Конец фасадной империи
«Фасадная империя» – так определил Россию французский писатель ХIХ века Астольф де Кюстин, после чего эта фраза стала крылатой. Меткое наблюдение француза можно отнести не только к высоким сферам жизни нашего государства, но и понять буквально: наскоро припудренные парадные фасады зданий и скрытые за ними неряшливые, необустроенные дворы были обыденным явлением нашей повседневности.Три года назад Москва заставила усомниться в незыблемости крылатого выражения: здесь стали приводить в соответствие с привлекательными фасадами все, что они, как ширма, скрывают от посторонних глаз. Тогда взяла старт программа «Мой двор, мой подъезд», итогам которой в уходящем 2002 году и был посвящен один из вопросов, обсуждаемых на недавнем заседании правительства Москвы.
Казалось бы, были основания для победных реляций, ибо, как говаривали прежде, все плановые показатели перевыполнены: благоустроено 7498 городских территорий, отремонтировано более 19499 подъездов жилых домов, оборудованы системами видеонаблюдения 8072 подъезда. Можно продолжить парад этих впечатляющих чисел, но заключим его лишь одной внушительной цифрой: в этом году на выполнение программы выделялось около 5 миллиардов рублей.
Определились и административные округа, которые признаны лучшими в реализации программы нынешнего года: Центральный, Южный и Северный. Четко справлялись с нею в Северо-Восточном, Зеленоградском и Юго-Западном округах.
Однако невзирая на предновогоднее настроение и радужные итоги, участники заседания «сосредоточились на недостатках». Отремонтированы многие подъезды? Но, как отметил начальник Управления жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства правительства Москвы Николай Павлов, ремонт не всегда блещет качеством. Необходимо ввести строгую приемку выполненных работ. Еще недавно поражавшие неизбалованное воображение стражи наших подъездов – кодовые замки – заставили в себе разочароваться: любой несмышленыш теперь играючи вскрывает их. Достойной заменой им стали домофоны, но они, по мнению Н. Павлова, устанавливаются медленнее, чем хотелось бы. То же можно сказать и о монтаже над подъездами жилых зданий систем видеонаблюдения – они пока представляются экзотикой, хотя на дворе уже третье тысячелетие. У нас их внедрением в быт заняты 25 организаций, но, по свидетельству начальника Мосжилинспекции Александра Стражникова, только 4 из них прошли конкурсный отбор и способны качественно выполнять свою работу.
Качество, как и в былые времена, оставляет желать… 20 процентов из числа отремонтированных в этом году подъездов имели недоделки: в них не были застеклены окна; оставшиеся с прежними выбоинами ступени могли поставлять новых пациентов в травмопункты; стены оказывались плохо прокрашенными. Только после вмешательства Мосжилинспекции эти недоделки были устранены. А низкое качество, как считает А. Стражников, во многом объясняется тем, что конкурсы среди подрядных ремонтных организаций проводятся администрацией округа, а следовало бы их «приблизить к земле», выбор достойнейших осуществляя при ДЕЗах.
Но и ДЕЗы тоже не были обойдены критикой: в нынешнем году стало меньше добровольцев, взявших на себя нелегкие обязанности старших по дому и подъезду, в чем виновна и дирекция единого заказчика, впрочем, не исключая и управу, которые не всегда помогают им в работе. Это уж не говоря о почти полном отсутствии необходимых материальных стимулов. Вот почему в постановлении правительства Москвы, принятом участниками заседания, есть слова о «материальном стимулировании».
Не нужно проводить социологических исследований, чтобы определенно заметить: подъезды без пригляда добровольцев-старших много чаще приносятся в жертву современным вандалам. От них даже не могут уберечь электронные запоры. Конечно, если из крепко запертых подъездов по-прежнему не выносится грязь, – это еще более взывает особь, исходящую отрицательной энергией, к актам вандализма. Замечено, что они наиболее часто происходят в районах Марфино, Люблино и Обручевский, руководителям которых остается только искать причины столь аномальных (количественно) явлений.
А может, одна из причин вандализма – типовое однообразие, наводящее тоску, и тогда, как неосознанный протест, возникает такой выплеск отрицательных эмоций из души, обделенной рукотворной урбанизированной красотой. Не зря же заместитель председателя Москомархитектуры, главный художник Москвы Игорь Воскресенский согласился с упреками в том, что программа не обеспечена разнообразием проектов: во дворах одни и те же малые формы архитектуры и бесконечные копии чуть ли не одного варианта детской площадки. Теперь же, утверждает главный художник Москвы, есть выбор проектных решений.
Выполнение программы «Мой двор, мой подъезд» близится к финишу. Но на завершающей стадии заявили о себе новые проблемы. Добившись эффектных превращений, все же не приходится почивать на лаврах. Необходимо позаботиться о сохранности всего, что было создано по программе за минувшие годы, в связи с чем постановление правительства Москвы признает важнейшей задачей следующего года переход «к плановому ремонту подъездов жилых домов с нормативной периодичностью (не реже одного раза в 5 лет).
И это рассматривается как дальнейшее развитие программы «Мой двор, мой подъезд».
В рамках все той же программы в 2003 году будет продолжен конкурс «Улучшаем свое жилище». А значит, нет предела совершенству.