23:30:44
11 апреля 2021 г.

На «корабле искусств» вокруг «Динамо»

Путеводитель по МосквеНа этот раз мы решили не искать легких путей. Бульварное кольцо, улочки центра – да там, чуть копни, фонтаном забьют истории! А если взять чуть подальше? По нынешним понятиям – почти центр, по историческим – загород. Ну-ка, ткнем пальцем в атлас куда-нибудь за Садовое кольцо. Что получилось? «Динамо». Район, несмотря на пролетарский вид, сыгравший немалую роль в истории русского искусства.

Железный мир Башиловки

Выход из станции метро. Оглядываюсь – никого. Со своеобразного балкончика озираю бесконечную, теряющуюся за пределами видимости стройку, в которой с трудом опознается Ленинградский проспект. Посреди асфальтового полотна – экскаваторы, краны, вагончики, рабочие в оранжевых куртках, пунктиры временных оград… Словом, не проспект, а горе автомобилистам, ползущим в два ряда у тротуара. Ничего, будет и на их улице праздник. Прижимаю к уху зазвонивший мобильник.

– Ты где?

– У выхода.

– И я у выхода. Перед тобой что?

– Проспект, огромный серый дом, «Кухни Чехии»…

– Иду к тебе!

Верчу головой. Из-за палаток, отбрасывая длиннющую тень на раскаленный асфальт, выходит худенький, длинноволосый…

– Здравствуй, сын! Пойдем?

Огибаем стадион справа. Проходим мимо тропы, где недавно еще надувались парусами на ветру разноцветные рыночные тряпки, овевая короткий путь на Нижнюю Масловку. Романтически-историческое название «Башиловка» (правда – «Новая») материализуется грохотом и смогом Третьего транспортного кольца. Мир машин. Просвистывающих мимо, взлетающих над головой по дуге эстакады, стремительно ныряющих в недра туннеля. На том берегу реки-магистрали символически вмазаны в серый холст урбанистического пейзажа редкие коробки непримечательных домов. Жмемся к ограде, цепляясь взглядом за ветви, за траву. Но – уфф! – полукруг забора уводит нас из этого железного мира в тишину Петровско-Разумовской аллеи.

На фундаменте синема

Когда-то здесь, между нынешними Петровско-Разумовской аллеей и Верхней Масловкой, стояли съемочные павильоны кинофабрики Ханжонкова, с которой, можно сказать, начался русский синематограф. Когда съемочные павильоны сгорели, остался пустырь, окруженный старыми деревянными домами с палисадниками. Здесь в начале 1930-х годов начали возводить «городок художников», в котором, по замыслу, московская художественная элита должна была получить комфортные условия для жизни и творчества. Генеральный план застройки территории возле стадиона «Динамо» поначалу включал в себя комплекс зданий, по форме напоминающий корабль – корабль искусств.

В шестиэтажном доме с нестандартной величины окнами застекленных лоджий, по-южному живописно утопающими в цветах, перед которым мы сейчас стоим, жил академик Игорь Грабарь – создатель Центральных государственных реставрационных мастерских. Чуть дальше по аллее – многоэтажка светлого кирпича, вместо мемориальной доски украшенная… рельефом в виде нежной женской головки – память о скульпторе Екатерине Белашовой.

Из глубины двора манит густым красно-кирпичным цветом, что так органичен в сочетании с зеленью. Видны нетипичные угловые балконы, тянущиеся почти во весь торец и резко заворачивающие на фасад. И мы заворачиваем за очередной угол, и вот уже на Верхней Масловке, 9 – перед «лицом» памятника конструктивизма, Дома художников по проекту Мельникова, где размещались мастерские наших именитых творцов. Первенец же «городка» – здание по Верхней Масловке, 1, выстроенное в 1930 году для художников Вхутемаса (Высших художественно-технических мастерских).

Так что Верхняя Масловка – место по своему легендарное и неоднократно описанное. В частности, в повести Дины Рубиной «На Верхней Масловке», в экранизации которой старую скульпторшу, обитательницу одной из мастерских, играет великолепная Алиса Фрейндлих в паре с Евгением Мироновым.

Гончары и классики

Если пойти направо, Верхняя Масловка плавно перетечет в Масловку Нижнюю, куда любил ездить «на плов» небезызвестный альтист Данилов – герой одноименного романа Владимира Орлова. Вот уж, казалось бы, улица прозаическая! Но здесь в 1900 году при гончарной мастерской (на базе которой позже стал работать гончарный завод), почти напротив Савеловского вокзала, поселился меценат Савва Морозов. Гостями его были художники, с чьими именами у нас ассоциируется русская классика: Суриков, Васнецов, Серов, Коровин, Поленов… Собиралась тут и талантливая «молодежь», участвовавшая в работе над проектом гостиницы «Метрополь», главным украшением которой стало керамическое панно «Принцесса Греза» – странное и прекрасное, как и прочие «демоны» и «паны» Михаила Врубеля. В этих же краях Врубель переживал и другие, не лучшие времена своей жизни. Впрочем, частная лечебница психиатра Усольцева (расположенная на нынешней улице 8-го Марта), говорят, весьма отличалась от общепринятого понятия психиатрической больницы уютной, домашней обстановкой. Здесь художником были созданы многие работы, находящиеся сейчас в Третьяковской галерее.

Проделки пьяного кондитера

Поворачиваем обратно, в сторону станции метро «Динамо», и вновь оказываемся на Петровско-Разумовской аллее. Тут нас подстерегает неожиданность – гигантский замок, готовый размерами и помпезностью поспорить с расположенным неподалеку Петровским путевым дворцом, только новый, «с иголочки». Вспоминаются слова режиссера Кустурицы: иногда кажется, что Москву строил пьяный кондитер. Это здание строил трезвый кондитер. Но до чего же неуместен его размах, башенки с затейливыми красно-кирпичными зазубринами, колонны, роскошность полукруглых галерей здесь, возле старого «городка художников»! Какими жалкими и обшарпанными в обрамлении его арок выглядят обычные блочные здания советских времен. Так и хочется взять и перенести всю эту чужеродную, задавливающую старый район элитную жилплощадь куда-нибудь подальше, на природу. Где бы она, возможно, вполне органично смотрелась бы родовым гнездом каких-нибудь инопланетян, неожиданно осевших на бескрайних отечественных просторах.

Дворец, госпиталь, отель

И вот, наконец, Петровский путевой дворец – пожалуй, самое красивое здание на Ленинградском проспекте.

Выстроен он был во второй половине восемнадцатого века на пустырях за Тверской заставой для Екатерины II и предназначался для отдыха императорской семьи по дороге из Петербурга в Москву – перед въездом в столицу. Дворец более известен народу как Академия имени Жуковского. Хотя и академии там уже давно нет. Вообще функции дворца за жизнь его менялись не раз. Кроме императорской семьи, приют здесь находила не менее известная в истории особа – бежавший из полыхавшей пожарами Москвы Наполеон. В первую мировую войну среди роскошных интерьеров расположился госпиталь (для подвозки раненых сюда провели трамвайные пути). Лазарет здесь находился и в 1917 году, а в 1920-м дворцовое здание отдали главному управлению военно-воздушного флота. В 1998 году академия выехала и началась реконструкция.

Несколько лет назад в старинных стенах чуть было не обосновались ведьмы, вампиры и прочая чертовщина. А что, полуразвалины-полустройка – самое место для шабаша, а ведьмы в какой-то мере тоже относятся к военно-воздушным силам! Но правительство Москвы эти поползновения пресекло и пришлось праздновать традиционный уже и у нас Хэллоуин на старом месте – в клубе «ХIII» на улице Мясницкой. В итоге власти собираются вернуть Петровскому дворцу первоначальное предназначение – принимать высоких гостей. Только теперь уже в качестве отеля.

О кройке островов

Но вернемся к истокам. Разбитый вокруг дворца Петровский парк в 1830-х годах одним из первых открылся для широкой публики. Правда, городовые, стоявшие во въездных воротах, устраивали входящим «фейсконтроль», и публике попроще приходилось довольствоваться Марьиной рощей и Сокольниками. Зато чего только не было в парке! Театр, масленичные балаганы, сады с экзотическими растениями, аттракционы, танцевальные площадки, рестораны с цыганами и даже электрическое освещение – истинная диковинка в тогдашней Москве. Ну а если учесть, «с каким изящным вкусом разбросаны его рощи, какой свежей и яркой зеленью покрыты его обширные поляны», то неудивительно, что вскоре модная публика переместилась гулять с Тверского бульвара в Петровский парк, который окрестили «московским Булонским лесом». Модным стало и приобретать здесь дачи.

Ну а дальше, в двадцатом веке, великолепную парковую материю неуклонно кроили и разрезали. Довольно большая часть парка ушла под выстроенный в 1928 году стадион «Динамо». Дачи снесли, пруды засыпали, парк весь разрезан дорогами на отдельные острова, меж которыми снуют автобусы и автомобили.

…Присядем же на скамеечку на одном из таких островов. Перед клумбой, на которой ослепительно желтеют тяжелоголовые петуньи, и постараемся надышаться покоем. И постепенно отпускает усталость, заботы, ленивый взгляд заблудился в вековой зелени… И вот ты уже набрался сил и готов, вслед за быстроногим роллером, совершить прыжок с тихо колышущегося изумрудного газона в серую асфальтовую реку сегодняшнего дня. Что бы мы делали без островов?..

Гуляла Мария Кронгауз

Похожие записи
Квартирное облако
Аналитика Аренда Градплан Дачная жизнь Дети Домашняя экономика Доступное жильё Доходные дома Загородная недвижимость Зарубежная недвижимость Интервью Исторические заметки Конфликты Купля-продажа Махинации Метры в сети Мой двор Молодая семья Моссоцгарантия Налоги Наследство Новости округов Новостройки Обустройство Одно окно Оплата Оценка Паспортизация Переселение Подмосковье Приватизация Прогнозы Реконструкция Рента Риелторы Сад Строительство Субсидии Транспорт Управление Цены Экология Электроэнергия Юмор Юрконсультация