искусств.

Шарики потеряли терпение. Толпятся у сцены, подталкивая друг друга, выглядывают из-за задника, розовые, голубые, сиреневые, желтые… Филиал неба, да и только. И вот, наконец, громадные гроздья торжественно вносятся «в зал». Рвутся из актерских рук, просятся вверх.

– А кому шарики? Берите! Загадывайте желание! А теперь отпускайте!

И вот уже сотни лиц запрокинуты в небо. Разжимаются сотни пальцев, и выскальзывают нитки из рук.

– Мама, они летят!

Выпущенные на волю желания взмывают вверх. Кружатся, вальсируют, плывут разноцветными каплями над театром Вахтангова, Арбатом, толпой, прямо в открытое по этому случаю небо. Воздух искрится и мерцает. Занавес.

Мария Кронгауз

Похожие записи
Квартирное облако
Аналитика Аренда Градплан Дачная жизнь Дети Домашняя экономика Доступное жильё Доходные дома Загородная недвижимость Зарубежная недвижимость Интервью Исторические заметки Конфликты Купля-продажа Махинации Метры в сети Мой двор Молодая семья Моссоцгарантия Налоги Наследство Новости округов Новостройки Обустройство Одно окно Оплата Оценка Паспортизация Переселение Подмосковье Приватизация Прогнозы Реконструкция Рента Риелторы Сад Строительство Субсидии Транспорт Управление Цены Экология Электроэнергия Юмор Юрконсультация