Найти и… облапошить
Ох, и дорог нынче квадратный метр! Да еще риэлторские фирмы, особенно крупные и раскрученные, так и норовят взять за свои услуги по максимуму. Не удивительно, что многие пытаются покупать квартиру либо самостоятельно, либо через частного посредника. Так дешевле, хотя и рисков больше.
Желания и возможности
Нина Петровна продала квартиру в Астрахани и прикатила в столицу. Сняла комнатку недалеко от станции метро, устроила дочку на подготовительные курсы в институт, а сама взялась за поиск апартаментов.
С одной стороны, снимать жилье удобно. С другой – своя квартира, конечно, лучше всего. Район ей был не особенно важен, куда больше волновала близость станции метро.
Поиск решила вести сама, благо времени было хоть отбавляй. А вот лишних денег – нет. Больше месяца, как на работу, ездила смотреть квартиры. Изредка попадались вполне подходящие варианты, да хозяева оказывались несговорчивыми. Как объясняли их представители (в основном агенты разных фирм), они соглашались сбавить очень немного и крайне неохотно.
Тем не менее, поиск дал результат: подходящая «двушка» отыскалась. Желания Нины Петровны наконец-то совпали с ее возможностями!
Плохая мина при хорошей игре
Квартирка при ближайшем рассмотрении оказалась хоть и «убитой», но, как и требовалось, небольшой по метражу и располагалась почти рядом со станцией метро. Смущало одно – продавец был в каких-то страшных наколках и имел абсолютно испитую физиономию. К тому же помогала ему продавать квадратные метры дородная дама с ухватками разбитной рыночной торговки и грубым прокуренным голосом. Дама назвалась Анной.
Мужичок в наколках, когда увидал Нину Петровну, даже цокнул языком от удовольствия и попытался пропеть слова известной песни: «Ах, какая женщина…». Но маклерша так на него посмотрела, что он, проглотив остальные строки куплета, быстро скрылся в одной из комнат.
Торги Нина Петровна вела с посредницей уже без хозяина. Она начала перечислять минусы, но Анна быстро ее перебила:
– Скажите конкретно, сколько вы потянете, исходя из среднерыночной по этому району? А чтобы вас не удивляло, почему так говорю, поясню. У нас «горит» альтернатива. Не хотелось бы ее упускать. Поэтому уступим, но в разумных пределах.
Нина Петровна внутренне собралась и стала быстро соображать – сколько же можно попросить скидки. Она видела, что первый этаж в этом районе предлагали за 167 тысяч долларов. Такую цифру и назвала.
Маклерша на секунду задумалась, а потом констатировала:
– Не густо… Но меньше, чем за 172 тысячи, мы не отдадим.
Покупательница в душе обрадовалась, но виду не подала. Наоборот, состроила кислую мину и стала собираться домой, давая понять, что на такие деньги не согласна. Но тут у Анны зазвонил мобильный. После первых же фраз она расплылась в улыбке и приятным голосом (куда делась хрипота) проворковала:
– Да-да, конечно, продается. Приезжайте. Когда вам удобно? Завтра? Хорошо. Как вас звать? Записываю…
Нина Петровна от такого поворота опешила и даже присела. А потом пошла на попятную:
– Но все же 172 тысячи – дороговато… Может, еще уступите?
– Не вопрос! – по голосу чувствовалось, что Анна была довольна. – Только при уступке сумма аванса увеличивается пропорционально скидке. Я вам отдаю за 170 тысяч долларов, а вы мне завтра везете аванс – пять тысяч «американских рублей». Идет? Не хотите – не берите. Аванс снижать не буду.
– Хорошо, хорошо, – окончательно сдалась покупательница.
Что и требовалось доказать
Этой ночью она плохо спала. В голове все крутились варианты, как уменьшить риск. А то, что он есть, она уже не сомневалась. «Если оформлять через агентство недвижимости, это вылетит в кругленькую сумму, – размышляла она, глядя в темный потолок. – Если подстраховаться через мелкую фирму, будет дешевле, но гарантии почти никакой». Под утро Нину Петровну осенило: «Сделку надо застраховать!».
Она обратилась в страховую компанию. Там, проверив документы, заключили с ней договор по риску утраты права собственности (титульное страхование). Главное, что страховка была оформлена на полную стоимость квартиры. Кроме того, компания гарантировала, что в случае предъявления претензий родственников, наследников и прочих претендентов разбираться с ними и выступать в судах будут ее юристы.
Квартира была куплена, а спустя год Нине Петровне позвонила сестра продавца-алкоголика – единственная наследница… Она знала, что квартира будет ее (упросила брата составить завещание), поэтому не особенно беспокоилась о его здоровье и навещала редко. О том, что брат может продать квартиру, даже не думала. Поэтому ее «праведному гневу» не было предела.
Позвони мне, позвони…
Из весьма бурного монолога новоявленной претендентки на ее квартиру Нина Петровна поняла следующее. С полгода назад та же маклерша благополучно переселила бывшего владельца «двушки» из столицы в отдаленную деревеньку. И вот недавно его «по пьяному делу» зарезали. О чем и сообщил сестре убиенного нотариус, приглашая принять наследство. Но принимать наследство в виде развалившейся хибары она отказалась, поскольку всегда рассчитывала на квартиру. Ну или хотя бы на ее половину. А впрочем, была согласна и на деньги.
Нина Петровна сказала, что квартира застрахована на случай таких обстоятельств и, посоветовав обращаться в суд, положила трубку.
Прошло несколько дней. В один из вечеров телефон Нины Петровны зазвонил. Это снова была та самая сестра… Она стала звонить каждую ночь. Начала являться лично и названивать в дверь. Требовала или умоляла дать ей денег.
Однажды, когда за дверью почти час звучали угрозы и ругань, Нина Петровна не выдержала и вызвала милицию. Приехали стражи порядка и увезли сестру в отделение. Но потом она и им надоела, и милиция перестала реагировать на вызовы. Пожалел Нину Петровну участковый: молодой капитан предложил выход из ситуации.
Задержали с поличным
Когда в очередной раз «наследница» пришла с просьбой о деньгах, Нина Петровна спокойно спросила:
– Сколько надо, чтобы вы забыли сюда дорогу?
Та опешила от такого поворота дела и, помешкав, назвала сумму:
– Десять тысяч… Долларов, конечно.
– Десять – многовато. А тысячу дать можно.
Как это ни удивительно, гостья согласилась. Она даже обещала дать расписку, что больше никаких претензий к покупательнице квартиры брата иметь не будет.
Назавтра, прежде чем пойти на встречу с вымогательницей, Нина Петровна отправилась в милицию, где ее снабдили мечеными купюрами. И как только обмен денег на расписку состоялся, сестра была задержана с поличным. До суда, правда, не дошло, но сам факт такого поворота событий (следствие, суд) подействовал на вымогательницу отрезвляюще. Она навсегда забыла о квартире брата.
Комментарий
Ситуация, в которую попала героиня этой истории, вполне типична. Аферисты находят спившихся владельцев столичных квартир и обманом принуждают подписать договор мены. После чего бывший собственник квадратных метров оказывается далеко за пределами Москвы, а мошенники ловко продают доставшееся им жилье ничего не подозревающим гражданам.
После смерти прежних владельцев квартир, как правило, объявляются их родственники, претендующие на наследство. Тут-то и выясняется, что вместо московской квартиры им переходит то, что лишь с большой натяжкой можно назвать жильем.
Разумеется, наследники, обратившись в суд, могут оспорить соответствие сделки всем требованиям закона. Им потребуется доказать, что в момент совершения сделки «утомленный алкоголем» родственник не понимал значения своих действий (недействительность такой сделки устанавливает ст. 177 Гражданского кодекса). Можно настаивать на том, что сделка была совершена под влиянием заблуждения (ст. 178 ГК) либо обмана или угроз (ст. 179 ГК).
Выиграть такое дело весьма непросто, но не невозможно: подтвердить состояние алкоголика помогут медицинские справки или показания свидетелей. Если суд встанет на сторону наследников и признает сделку недействительной, будут применены правила п. 2 ст. 167 ГК: каждой из сторон придется возвратить другой все, что получено по сделке. Так, покупатель квартиры лишится жилья и в лучшем случае вернет уплаченные деньги.
Нину Петровну можно только похвалить за решение застраховать риск утраты права собственности. Ведь при покупке квартиры на вторичном рынке не стоит забывать о возможных неприятностях: бывшие хозяева или их наследники могут заявить права на квартиру, недвижимость может быть продана одним супругом без согласия другого. Наконец, при оформлении документов не исключены какие угодно ошибки… В итоге сделка с квартирой будет признана судом недействительной.
Подобное решение суда, вступившее в законную силу, и считается страховым случаем по договору титульного страхования.
Оформив договор страхования риска утраты права собственности, новый владелец сможет защитить себя от последствий подобных сюрпризов. При наступлении страхового случая все хлопоты возьмет на себя страховая компания. Если покупатель потеряет квартиру, ему должны компенсировать все расходы, связанные с ее приобретением.
Александра Бузина, юрист