Дать нельзя отказать
Пока Госдума только собирается обсуждать новый закон об опеке и попечительстве, Мосгордума разработала свой вариант и готовится его принять уже в нынешнем году.«КР» эту тему ведет регулярно. Публикует мнения специалистов, рассказывает о победах и поражениях многодетных семей в непростых взаимоотношениях с органами опеки и попечительства, о препонах, которые сотрудники этих органов порой чинят при покупке жилья по социальной ипотеке.
Свои соображения по этому поводу во время недавнего «круглого стола» высказал заместитель руководителя Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы Николай Федосеев. По его словам, количество детей-сирот, которые обеспечиваются квартирами, ежегодно растет. Помогает государство: выделение бюджетных средств на эти цели Российская Федерация взяла на себя.
– Но здесь, – подчеркнул Н. Федосеев, – имеется существенная оговорка: это положено только тем детям, за которыми жилые помещения не закреплены. А за ребятами, которые отправляются в сиротские учреждения Москвы из неблагополучных семей, бывшее жилье закрепляется по федеральному закону от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Получается, что, по сути, ребенка в старую квартиру вернуть нельзя, поскольку горе-родители ведут антиобщественный образ жизни и лишены прав растить и воспитывать. Но формально прежнее жилье за ребенком законно записано, значит, на новое из федеральной казны денег не выделят, и расходы лягут на городской бюджет. Ведь жилплощадь обездоленному в любом случае предоставлять нужно…
Примерно то же самое происходит с разрешениями органов опеки и попечительства на вступление семей с детьми в программу «Социальная ипотека». Тут статья 292 Гражданского кодекса вступает в противоречие с законом «Об ипотеке» и Семейным кодексом (статья 60): при залоге недвижимости охраняются права детей, которые по разным причинам могут остаться без крыши над головой. К примеру, из-за той же неплатежеспособности родителей при возврате кредита.
Здесь заместитель руководителя департамента подчеркнул, что это не прихоть органов опеки (дать – не дать), а требование действующего закона, который при всех неувязках необходимо соблюдать.
– В связи с этим, – сообщил Н. Федосеев, – мы попросили направить законопроект об опеке и попечительстве для доработки в Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы. На наш взгляд, правительство столицы и Московская городская Дума функцию выдачи разрешений на сделку с жилыми помещениями, в которых живут несовершеннолетние дети, должна оставить за уполномоченным органом исполнительной власти.
По большому счету, подчеркнул чиновник, сотрудники органа опеки и попечительства ни за что в данном случае не отвечают: дали разрешение – хорошо, не дали – тоже вроде бы нормально. Но бывает, что разрешение дано, а родители действительно оказались несостоятельными, и квартира попадает на торги. А за это орган опеки никакой ответственности не несет – все равно проблему будет решать опять-таки город. Поэтому имеет смысл оставить эту функцию за органами исполнительной власти. И не потому, что они хотят «рулить» процессом, а чтобы не устраивать еще один лишний виток круговорота документов. Ведь список бумаг, которые нужны органу опеки для решения вопроса покупки квартиры семье с детьми, – больше, чем тот, что требует банк для выдачи солидной суммы.
Подготовил Олег Паденко