Шансы поют романсы
На капремонт выделяются деньги из Фонда содействия реформе ЖКХ. Создан ли надежный механизм, обеспечивающий эффективное использование этих средств? Своими сомнениями поделился генеральный директор Межрегиональной организации объединения домовладельцев, почетный работник ЖКХ России Герман Ломтев.
Три головы
Фонд является некоммерческой организацией, управляемой наблюдательным советом, правлением и генеральным директором. В состав совета включено 17 членов: шесть – по представлению президента, пять – правительства, четыре – Федерального Собрания, два – Общественной палаты. Выходит, только два человека будут отстаивать интересы общественности. Генерального директора назначает правительство, и он осуществляет функции единоличного исполнительного органа. Таким образом, Фонд является централизованно управляемой структурой с большими полномочиями и с теми же целями, что поставлены перед Минрегионразвития и Росстроем. Эти две структуры до сих пор не могут толком разделить между собой задачи и полномочия, что хорошо видно всем. После создания еще одной – Фонда, будет ли от этого «змея о трех головах» больше толку?
Вывернуться наизнанку?
Предоставление финансовой поддержки увязывается с вопросами, никак не связанными с капитальным ремонтом и ликвидацией аварийного жилья. Регионы должны в предстоящие два-три года выполнить установленные нормативы по десяти позициям. Для многих они до сих пор оставались недостижимыми.
На территории должны действовать коммерческие организации с долей участия муниципальных образований в уставном капитале не более чем 25 процентов. Число таких организаций должно резко увеличиться: с четверти до 50 и далее до 80 процентов. И это за два года!
Еще одно необходимое условие – стимулирование увеличения количества ТСЖ: наличие благоприятствующих этому нормативных актов и рост за два года – с пяти до десяти, и далее до двадцати процентов. При этом в заданиях нет уточнений по поводу содержания этих нормативных актов. Большинство проблем, ущемляющих права и интересы ТСЖ, создает федеральное законодательство. На местном уровне можно решать весьма ограниченный круг вопросов.
Финансовая поддержка выделяется городам при наличии графиков проведения работ по формированию земельных участков многоквартирных домов и проведению за счет бюджетных средств их государственного кадастрового учета. Нужны также нормативные акты по предоставлению субсидий и мер социальной поддержки, прекращение перекрестного субсидирования и дотирования организаций коммунального комплекса.
Только десятым пунктом условий предусмотрено наличие региональной программы по капитальному ремонту, а двенадцатым – выделение средств из местных бюджетов на долевое финансирование региональных адресных программ.
Выходит, главной целью создания Фонда является не обеспечение финансирования капремонта, а реализация государственной политики по реформированию ЖКХ.
Собственник «широкого профиля»
Возможность получить федеральную помощь стала поводом для создания региональных адресных программ по капитальному ремонту жилищного фонда. В них должны быть указаны объемы долевого финансирования работ за счет бюджетов всех уровней, средств ТСЖ, ЖК и ЖСК либо собственников (не менее пяти процентов общего объема). Максимальный размер софинансирования не может превышать пятьдесят процентов.
Многоквартирные дома попадут в перечень, только если будет решение общего собрания об участии в программе. Деньги Фонда будут перечисляться на отдельные банковские счета, открытые ТСЖ, ЖК и ЖСК либо выбранными ими управляющими организациями. Они же должны утверждать смету расходов, привлекать подрядчиков, перечислять авансовые платежи, подписывать акты приемки работ и оплачивать их. Участие органа местного самоуправления предусмотрено только в одном случае – при подписании акта приемки.
Разработчики законопроекта явно переусердствовали в стремлении наделить ТСЖ, ЖК и ЖСК обширными полномочиями в организации дорогостоящего капремонта. При всей очевидной заинтересованности их нельзя считать способными выступать заказчиками работ. Это не домом управлять, с этой-то задачей как раз большинство жилищных объединений справляются. Это, скорее, функции заказчика капитального строительства, которые ЖСК никогда самостоятельно не выполняли. В период интенсивного строительства кооперативных домов в 1960-1980 годы этим занимались по договорам с ЖСК управления капитального строительства. То есть, профессионалы. Если в правлениях ТСЖ, ЖСК не окажется специалистов, кто будет гарантировать эффективность использования федеральных денег?
Могу предположить, что другого подобного вливания из федеральной казны жилищный фонд в обозримом будущем вряд ли получит. В этом должен отдавать себе отчет каждый собственник.