23:30:44
11 апреля 2021 г.

Подсчитали – засмеялись, а кое-кто и прослезился

Что мы, жители, слышим о реформе ЖКХ? Население перейдет на 100-процентную оплату услуг. Правда, при этом нуждающимся выплатят компенсацию, дадут субсидии. Но так уж воспитали нас в последние годы: в то, что государство обдирает, верим, а в то, что еще и поможет, – не очень.Но вот вопрос: а кто и как считал эти 100 процентов? Об этом рассказывает заместитель директора ДЕЗ «Преображенское» (Восточный административный округ) Андрей Зеленов. Он берет лист бумаги и чертит несколько квадратиков:
– Вот дом, вот тепловая подстанция, ЦТП. Сюда, к пункту, подходят две нитки – с холодной и горячей водой. Там она очищается, доводится до нужной температурной кондиции и поступает к жильцам. Короче, к дому уже подходит пять труб: холодная вода, горячая – по двум ниткам, одна туда, другая – обратно, и еще две трубы, также образующих замкнутый цикл – для отопления. Совсем как в школьном учебнике: столько-то труб входит и столько-то выходит. Но потом с арифметикой начинаются нелады: не сходятся цифры! В тепловой пункт – по сути, передаточную станцию, поступает намного больше воды, чем ее оказывается в доме.
Почему – ясно. Счетчики стоят на входе в ЦТП, а кто учтет ту часть воды, которая теряется на самой подстанции, по дороге? Никто. Конечно, об этом знают и на самих тепло- и водоснабжающих предприятиях, там же не марсиане сидят. А потому милостиво разрешают скостить с объемов потребления их «продукта» 3–5 проц. Вот, мол, какие мы справедливые. Лишнего не берем. Но уж за то, что показывает счетчик (наш счетчик!), – извольте платить.
Но так ли уж мала величина потерь? Проверить можно только одним способом: выключить ЦТП из цепочки расчетов и зафиксировать количество воды и тепла на входе в дом. Поставить свой измерительный прибор.

Хорошо бюджету, славно и налогоплательщикам
Договоримся о терминах: энергосбережения как непременной составляющей всей реформы ЖКХ, строго говоря, еще нет. Во всяком случае, в крупных масштабах. Все еще неважно качество современного строительства. А в результате внешние стены столь хлипкие, что дома потребляют в 4–5 раз больше тепла, чем в сравнимой с нами по климату Швеции. КПД котельных чрезвычайно низко – 25–27 проц., да еще и работают на самом дорогом топливе – мазуте. Крайне изношены коммуникации. За последние 8–10 лет аварийность на инженерных структурах ЖКХ увеличилась примерно в 10 раз!
Если нет средств на переоснастку технической базы отрасли, тогда не надо обманывать друга друга: покажем реальные цифры потребления. В каком-то смысле это тоже энергосбережение, ибо при этом экономятся деньги – и не только семьи, но и бюджета. Ведь «кормят» предприятия не только непосредственные потребители, но и казна. Они получают ту разницу, которую недоплачивают жильцы. А если разницы нет? Или она не такая большая, как о том трубят монополисты? Тогда совсем другие расчеты. Правда, мы-то, жильцы, будем платить, как платили (пока!), но город вздохнет: бюджетные дотации уменьшатся.

Такая разная арифметика…
Работа по точному учету энергоносителей в Преображенском районе началась еще три года назад. Причем вместе с Жилищно-коммунальной академией им. Памфилова.
Были поставлены узлы учета в подвале каждого из 150 муниципальных домов – по 2–3 на каждый дом. Их данные вывели на компьютер, который стоит в самой дирекции.
Каждый месяц в ДЕЗы поступают счета от поставщиков – вот, сколько мы вам дали воды и тепла, платите! А какие возможности у дирекций? Квартплаты жильцов да городские дотации. Если суммировать два этих источника, то все равно наберется не выше 60 проц. нужной суммы. Поэтому все дирекции «на крючке» у поставщиков.
Как решается вопрос по России – известно: в ряде регионов дома просто отключают от тепла и света. В Москве, к счастью, до этого пока не дошло. Но как знать? Пути РАО ЕЭС неисповедимы…
Но ведь мы можем не только плакать и стонать, но и требовать!
Андрей Викторович рисует еще один график: две кривые – одна выше, другая ниже. Первая – показатели счетчиков в ЦТП, вторая – реально то, что получают дома. Зазор между ними – это и есть та величина, на которую монополисты «обвешивают» население. Так по воде. Что же касается тепла – еще две кривые: какой нагрев воды нужен – при соответствующей внешней температуре, и каков он на самом деле. Норматив и факт. Разница солидная! В землю и воздух уходит, оказывается, не 3–5 процентов ресурсов, как считалось раньше, а все 20. А то и больше.
Итак, впервые в Москве дирекция единого заказчика решила взять в свои руки подсчет расхода ресурсов. И не платить за перерасход. А в результате ДЕЗ «Преображенское» не имеет долгов перед поставщиками. В должниках оказываются сами поставщики!

Секрет фирмы
…Мы в одном из помещений ДЕЗа, где и сосредоточен весь компьютерный контроль. На мониторе – схема района. Тонкими красными змейками вьются улицы, зеленые и голубые пятна – парки и пруды, легкими абрисными линиями обозначены дома. Внутри этих абрисов зеленые кружки. Это и есть приборы учета. Они – в каждом доме.
Говорит инженер ДЕЗа Олег Филон:
– Мы создали автоматизированную систему сбора данных, перебросили между домами воздушку, замкнули ее на дирекцию и теперь каждую минуту знаем, как работают коммунальные службы.
Система, созданная в районе, позволяет не только подсчитывать литры и калории, но и следить за работой коммунальных служб. Если нарушен режим, тогда мгновенно меняется цвет кружочков. На месте зеленых вдруг появляются красные и они начинают тревожно мигать. Все причины неполадок – на экране. Чуть появляется красный сигнал, Олег Филон или его напарник Андрей Ларин (руководитель группы учета) звонят в теплоснабжающую организацию и просят выслать обходчика, а то и аварийную бригаду. И точно говорят, где случилась авария. На другом конце провода иногда удивляются: «А вы откуда знаете?» А в ответ слышат: «Секрет фирмы!»

Что скажет суд?
В арбитражных судах лежат сейчас иски «Теплоремонтналадки» и Мосводоканала к ДЕЗу «Преображенское». Суть их: ДЕЗ – должник, ДЕЗ не платит! Мы отпустили им тепло и воду, а деньги за них не получили. Требуем призвать дирекцию к ответу, безакцептно (т.е. безоговорочно, не спрашивая даже разрешения хозяина) снять с ее счета деньги и перевести нам.
Иски крутятся уже несколько месяцев, но решения все еще нет. Каково оно будет? На чью сторону станут арбитры? Не будем гадать. Но если возобладает право, то выигрыш в кармане дирекции. Ведь в «Законе о защите прав потребителей» четко сказано, что за услуги, которых люди не получают, платить они не должны.
Выходит, что реформа ЖКХ, которой нас так пугают, не только «отнимает» деньги у людей, но и возвращает их им. Но это, понятно, может произойти в том случае, если коммунальные службы, которые ее проводят, искренне заинтересованы защищать интересы жителей, а не наживаться на реформе.

Илья Гордон

Похожие записи
Квартирное облако
Аналитика Аренда Градплан Дачная жизнь Дети Домашняя экономика Доступное жильё Доходные дома Загородная недвижимость Зарубежная недвижимость Интервью Исторические заметки Конфликты Купля-продажа Махинации Метры в сети Мой двор Молодая семья Моссоцгарантия Налоги Наследство Новости округов Новостройки Обустройство Одно окно Оплата Оценка Паспортизация Переселение Подмосковье Приватизация Прогнозы Реконструкция Рента Риелторы Сад Строительство Субсидии Транспорт Управление Цены Экология Электроэнергия Юмор Юрконсультация